Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


по дисциплине «Макроэкономика»



2019-11-22 426 Обсуждений (0)
по дисциплине «Макроэкономика» 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра _____________________

 

Факультет_________________ Специальность___________________

                                                    (направление)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Тема «Социальная политика и ее основные направления»

 

                                               Студент__________________________

(Ф.И.О.)

                                               Курс________ № группы _________

                                               Преподаватель ___________________

                                                                  (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

Краснодар – 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Стр.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность и основные направления социальной политики… 5
Глава 2. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Социальная защита населения…………………….. 11
Глава 3. Главные характеристики социальной политики в России в прошедшем и текущем годах………………………………………….. 16
Заключение……………………………………………………………… 24
Список литературы…………………………………………………… 26
Рецензия………………………………………………………………… 28

 

 

Введение

 

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России и мире в целом крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, растет численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В связи с этим одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.

Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.

Цель курсовой работы - изучить социальную политику государства и ее основные направления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность и теоретические основы социальной политики России;

2) определить основные направления, функции и модели социальной политики;

3) провести анализ развития социальной политики в России;

4) выявить проблемы развития социальной политики в России;

5) определить перспективы совершенствования социальной политики;

6) выявить стратегию модернизации социальной политики;

7) показать итоги и перспективы реализации социальной политики в России.

Объектом изучения является экономическая теория, предметом исследования - социальная политика государства.

Методология исследования предполагает использование таких методов как: эмпирический, позитивный анализ, метод сравнения, статистический метод, анализ и синтез.

Теоретическую базу исследования составляют труды ученых-экономистов по исследуемой тематике, материалы экономических журналов, ресурсы сети Интернет. В ходе работы были изучены разработки специалистов в области экономической теории, изложенные в учебных пособиях и научных статьях таких авторов как Бродский Б.Е., Киселева Е. А., Капканщиков С.Г., Фёдорова Н.В., Егорова М. С., Смирнова А. А. и других.

Структура работы построена соответственно очередности поставленных задач Работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе рассматривается сущность и основные направления социальной политики. Вторая глава посвящена таким понятиям как экономическая эффективность и социальная справедливость, а также социальная защита населения. В третьей главе содержится анализ социальной политики России за 2015-2016 годы, выявлены основные проблемы в этой области и предложены возможные решения.

Работа содержит 28 страниц, 5 графических изображений, 18 использованных источников.

Глава 1. Сущность и основные направления социальной политики

 

Социальная политика — система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Основными задачами социальной политики являются:

• повышение благосостояния;

• улучшение условий труда и жизни людей;

• осуществление принципа социальной справедливости[1].

Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.

В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:

 1) социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;

2) обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

5) формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;

6) создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса.

Однако рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социально уязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества.

В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере его ускорения создаются благоприятные социальные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:

1) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

2) региональная социальная политика применительно к регионам;

3) государственная социальная политика;

4) межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости групп стран[2].

Теоретическое осмысление эти процессы получили в концепции «развития человеческих ресурсов». Основные положения этой концепции:

• ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу;

• непрерывность процесса обогащения знаний и роста квалификации;

• гибкость организации труда;

• демократизация систем экономической власти;

• партнерские отношения между участниками производства.

Данная концепция легла в основу так называемой теории человеческого капитала.

Социальная политика — это не чисто экономическая проблема. Она включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики. К последним в первую очередь относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения.

Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества.

Социальная устойчивость предполагает:

• стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;

• недопущение необоснованной дифференциации доходов;

• формирование надежной системы социальной защиты и социальные гарантии членов общества.

Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так, пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста.

Характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства[3].

Теперь рассмотрим основные направления социальной политики. Экономисты по-разному подходят к определению направлений социальной политики. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух основных направлений:

1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.

