Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На тему: «Проблема любви по философскому труду Эриха Фромма «Искусство любить» »



2019-11-13 2122 Обсуждений (0)
На тему: «Проблема любви по философскому труду Эриха Фромма «Искусство любить» » 4.60 из 5.00 5 оценок




Эссе

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Проблема любви по философскому труду Эриха Фромма «Искусство любить» »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

гр. Л-1903 (Гуманитарный факультет)

Обора Валерия Владиславовна

 

 

 

 

Дата: 01 ноября

 

 

 

 

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

2019г.

 

 

Для написания эссе я выбрала книгу Эриха Фромма «Искусство любить».

 

Чаще всего люди думают, что любовь — это чувство, состоящее из приятных ощущений, состояние, которое появляется и «накрывает» человека, если ему так повезёт.

 

Однако, очевидно, что основная проблема большинства людей, желающих любви, — то, что для них это желание - в первую очередь, потребность быть любимыми, а не стремление любить самим. Человек, стремясь «заслужить» любовь другого человека, прибегает к большому количеству разных ухищрений , среди которых - завоевание власти и богатства мужчиной, приумножение внешней красоты женщиной. Но вызванный интерес — еще не значит , что это любовь. Также, безусловно, это не значит полюбить самому. Приведу в доказательство, на мой взгляд, очень мудрое высказывание У.Шекспира: «Любовь бежит от тех, кто гонится за нею»

 

Другой проблемой в вопросе любви является отсутствие объекта, достойного её. Но здесь, по моему мнению,  люди смещают внимание с причины появления любви на ее следствие: ключевой должна быть проблема не отсутсвия «достойного» объекта , а проблема способности полюбить.

Способен ли я любить? — с этого вопроса стоит начинать постигать искусство любви, согласно философу Эриху Фромму.

 

Обратимся к миру животных:  привязанность между особями обусловлена инстинктами, а над людьми в этом вопросе биологические процессы играют менее важную роль. Человек обладает самосознанием, значит, он способен отделить себя от окружающей среды, от других людей, осознать краткость своей жизни и свою ничтожность перед природным  миром и социумом в целом.

 

По сути, мы приходим в мир и уходим из него в одиночестве. Да, на протяжении жизни у нас появляются семья, друзья, любимые, дети. Но это переживание одиночества, обособленности, отделенности появляется у каждого человека и вызывает тревогу. Часто это беспокойство, не имеющее причины, вспышки страха, которые важно заглушать, чтобы жить дальше и не стать сумасшедшим.

 

Фромм, рассуждая о способах подавления чувства тревожности, приводит пример решения этой проблемы на ранних стадиях развития человечества: оргиастические культы, в которых момент пика удовольствия соединялся с ощущением группового единения и исчезновения внешнего мира и , соответсвенно, его проблем .

Подобный эффект в нашем современном обществе достигается путем принятия алкоголя и наркотиков, но  культура современного западного ( и не только)  мира, в отличие от раннего общества, осуждает  алкоголизм и наркоманию, что добавляет к основному тревожному чувству у человека еще и чувство  вины.

 

Другим вариантом избавиться от страха и беспокойства — является бессознательное подчинение группе (обществу, государству). Действительно, в мировой истории это проявляется в расцвете диктатур или во времени когда все  стремились к всеобщему равенству (то есть единению) – демократии.

 

Третий способ — творчество, в процессе которого человек сливается с предметом своей деятельности (художник — с картиной, скульптор — с мрамором и т.п.).

 

Однако все эти способы могут только временно избавить человека от чувства тревоги.

Полное же освобождение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния с другим человеком, т.е. в любви.»

От любви очень важно  отличать влюбленность — неосознанную, мимолётную  заинтересованность, а также «симбиотическую» связь, которую можно трактовать как незрелую форму любви. Связь эта бывает двух видов: пассивная (мазохизм) и активная (садизм).

В первом случае человек может избавиться от тревоги, только осознавая себя частью другой личности.

Во втором — только признавая другую личность как часть себя.

Оба варианта подразумевают эгоизм – качество, не присущее истинной любви.

 

Зрелая же любовь основана на принятии и сохранении единства личности. Это единство также связанно со способностью отдавать, дарить, приумножать счастье любимого — и в то же время свое счастье. Как говорил Л.Н.Толстой - «Любовь – бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.“

 

Эрих Фромм утверждает , что любовь представляет собой активную действенную силу, проявляющуюся в четырех основных аспектах:

· Заботе (о хорошем состоянии другого).

· Ответственности (за обоих).

· Уважении (внимании к особенностям и потребностям другого).

· Знании (стремлении понимать, что переживает любимый, здесь важно понимание природы человека вообще).

Любовь возможна не только между полами.

Философ выделяет  пять типов «настоящей» любви:

 

1.Братская любовь – она предполагает  любовь к людям в целом, к любому человеку и лишь  на том основании, что он — человек. Это базовый тип любви, который является фундаментом для возникновения остальных. Стоит отметить, что наш мир очень далёк от принятия этого «базового» вида любви.

2. Материнская любовь — безусловная любовь матери к ребенку. Любая мать принимает ребенка полностью, любым, она не может вдруг разлюбить его, если он что-то сделает; или же не принимает вовсе. Любовь отца, в отличие от материнской, не инстинктивна, ее необходимо завоевывать, поэтому существует множество историй о проснувшихся отцовских чувствах ближе к отрочеству или совершеннолетию ребенка, и даже в моей семье так.

3. Эротическая любовь — любовь между полами. Самая спорная и обманчивая,потому что  основана на признании исключительности избранного объекта и легко может стать связью  двух просто  самовлюбленных людей.. Подлинная эротическая любовь предполагает не фокус  на себе самом или партнере, а единение двоих равных человеческих существ в одно.

4. Любовь к себе. Логика братской любви говорит, что каждый человек заслуживает право быть любимым. Следовательно, и я заслуживаю того, чтобы меня любили. И если моей любви достоин любой, то и я тоже достоин моей любви. Важно то, что этот вид необходимо отличать от эгоизма, который является не любовью, а стремлением к потреблению.

5. Любовь к Богу. Этот тип проходит сложный путь развития. Сперва он подобен привязанности дитя к матери — беспомощной и безусловной: человек любит Бога, потому что без Него он не выживет. Затем отношение начинает напоминать любовь ребенка к отцу, основанную на восхищении и послушании. Зрелая любовь к Богу предполагает слияние, единение с Ним.

 

Прочитав книгу, я попытаюсь выразить суть описанных автором явлений любви и дать им комментарий.

 

Братская любовь

«Братская любовь – это любовь между равными.»

 

Фундаментальный вид любви, составляющий основу всех остальных  типов. Под ней я понимаю  ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание сделать жизнь ближнего лучше, продлить её .

Об этом виде любви идет речь в Библии, одна из основных заповедей гласит : «возлюби ближнего своего, как самого себя».

 

Братская любовь это любовь ко всему человечеству, вне зависимости от гендера, рассы,национальности,возраста и любых других категорий различия. Ее характеризует полное отсутствие предпочтения. «Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не; можем использовать в своих целях.» - пишет философ Э.Фромм.

Если я «научилась» любить , то , я не могу не любить своих братьев и сестёр. Батской любви характерно  переживание единства со всеми людьми, человеческой солидарности,единения. Братская любовь основывается на чувстве, что все мы – одно целое.

Также , возвращаясь к высказыванию «Братская любовь-  это любовь между равными», хочу отметить , что  даже равные не всегда «равны». Как люди, мы все нуждаемся в помощи. Сегодня бездомный на улице, завтра твой друг, а после завтра ты сам. Но ведь  быть нуждающимся  в помощи не означает, что кто-то  беспомощен, а кто-то  всесилен. Беспомощность - это временное состояние; и оно часто бывает индикатором братской любви. По Эриху Фромму: «И все же любовь к беспомощному человеку, любовь к бедному и чужому это начало братской любви.»

 

 Материнская любовь

Материнская любовь – это любовь, обусловленная абсолютным принятием, часто бессознательная и инстинктивная.

Мать – это тепло, мать – это источник жизни, мать – это эйфорическое состояние удовлетворения и безопасности.  Автор пишет: «Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим . Я любим, потому что я – ребенок своей матери. Я любим потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне.»

Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть, или вообще еще более точно: Я любим, потому что это я.

Материнская любовь – это блаженство, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать.

Безусловно, есть и негативная сторона у всеобъемлющей материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать – ее еще и нельзя вызвать искусственно, удостоится или заслужить, а так же не невозможно, контролировать. Если она есть, то она равна бесконечности, если же ее нет, это все равно что если бы все прекрасное ушло из жизни – и главное , ты никогда не сможешь ничего предпринять , чтобы эту любовь создать. «Материнская любовь по самой своей природе безусловна.»  Мать любит новорожденного младенца, потому что это ее плод, потому что с появлением этого ребенка решилось нечто важное, удовлетворились какие-то ожидания.

Важно отметить, почему этот типа не назван «родительской любовью»

«Связь с отцом совершенно другая. Мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери».

Отцовская любовь это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В отцовской любви  можно найти , как и отрицательную, так и положительную стороны.

Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не оправдает ожидания/не подойдёт под «отцовские» рамки.. В самой природе отцовской любви заключается послушание как основная  добродеятель, непослушание – как главный  грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви.

