Административная и научная школы в управлении.
Школа научного управления– Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которых являются: · Математический принцип исчисления себестоимости; · Дифференциальная система оплаты труда; · Метод изучения времени и движений (хронометраж); · Инструкционные корочки и т.д. 4 основных принципа «тейлоризма»: · научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности; · отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение; · сотрудничество администрации с рабочими в практическом внедрении научных основ труда; · равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами. Тейлор пришел к выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он первым предложил «прогрессивную» систему оплаты труда. Кроме того он выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих и поддерживал механический подход к управлению. Другие концепции в следовании учениям Тейлора разработали Генри Ганнт, супруги Фрэнк и Лилиан Гилберт, Эмирсон, Форд. Одним из главных учеников Тейлора был Ганнт (1861-1919 гг.). Он интересовался не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем фактором, что задачи и методы их решения формируются на основе того, что было сделано ранее или чьего-либо мнения по поводу того, как надо делать работу. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия. Он разработал систему плановых графиков (графики Ганнта), позволивших благодаря высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. Ганнт внедрил систему зарплаты с элементами повременной и сдельной формы оплаты. Ф. и Л. Гилберты внедрили оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Френк Гилберт первым применил фотоаппарат и камеру для исследования движений работников, что позволило ему определить цикл элементарных движений для выполнения любой организации. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами и научным подбором, расстановкой и подготовкой. Г.Эмирсон (1853-1931 гг.) В 1913 году вышел главный труд его жизни – книга «12 принципов производительности»: · отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления; · справедливое отношение людей к персоналу; · нормализация условий труда; · наличие письменных стандартных инструкций; · вознаграждение за производительность. Административная (классическая) школа менеджеров. Основатель Файоль (1825-1925 гг). В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании, которая в момент назначения его на пост генерального директора (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных научно-технологических и административных концернов в мире. Основная работа - книга «Общественное и промышленное управление» (1916 г.). Целью создания административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация обязательно добьется успеха. Файоль сформулировал 14 принципов: 1. разделение труда (специализация); 2. дисциплина; 3. единоначалие; 4. единство руководства; 5. власть и ответственность; 6. подчинение частных интересов общим; 7. вознаграждение; 8. централизация; 9. скалярная цепь; 10. порядок; 11. справедливость; 12. стабильность рабочего места для персонала; 13. инициатива; 14. корпоративный дух. Файоль сформулировал 6 групп операций: 1. технические; 2. коммерческие; 3. финансовые; 4. страховые; 5. учетные; 6. административные. Административные операции Файоль разделил на: планирование; организацию; мотивацию; контроль; координацию. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Файоль говорил, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентен во всех вопросах и количество знаний возрастает вместе с опытом, а также, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятия. Заслугой Файоля является постановка им вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности в особый объект исследования. Основное различие теорий Тейлора и Файоля состоит в том, что Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятиями «снизу», а Файоль – «сверху». Они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор – цеховую, Файоль – высшую административную.
18. Школа человеческих отношений.
В 30-50е гг, ХХ века получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Задача этой школы – использовать достижения психологии и социологии для того, чтобы перенести центр тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Возникновение этой школы связано с немецким ученым Гуго Мюнстербергом (1863-1916). В 1892 году переехал в США, преподавал в Гарварде, создал первую в мире школу промышленных психологов и явился одним из основателей психотехники. Фаллетт (1868-1933) изучала социально-психологические отношения в небольших группах. Первая выдвинула идею гармонии капитала и труда, которая может быть достигнута только правильной мотивацией и учетом интересов всех заинтересованных сторон. Особая заслуга принадлежит психологу Элтону Мейо (1880-1949). Он провел ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты» по названию г.Хортон недалеко от Чикаго, где распологался завод Вестерн Электрик. Эксперименты проводились с 1927 по 1939 годы, а результаты обрабатывались еще 10 лет. Изучая влияние различные факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мейо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот наук управления. Под ним в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенное в управленческую систему. Именно человеческий фактор сейчас отделяет конкурентоспособность и эффективность организации. В деятельности современного менеджера преобладают социально-психологические и психологические методы управления над административными.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |