Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средневековые школы и университеты



2019-11-21 232 Обсуждений (0)
Средневековые школы и университеты 0.00 из 5.00 0 оценок




Раннее средневековье иногда называют «тёмны­ми веками». Переход от античности к сред­невековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.

Монастырские и церковные школы представля­ли собой самые первые учебные заведения средне­вековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней об­разованности (в первую очередь – латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связы­вавшая разные эпохи.

Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феода­лов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религи­озных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молит­вы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и вы­ражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские текс­ты, далёкие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачива­лась в сознание учеников с помощью розги.

Около трёх лет требовалось для обучения пись­му. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма, они учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умноже­ния, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического веро­учения.

Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свобод­ных искусств» (грамматику, риторику, диалекти­ку, арифметику, геометрию, астрономию и музы­ку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, рито­рики, диалектики. Высший образовывали все ос­тавшиеся свободные искусства. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логи­кой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, про­тиворечащие учению церкви, и опровергать их. Уроки арифметики знакомили со сложением и вы­читанием, в меньшей степени – с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). В курсе геометрии сообщались и географи­ческие сведения, часто фантастические и нелепые (Земля – блин, плавающий в воде, Иерусалим – пуп земли и т.п.). Потом изучали астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звёзд, но объясняли, что светила обращаются вокруг Земли по разным сложным путям. Астрономия должна была помочь вычислить сроки наступ­ления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12–13 лет.

С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муни­ципальных (т.е. находящихся в ведении городского совета) школ. Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нуж­ны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать.

Пришёл черёд образования высших школ – университетов. Они возникали либо на основе быв­ших кафедральных (епископальных) школ Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать италь­янского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой.

В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготови­тели пергамента, перьев, чернильного порошка, ап­текари и т.д. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. гра­мотой короля Филиппа II Августа.

Преподаватели университетов создавали объеди­нения по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избира­ли ректора – руководителя университета. Средне­вековая высшая школа имела обычно три факуль­тета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5–6 лет, то будущего филосо­фа-богослова – целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент дол­жен был закончить подготовительный – артисти­ческий факультет (на нём изучали уже упомянутые «семь свободных искусств»; «артис» по-латыни – «искусство»).

На занятиях студенты слушали и за­писывали лекции(по-латыни – «чтение») профес­соров и магистров. Учёность преподавателя прояв­лялась в его умении разъяснить прочитанное, свя­зать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. По­мимо лекций проводились диспуты – споры по за­ранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия – уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Па­рижский, Болонский, Кембриджский, Оксфорд­ский, Пражский, Краковский. Многие из них су­ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

 

Книгопечатание

Книгопечатание – одно из вели­чайших открытий – сыграло огромную роль в научно-техниче­ском прогрессе мануфактурной эпохи.

Пионером введения книгопечатания в Запад­ной Европе был немецкий изобретатель И. Генсфлейш, при­нявший имя Гутенберга. Он начал свою деятельность в первой половине XV в. Гутенберг разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литер, скон­струировал приспособление, при помощи которого отливал литеры из сплава свинца с сурьмой и построил ручной печатный станок, на котором производилось оттискивание, набранного тек­ста на бумагу. Он же составил рецепт особой печатной краски. Первая книга И. Гутенберга была отпечатана между 1444–1447 гг. Начало книгопечатания в Голландии и Италии относится к 1465 г. Из итальянских государств в развитии типограф­ского искусства особых успехов добилась Венеция. Были изготовлены шрифты всех важнейших языков мира. В XV–XVI вв. там печатались и книги по заказам стран Восточной Европы кириллицей и глаголицей.

В 1468 г. книги начали печатать в Чехии, в 1470-м – во Франции, в 1473 – в Бельгии, Испании и Венгрии, в 1474-м – в Польше, в 1476-м – в Англии. Кстати, Англия была первой западноевропейской страной, где первопечатные книги издава­лись преимущественно на родном языке, а не на латыни.

В конце XV в. по количеству вышедших изданий богослов­ские и церковнослужебные книги занимали первое место, но наряду с ними выпускались сочинения античных авторов, книги по математике, медицине, истории, праву и т. д.

В XVI в. во все большем количестве начинает выходить научная и техническая литература. Возникают крупные издательские и типографские предприя­тия – настоящие мануфактуры по выпуску книг.

Владельцами их были, например, семейные фирмы Мануциев в Венеции, Джунта – во Флоренции, Этьеннов – в Париже, Плантенов – в Антвер­пене. Высокого расцвета достигло искусство иллюстрации. Во второй половине XVI в. наряду с гравюрой на дереве стала распространяться гравюра на меди. В конце XVI в. первенство по книжной продукции перешло к Голландии, что было связано с победой в этой стране буржуазных отношений и ликвидацией гнета католической церкви.

Первые книги, напечатанные кириллицей, появились в конце XV в. Они издавались в Кракове изобретателем немецкого происхождения Ф. Швейпольдтом.Все книги имели богослужебное назначение.

Региомонтан (1436–1476), выдающийся астроном и математик XV в.. при материальной поддержке своего ученика и покровителя Б. Вальтера, представителя солидной франкфуртской торговой фирмы, основал в Нюрнберге специализированное издательско-полиграфическое предприятие, выпускавшее исключительно научную литературу. В «тематическом плане» предприятия было перечислено более пятидесяти книг, намечаемых к выпуску в ближайшие годы: произведения древних классиков, собственные сочинения. В 1474 г. Региомонтан издал «Эфемериды» – астрономический календарь с таблицами положения планет, Солнца и Луны на 1475–1506 гг. Кроме всего прочего, книге этой суждено было стать единственным практическим пособием для мореплавателей в эпоху Великих географических путешествий и открытий

Замечательным печатником был Франциск Скорина из Полоцка – ученый и мастер, учившийся в университетах Кракова и Падуи. Книги Скорины, выпущенные в первой чет­верти XVI в., представляли собой шедевры полиграфического искусства. Печать была двухцветной с заставками.

Хотя православное духовенство вначале относилось к введе­нию книгопечатания столь же неприязненно, как и католическое, но встречались и исключения из этого правила. В кружке мос­ковского митрополита Макария в середине XVI в. обсуждался вопрос об исправлении и унификации церковнослужебных книг. Средством для этого должно было явиться введение печатного дела, руководимого московской митрополией.

Вопрос о времени начала книгопечатания в России до сих пор остается спорным. Имена организаторов первой печатни точно неизвестны. Вероятно, она возникла около 1553 г. Там печата­лись в 1555 г. «Евангелие» и «Псалтирь» и вплоть до 1564 г. выходили и другие книги. В 60-е гг. XVI в. начинается дея­тельность Ивана. Федорова, дьякона церкви Николы Гостунского в Кремле, и Петра Тимофеева-Мстиславца. Оба были выдаю­щимися мастерами в этой области. Их первая книга «Апостол» вышла 1 марта 1564 г. Печатание велось черной и красной красками. Орнамент и инициалы гравировались на дереве. Шрифт и заставки были изготовлены по лучшим образцам рукописных книг. Оформление «Апостола» Служило образцом для позднейших печатников на протяжении века.

В 1565 г. было отпечатано два издания «Часовника». По сообщению самого Федорова (в послесловии к «Апостолу» 1574 г.), «злонравные, неученые и неискусные в разуме люди – многие начальники, священноначальники и учители» (т. е. церковные власти и проповедники) – добились прекращения деятельности первопечатников в Москве, несмотря на то, что сам Иван IV положительно относился к книгопечатанию. Иван Федоров и Петр Мстиславец уехали, увезя часть типографско­го инвентаря.

В Москве в оставшейся печатне Никифор Тарасиев и Неве­жа Тимофеев выпустили в 1568 г. «Псалтирь». Потом печата­ние было перенесено в Александровскую слободу. В 1589 г. печатание возобновилось в Москве.

Между тем Иван, Федоров и Петр Мстиславец приехали в Вильнюс. Гетман Г. А. Ходкевич пригласил их в Заблудов (близ Белостока), где они основали типографию для издания книг кириллическим алфавитом. В 1569 г. они напечатали там «Еван­гелие учительное».

В 1570 г. Иван, Федоров выпустил «Псалтирь с Часословцем» (Петр Мстиславец к этому времени уехал в Вильнюс). Однако интриги католического духовенства против издания русских книг побудили Ходкевича закрыть типографию. Федоров пере­ехал во Львов (в 1572 или 1573 г.).,В 1574 г. во Львове вышло новое издание «Апостола». В том же году Федоров издал «Букварь славянского языка» и посвятил его «честному, хрис­тианскому русскому народу». Это была первая книга на старо­славянском языке, имеющая не церковно-служебное, а учебное назначение.

В 1575 г. в Вильнюсе Петр Мстиславец выпустил «Четве­роевангелие», а в 1576 г. – «Псалтирь».

Между тем польский магнат православной веры К. К. Острожский решил основать типографию и пригласил Федорова приехать в г. Острог. В начале 80-х гг. XVI в. «Иван Федоров, печатник з Москвы» (как значилось на его типографской марке) успел выпустить в Острожской типографии еще несколько книг.

Значение деятельности московских первопечатников огромно. Они не только организовали книгопечатание в России, но распро­странили его на Украине, а в Белоруссии восстановили печатное дело, прерванное со времен Скорины.

 



2019-11-21 232 Обсуждений (0)
Средневековые школы и университеты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средневековые школы и университеты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)