Первое направление включает в себя комплекс таких государственных мер, как:

• либерализация бизнеса — освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;

• поддержание высокой занятости — увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

• регулирование трудовых отношений — минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся[4].
Основные меры по указанным двум направлениям можно выразить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Основные направления социальной политики

 

Некоторые экономисты важнейшими направлениями социальной политики считают:

1) государственную политику занятости;

2) регулирование доходов населения и его социальную защиту;

3) социальную ориентацию экономики.

Политика занятости предполагает меры государства по стимулированию роста занятости, увеличению рабочих мест, расширению форм и условий для подготовки и переподготовки работников, социальную защиту безработных.

Политика регулирования доходов и социальной защиты населения имеет целью совершенствование механизма формирования и распределения доходов, улучшение системы социальной защиты населения. Социальная ориентация экономики — социальное подчинение народного хозяйства задачам развития личности. Государство принимает меры по превращению рыночной экономики в социально ориентированную рыночную экономику, сочетающую преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты населения.

Таким образом, социальная политика, – это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать экономические потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

 

Глава 2. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Социальная защита населения

 

Социальная справедливость в сфере экономики - это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. В настоящее время в общественном сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой.

Экономическая эффективность - это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью - это отражение противоречия между производством и потреблением[5].

В современных условиях применяется более широкое понятие социально-экономической эффективности, включающее категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим образом достигается в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсе - и трудосберегающих технологий.

В современных условиях применяется более широкое понятие социально-экономической эффективности, включающее категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

Социальная защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни[6].

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице, пенсии, пособия по болезни, инвалидности, жилищные пособия, пособия на получение образования, медицинская помощь, гарантирование государством минимального уровня доходов. Непосредственная цель производства в условиях рынка - получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей.

Система социальной защиты получает развитие в развитых странах. В плане обеспечения социальной защиты населения в этих условиях делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, переквалификация, обучение профессиям, пользующихся спросом.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).

Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Каждое государство принимает свои нормативные акты по социальной защите населения. В России, например, право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости населения является Закон Российской федерации «О занятости населения в Российской федерации» 1991г. В Законе говорится о государственной политике в области содействия занятости населения, полномочиях федеральных органов власти с субъектов федерации. Закон закрепляет права граждан в области занятости, в частности, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.

Среди нормативно-правовых актов регулирующих отношения в сфере занятости населения необходимо отметить ряд правовых норм касающихся обеспечения занятости граждан. Среди них Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии на чернобыльской АЭС» и др[7].

Обеспечение по обязательному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. К денежным выплатам относятся пенсии и пособия. К благам и услугам относятся средства государственного социального страхования, направляемые на проведение оздоровительно-профилактических мероприятий.

 

 

Глава 3. Главные характеристики социальной политики в России в прошедшем и текущем годах

 

В статье 7 Конституции РФ предусмотрено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Сильный характер социальной России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики.

В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг (см. Рис. 2).

Рис. 2. Структура, цели и задачи социальной политики РФ

 

Прошедший 2015 год можно характеризовать по-разному: и как год российского кризиса, и как год рекордных рейтингов, и как предвыборный год.

Уровень жизни за этот год стал ниже, что почувствовали на себе многие россияне. По данным ФОМ, 47% опрошенных считают 2015 год хуже, чем 2014 год. Номинальная среднемесячная заработная плата увеличилась до 33,8 тысяч рублей в ноябре, реальная же, если сравнивать с ноябрем 2014 года, упала на 9%, не многим меньше и показатель почти за год — январь—ноябрь 2015 года Народ, по данным Росстата, стал беднее на 9,2%, чем в январе—ноябре 2014 года[8]. Кроме этого, выросла и просроченная задолженность по заработной плате, причем с начала года она не уменьшалась, а только росла (рис. 3).

Рис. 3. Изменение просроченной задолженности по заработной плате по месяцам в 2014 и 2015 годах, в млрд. руб., данные Росстата

 

Всё это — свидетельства отнюдь не пройденного пика кризиса, а, наоборот, увеличения масштабов кризисных явлений, которые отражаются на жизни простого народа. В том числе и в таких вопросах, как МРОТ и прожиточный минимум, которые претерпели определенные изменения в 2015 году.

За чертой бедности, то есть получая меньше прожиточного минимума, по данным государственной статистики за январь—сентябрь 2015 года, находилось 14,1% населения, или 20,3 миллиона человек.

Безработица также стала расти. Согласно Росстату, в октябре 2015 года уровень безработицы достиг 5,8% населения или 4,4 млн. человек. Однако из-за особенностей сбора статистического материала и практически не фиксируемой скрытой безработицы, реальный уровень отличается от того, что пишет Росстат.

Можно оценить безработицу косвенно, например, по динамике поисковых запросов в сети, ставших вторым по популярности способом поиска работы (рис. 4).

Рис. 4. Уровень безработицы по данным Росстата и динамика поисковых запросов в системе «Яндекс» по слову «вакансия»

 

Практически каждый четвертый (26%) опрошенный заявил о сокращении штата в своей организации, и примерно такое же количество (24%) опасаются закрытия предприятия, на котором работают[9].

Что касается области здравоохранения, то по состоянию на 1 декабря 2015 года, согласно оперативному отчету Федерального казначейства, на здравоохранение пришлось 3,28% от всей суммы расходов федерального бюджета, а структура кассового исполнения расходов федерального бюджета на здравоохранение выглядит, как показано на рис. 5.

Рис. 5. Структура кассового исполнения расходов федерального бюджета на здравоохранение, по данным Федерального казначейства, на 1 декабря 2015 года, в % от общих расходов на здравоохранение

 

Итоги 2015 года в социальной политике совсем не радужные, особенно для самого населения. Социальная политика всё больше перестает быть действительно социальной. Курс государства непреклонен даже когда оно само в лице Счетной палаты и других организаций признает провальность и вред проводимых реформ, как это было в 2015 году с реформой здравоохранения. Понизился уровень жизни населения, социальная защищенность и как следствие — оценка населением прошедшего года. Индексация пенсий ниже уровня инфляции, повышение зарплаты бюджетникам заморожено, зато не заморожены тарифы ЖКХ. В целом, в социальной политике 2015 год показал верность государства своему курсу, направленному в немного противоположном от социального государства направлении.

Перейдем теперь к социальной политике 2016 года. Несмотря на трудности с финансированием, социальная сфера поддерживалась на прежнем уровне.

 

Российские власти по итогам первого полугодия приняли решение о замене второй индексации пенсий в 2016 году единовременной выплатой, которую получат все пенсионеры (с 1 февраля 2016 года пенсии для неработающих пенсионеров в РФ были проиндексированы на 4%). Правительство объяснило свое решение тем, что ресурсов для индексации пенсий во второй половине 2016 года в обычной форме нет, однако размер единовременной выплаты в 5 тысяч рублей примерно соответствует среднему размеру выплаты, которую получил бы пенсионер при второй индексации[10].

Оборот розничной торговли упал в подавляющем количестве регионов: больше всего покупателей потеряли магазины Омской области (минус 17,3 процента), Москвы (минус 13,2 процента), Петербурга (минус 2 процента).

Средняя номинальная зарплата по итогам первого полугодия прибавила около 5 процентов, реальная (с поправкой на инфляцию) - застыла на нуле. При этом оплата труда перегнала инфляцию лишь в 15 регионах.

По мере торможения экономики, которое началось после 2010 года, опасения работодателей, что персонал разбежится в поисках лучшей зарплаты, резко снизились. Как следствие, потребность значительно компенсировать падение покупательной способности рубля отпала. То есть выявленная динамика показывает, что управленческие решения зависят от того, во что верят или не верят работодатели.

Величина прожиточного минимума на 30 августа в среднем по стране составляла 9776 рублей, но при его расчете за основу все берут по минимуму: продукты, обязательные платежи и сборы. На второй квартал правительство повысило планку до 9956 рублей.

Работодатели России задолжали своим работникам 3,8 миллиарда рублей. Это на 14,8 процента больше, чем годом ранее.

Но есть и округа, где долги по зарплате заметно снизились. В Северо-Кавказском - более чем в два раза. По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, общий рост на 14,8 процента демонстрирует в том числе отблески 2014-2015 годов, когда компании не справлялись с кризисом и начинали накапливать долги, банкротиться. Плюс есть проблема региональных и муниципальных бюджетов, которые вовремя не перечисляют деньги за выполненные работы и оказанные услуги. Долги федеральной казны сейчас минимальны, утверждает эксперт.

Фундаментом новой социальной политики, реализующей социальную и гуманитарную ответственность Российского государства перед его гражданами, должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ.

Социальная политика и идеология России современного периода должна исходить из догоняющей концепции, учитывающей опыт и ошибки других стран, прогрессивные тенденции социального и мировоззренческого развития. Основными принципами социальной стратегии должны стать следующие:

1) трудовая мораль и деловая этика, соединение личного и общественного интереса, союз труда и собственности;

2) сочетание всеобщности с дифференцированным подходом к различным группам населения, баланс во взаимоотношении семейного и государственного бюджета при решении социальных проблем (жилья, коммунально-бытовых, транспортных услуг и т.д.) по мере роста уровня трудовых доходов и повышения эффективности производства;

3) сочетание комплексности с целевым, адресным подходом к решению социальных проблем, установление минимальных жизненных стандартов на федеральном и региональном уровнях, в том числе общественно приемлемых норм обеспечения социально значимых услуг в сочетании с целевой, адресной помощью особо нуждающимся группам населения;

4) усиление превентивного адресного характера социальной политики с помощью использования социального мониторинга и анализа социальных индикаторов с выделением тех, которые показывают ситуацию социального взрыва[11].

В связи с этим необходимо повышение гибкости и динамизма в проведении социальных мероприятий и усиление роли социального прогнозирования.

Чрезвычайно важной проблемой становится выбор правильных социальных ориентиров. Анализ современной социально-экономической ситуации и хода реформирования в России свидетельствует о сложности выбранной стратегии и тактики социально-экономических преобразований и прежде всего - определения конечной цели реформирования. Расширение зоны социальных бедствий стало закономерным результатом осуществления стратегии развития, основной целью которой являлось формирование рыночной экономики. Создание рыночного хозяйства выступило как самоцель, а не средство достижения более эффективной экономики и повышения - на этой основе - уровня и качества жизни населения.

К сожалению, отношение к экономическому развитию и реформам как самоцели продолжает доминировать при выработке, обосновании и принятии решений в социальной политике государства.

При определении социальных приоритетов, на наш взгляд, теоретико-методологической основой должна служить теория социального государства, которая является официальной доктриной, определяющей формирование государственного устройства Российской Федерации.

Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:

1) достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;

2) обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;

3) обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;

4) развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму.

 

Заключение

 

В ходе проведения работы была достигнута основная ее цель, т. е. были изучены теоретические основы социальной политики, а именно сущность и основные направления социальной политики, принципы социальной защиты населения, и на основе полученных теоретических данных был произведён анализ особенностей современной социальной политики России.

Таким образом, было изучено, что социальная политика, в узком смысле, подразумевает, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а, в широко смысле, – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны. Сущность социальной политики заключается еще и в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп.

Социальная политика государства осуществляется с помощью социальной защиты и социальной гарантии. Социальная защита включает: воспроизводство квалифицированной рабочей силы, наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду, борьбу с безработицей. Социальные гарантии – это обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей.

Современная социальная политика РФ далека от идеала. Решение выявленных  решение на современном этапе предполагается посредством реализации ряда реформ.

На сегодняшний день приоритетным направлением социально-экономической политики в современной России является модернизация социальной сферы, прежде всего путём реализации национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, проведения новой политики сбережения населения и стимулирования рождаемости.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

Грамотно проводимая со



2019-11-22 426 Обсуждений (0)
по дисциплине «Макроэкономика» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: по дисциплине «Макроэкономика»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)