Особенности воспитательного процесса. Основные группы принципов содержания, организации и проведения воспитательного процесса.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально ориентированное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Особенности воспитательного процесса. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. 1. Это целенаправленный процесс. 2. Многофакторный процесс. 3. Длительный процесс. 4. Непрерывность. 5. Комплексный процесс. 6. Вариативность и неопределенность результатов. Принципы содержания воспитания: - конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность воспитания. Этот принцип определяет общую направленность процесса воспитания студентов, обеспечивая внутреннюю связь между всеми принципами, методами, средствами и формами воспитания. Он требует подчинения всей деятельности преподавателя задачам воспитания в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. На основе этого принципа осуществляется реализация государственного заказа в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами обучаемых, то требования принципа естественным образом вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании же целей государства, общества и личности реализация принципа затруднена, а иногда вообще становится невозможной; - соответствие целей и содержания воспитания характеру решаемых задач и потребностей студентов. Этот принцип будет реализован лишь тогда, когда не возникает противоречий между содержанием воспитания и теми потребностями студентов, которые они вкладывают в это содержание; - гармоничность содержательных составляющих воспитания, то есть единство государственного, патриотического, нравственного, профессионального, правового, физического, экологического, эстетического и других видов воспитания. Принципы организации воспитания: - принцип связи воспитания с жизнью. Реализация этого принципа требует постоянной информированности студентов о происходящих событиях в различных сферах общественной жизни и в социально-экономической ситуации, а также применения полученных знаний, умений и навыков на практике; - воспитание в коллективе и через коллектив. Этот принцип предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Коллектив дает студентам богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно-психологическую полноту жизни, возможность полнокровной реализации личностного потенциала. Только в коллективе и с его помощью могут воспитываться и развиваться чувства ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, нормы поведения, вырабатываются организаторские навыки. Личность может быть правильно воспитана лишь в коллективе, хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях; - субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений. Этот принцип отражает личностный подход к воспитанию, который предполагает партнерские, равноправные отношения обучающих и обучаемых. Первостепенное значение здесь имеет направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, установки, мотивы деятельности. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни и т.д. - индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, самореализацию личности, выявление и развитие ее творческих возможностей; - активность, системность и конкретность воспитательных мер; - сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности; - единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. Этот принцип требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования; - оптимизация воспитательного процесса. Принцип проведения воспитания: - правовая доминантность преподавателя в воспитательной деятельности; - активный, динамично развивающийся характер воспитательной деятельности; - педагогическая требовательность, характеризующаяся разумностью и справедливостью, обоснованностью и последовательностью; - забота и внимание к обучаемым, гуманное отношение к ним; - сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников и др.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |