Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.



2019-11-21 1977 Обсуждений (0)
Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Признание приоритетности образования.

Принцип признания приоритетности образования основан на статье 2 Конституции Российской Федерации. В данной статье прописаны конституционной нормы, права и свободы человека, которые являются высшей ценностью. Следовательно, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства.

Государство заинтересовано в неуклонном развитии образования, так как с этим напрямую связаны:

o вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

o успешное развитие российской экономики и социальное благополучие нации;

o состояние национальной безопасности.

Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.

Закрепление приоритетного характера развития образования нацелено на создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Российского государства, обеспечение высокого качества жизни в России и упрочения национальной безопасности.

Приоритетность сферы образования государство реализуется посредством:

- создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);

- финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);

- формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);

- подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);

- укрепления связи образования и науки (академическая составляющая государственной политики в сфере образования);

- развития международных контактов и академической мобильности (международная составляющая государственной политики в сфере образования).

Приоритетность образования закрепляется также на международном уровне. ЮНЕСКО в своих докладах и иных документах связывает приоритетность образования с его особым значением для развития личности и общества. Деятельность ЮНЕСКО нацеливает международное сообщество на предоставление образования всем, на всех уровнях и на протяжении всей жизни, потому что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей[5]. В документах ЮНЕСКО образование определяется как важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития.

Несколько стратегических задач, связанных с образованием, были включены в список «Целей развития ООН на рубеже тысячелетия»:

o бесплатное и обязательное начальное образование и равенство полов в начальной и средней школе;

o содействие образованию в качестве одного из основных прав человека;

o повышение качества образования путем диверсификации его содержания и методов;

o содействие экспериментам, новаторству, публикациям и обмену данными и передовым опытом, а также развитию диалога по вопросам политики в области образования.

Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Данный принцип можно разделить на два принципа.

Первый принцип гарантирует каждому право на образование. Он закреплен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и воспроизводит конституционную норму, в соответствии с которой право на образование принадлежит каждому (ст. 43 Конституции РФ). Аналогичные международно-правовые нормы закреплены в источниках международного права ― Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, культурных и социальных правах, Конвенции о правах ребенка и др.

Комментируемый принцип непосредственно связан с конституционным принципом равенства всех перед законом и судом, который в образовательном праве трансформируется в требование равноправия при получении образования. (ст. 43, 19 Конституции РФ)

Исходя из этого требования вытекает запрет на устанавление льготы индивидуального характера для участников образовательных правоотношений.

Второй принцип, гарантирующий всем право на образование, сочетается с запретом на дискриминацию в сфере образования.

Нормы образовательного права не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Комментируемая норма Федерального закона имеет под собой международно-правовое основание. (Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, 1962 г.)

 

Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.

Данный принцип устанавливает рамки, в которых определяется содержание образования, формируются методы образования, важнейшие установки образовательной политики.

Российское образование имеет давние и богатые традиции. Названные принципы максимально полно их учитывают, подытоживая достижения отечественного образования, его нацеленность на общечеловеческие и универсальные ценности.

Свободное развитие личности в качестве принципа образовательной политики государства означает признание за ней собственной позиции и права на самоопределение в процессе образования.

Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Соблюдение этого принципа, вытекающего из конституционного определения Российской Федерации как федеративного и многонационального государства, особенно важно при формировании и реализации государственной политики Российской Федерации в области образования.

Принцип единства образовательного пространства в законодательных актах субъектов Российской Федерации трансформируется в принцип обеспечения единства федерального, регионального и муниципального образовательного пространства.

Единство образовательного пространства в Российской Федерации не противоречит норме Конституции РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72), в соответствии с которой общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Региональные законы лишь уточняют федеральное законодательство об образовании, адаптируя их к местным социально-экономическим, этнокультурным, языковым особенностям конкретной территории.

Системы образования в субъектах Российской Федерации и муниципальные системы образования представляют собой составные части единой общегосударственной системы российского образования. Это положение находит свое отражение в актах регионального и муниципального законодательства об образовании, в которых содержатся нормы, устанавливающие, что нормативно-правовая база регулирования складывающихся в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях отношений в сфере образования, формируется в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством об образовании, согласно принципам государственной политики в сфере образования, закрепленным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, единое образовательное пространство Российской Федерации представляет собой сложносоставное пространство, образованное в соответствии с едиными законодательными принципами и правилами и включающее в себя образовательные системы, формируемые на региональном и муниципальном уровнях.

В законах субъектов Российской Федерации об образовании чаще всего регулируются вопросы, связанные с выбором языков обучения и формы одежды, созданием условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, процедурами индивидуального отбора обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов и т. д.

Принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации дополняется важной гарантией — законодательным предписанием о защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Данный принцип предусмотрен не только в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», но и закреплен в иных законодательных актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»[11], Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»[12] и др.).

Данный принцип находит свое отражение в законодательстве об образовании отдельных регионов. Прежде всего, это относится к проблеме изучения в школах национальных языков.

Так, например, в ст. 8 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. № 1755-ЗРК «Об образовании»[13] установлено: «В государственных образовательных организациях Республики Карелия, муниципальных образовательных организациях может вводиться преподавание и изучение карельского, вепсского и финского языков. Преподавание и изучение карельского, вепсского и финского языков в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. В целях создания условий для изучения карельского, вепсского и финского языков органы государственной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления в Республике Карелия обеспечивают:

1) создание необходимого числа образовательных организаций, классов, групп с целью преподавания и изучения карельского, вепсского и финского языков и условий для их функционирования;

2) подготовку специалистов для преподавания и изучения карельского, вепсского и финского языков;

3) издание и внедрение в учебный процесс учебников и учебных пособий на карельском, вепсском и финском языках».

Территории, на которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации, оставаясь составной частью единого образовательного пространства России, вместе с тем представляют собой зону гарантированного развития языков и культуры коренных народов.

В Законе Ямало-Ненецкой автономной области от 27 июня 2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»[14] (ст. 4) предусмотрено: «В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера организуется изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера. В автономном округе обеспечивается подготовка высококвалифицированных кадров для осуществления образовательного процесса на родных языках коренных малочисленных народов Севера. Изучение предметов этнокультурной направленности определяется образовательной организацией самостоятельно за счет компонента образовательной организации базисного учебного плана».

Региональное законодательство воспроизводит законодательные положения о включении в образовательный процесс этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации.

В Областном законе Ростовской области от 5 февраля 2013 г. № 1043-ЗС «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области»[15] закреплено, что казачье кадетское образование представляет собой «процесс обучения и воспитания учащихся, воспитанников и студентов по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку обучающихся к несению государственной или иной службы российского казачества, с использованием культурно-исторических традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края».

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;



2019-11-21 1977 Обсуждений (0)
Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1977)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)