Однако важна и  существует положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу добиться ее, трудиться ради нее; заработать любовь.

В конечном счете, зрелый человек приходит к тому моменту, когда он сам становится и своей собственной матерью и своим собственным отцом. Он обретает как бы материнское и отцовское сознание. Материнское сознание говорит: «Нет злодеяния, нет преступления, которое могло бы лишить тебя моей любви, моего желания, чтобы ты жил и был счастлив». Отцовское сознание говорит: «Ты совершил зло, ты не можешь избежать следствий своего злого поступка, и если ты хочешь, чтобы я любил тебя, ты должен прежде всего исправить свое поведение». Да, когда зрелый человек внешне становится свободен и независим от родительских фигур, он строит их внутри себя. Такова природа человека.

 

Эротическая любовь

Эротическая любовь, она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком. Она по самой своей природе исключительна, а не всеобща; к тому же, вероятно, это самая обманчивая форма любви.

Любимого человека познаешь так же хорошо, как самого себя. Или, может, лучше сказать – познаешь так же мало, как самого себя. Если бы познание другого человека шло вглубь, если бы познавалась бесконечность его личности, то другого человека никогда нельзя было бы познать окончательно.

Эротическая любовь еще не дополняется братской любовью, это никогда не поведет к единству, которое было бы чем-то большим, чем, опять же ,  приходящее единение в момент близости .

Часто предпочтительность эротической любви неверно понимается  как привязанность, основанная на обладании или на физическом удовлетворении. Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому.

На самом деле их любовь это эгоизм двоих. Два человека « живут» друг с другом во всех смыслах и решают проблему одиночества. Они достигают чувства преодоления одиночества, но, так как  они отделены от всего остального человечества, они остаются отделенными и друг от друга, и каждый из них отчужден от самого себя. Их переживание единства – иллюзия.

Эротическая любовь делает предпочтение, «выбирает» предмет любви, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого.

Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни – но не в смысле глубокой братской любви.

Онатребует определенных особенных, в высшей степени индивидуальных элементов, которые существуют  у отдельных людей, но не у всех. Обе точки зрения – одна, что эротическая любовь это от начала до конца уникальное индивидуальное влечение двух определенных людей, а другая, что эротическая любовь не что иное как « акт доброй воли» , – верны. Мне неблизко называние этой любви как «эротической» , я бы скорее назвала её «индивидуальной» или «предпочтительной».

 

Любовь к себе

Фромм пишет: « …мое собственное «я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение моей собственной жизни; счастья, развития, свободы коренится в моей собственной способности любить, т. е. в заботе, уважении, ответственности и знании.»

Действительно,  если человек в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще.

Мне особо понравилось высказывание философа об эгоизме, относительно типа любви к себе: «Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя.» Это нетрудно объяснить : отсутствие нежности и заботы о себе, которые неизбежны с неумением любить любого другого человека,оставляет его пустым и бесчувственным.

Он неизбежно несчастен, такие люди с особым стремлением жаждет получить у жизни удовольствия, однако сами того не понимая препятствуют этому.. Кажется, что «эгоист» слишком много заботится о себе, но, в действительности, он только делает безуспешные попытки скрыть и компенсировать свой провал в деле заботы о своем собственном «я».

Эти идеи любви к себе нельзя объяснить  лучше, чем цитируя на эту тему средневекового богослова  Мейсгера Экхарта: «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь любить их как одну личность, и личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково"

 

Любовь к Богу.

Этот тип любви у Фромма подчеркивает значение правильного образа жизни. Все в жизни: любое маленькое или важное действие, посвящены познанию Бога, но познанию не посредством правильной мысли, а посредством правильного действия.

 Во-первых, она ведет к терпимости. Неудивительно, ведь терпимость – одна из главных христианских добродеятелей. В преобладающей на Западе религиозной системе любовь к Богу это в сущности то же, что и вера в Бога, в божественное существование, божественную справедливость, божественную любовь.

Любовь к богу это в мысленная работа.

Если рассмотреть любовь к Богу в восточных религиях и в мистицизме - это напряженное чувственное переживание единства, нераздельно соединенное с выражением этой любви в каждом жизненном действии.

В истории человечества мы видим – и можем предвидеть наперед – то же развитие: от первоначальной любви к Богу, как беспомощной привязанности к Матери Богине, через послушную привязанность к Богу Отцу, к зрелой стадии, когда Бог перестает быть внешней силой, когда человек вбирает в себя принципы любви и справедливости, когда он становится единым с Богом.

В современной религии мы находим все стадии, от самого раннего и примитивного развития до высшей стадии.

Слово «Бог» обозначает как племенного вождя, так и «абсолютное ничто».

Таким же образом, и каждый человек сохраняет в себе, в своем бессознательном, как было показано Фрейдом, все стадии, начиная со стадии беспомощного младенца. Вопрос в том, до какой стадии человек дорос.

Одно вполне определенно: природа его любви к Богу соответствует природе его любви к человеку, и далее, действительный характер его любви к Богу  и человеку часто остается бессознательным, будучи скрыт и рационализирован более зрелой мыслью о том, что есть его любовь.

 

Таким образом, настоящая  зрелая любовь — это активная действенная способность. На ее проявление и развитие у человека влияет большое количество факторов. Одним из них предстаёт культура, дающая как позитивное так и негативное влияние.

Капиталистический мир, в котором мы живем, нуждающийся в работниках и потребителях, предоставляет индивиду разнообразные возможности избавиться от чувства одиночества и тревоги, выгодные ему , но никак не самому человеку, такие как: монотонная стабильная работа,  обыденные и гедонические развлечения, создающие ложное чувство общности.

Наше общество, зацикленное на  потреблении,  предлагает человеку тысячу способов получить удовольствие, делая вид, что именно в этом заключается истинное  счастье. Подмена истинно человеческих потребностей их низкими подобиями приводит и к разложению любви: превращению семьи в рекламный образ «команды», потребительскому отношению к партнеру. Это легко проследить, например,  в рекламных роликах, которые используют любовь и семью для привлечения внимания к товарам.

 

Для того чтобы развить способность любить, научиться этому искусству, необходимо проявить достаточно усилий. Практика искусства любить требует дисциплины, терпения, сосредоточенности и предельной заинтересованности в этом процессе. Нужно уметь слушать, чувствовать и другого, и самого себя. И, наконец, нужно верить в любовь — не как в индивидуальное чувство, а как в способность, присущую всему человечеству

 

На мой взгляд, это - лучшая цитата, раскрывающая  эту суть , в книге Эриха Фромма «Искусство любить» : «Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому».

 

 

Подводя итог, отмечаю, что по большей же части, я поддерживаю взгляды автора, они оказались очень близкими мне и моему представлению мира в целом. Особенно они близки мне соображениями о крайней важности бескорыстия любви, а так же о том, что напрасно мы ищем несуществующего, уникального человека, который будет нам близок просто потому, что это «тот самый». Ведь если мы не научимся любить, открывая в себе это чувство с новых аспектов, и не начнем задумываться от том, подлинна ли наша близость, то, в лучшем случае, одни отношения в будут сменять другие раз за разом, и тем не менее, мы останемся неудовлетворенными и разочарованными в людях и чувствах.

 

Я , как и многие девушки в моем возрасте, ни раз и прежде задавалась я вопросом, умею ли я любить искренне и бескорыстно, в исконном, и наиболее «здоровом» смысле этого слова? Этот вопрос появлялся у меня на фоне прочтения таких литературных работ, как «Война и мир», «Тихий Дон» , «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита» и других произведений, в которых поставлена проблема любви. Могу ли я без  зависимости или же отторжения близости, без выбора «объекта любви» с точки зрения неких критериев и моих потребностей, без «примеривания» функций к человеку. Если быть краткой, то я учусь этому, вполне осознанно, с переменным успехом, продвижениями и падениями вниз, но результаты я ощущаю, особенно после прочтения книги Эриха Фромма.

 

 Учась обретать  гармонию со своими чувствами и духовно совершенствуясь  я бы выбрала фразу из книги «Искусство любить», в качестве эталона: «И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь начинает раскрываться».

 

А основными аспектами , в которых нужна предельно трепетная работа выделила бы :

 

— Необходимость  понимать, что любовь — это не преходящее чувство, а фундаментальная способность человека.

— Важность распознавания  ложных и незрелых  форм любви.

— Неотъемлемость развития в  себе способности любить (включая практические рекомендации).

—Ответственность в  отношении  к любви, партнеру, ребенку и человечеству.

 

 Завершая своё эссе, я хочу привести цитату Л.Н.Толстого, которая полностью отражает моё мнение и является объяснением причины завершения моих размышлений:

„Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.“

 

 

Эрих Фромм (1900–1980) — немецкий философ, один из ярчайших представителей социальной психологии. Входил во Франкфуртскую школу социальных исследований, заложил основы неофрейдистского и фрейдомарксистского течений.

 

 



2019-11-13 2122 Обсуждений (0)
На тему: «Проблема любви по философскому труду Эриха Фромма «Искусство любить» » 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: На тему: «Проблема любви по философскому труду Эриха Фромма «Искусство любить» »

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2122)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)