ИНФА 2 Изменения в системе государственного управления с началом войны
Система управления в годы Великой Отечественной войны имела следующие особенности: · милитарные и чрезвычайные методы управления были определяющими, расценивались как универсальные, единственно возможные и составляющие главные преимущества советской системы; · мобилизационный характер управления; · сосредоточение руководства страной в едином центре; · четкий порядок работы всех структур управления; · железная дисциплина и личная ответственность руководителей за порученный участок работы; · высочайшая преданность всех участников системы управления снизу доверху своему народу, государству, самоотверженное служение делу победы над врагом; · личный пример беззаветного служения родине партийного, военного, советского руководства стал основой успешного решения труднейших мобилизационных задач в начальный период войны, обеспечил перелом в войне и победу над фашизмом. Перестройка государственного управления происходила в сложнейших условиях поражений первого периода войны, неясности быстро изменяющейся ситуации, отсутствия полной информированности руководства страны. Первоочередной задачей была перестройка военного управления. 23 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) создана Ставка Главного Командования Вооруженных сил СССР под председательством Наркома обороны, Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко. С 8 августа после назначения И.В.Сталина Верховным главнокомандующим она стала называться Ставка Верховного Главнокомандования. С 10 августа Генеральный штаб из коллегиального органа Наркомата обороны стал рабочим органом Ставки. На Ставку было возложено руководство всей боевой деятельностью Вооруженных сил СССР. Функции Ставки Верховного Главнокомандования: • стратегическое планирование и осуществление военных операций; • руководство фронтами, армиями, их взаимодействием в выполнении боевых задач; • снабжение армии боеприпасами, техникой, продовольствием, снаряжением и т.д.; • кадровая политика, создание резерва армии и флота и др. Военные округа западных районов были преобразованы во фронты. 30 июня Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был образован Государственный комитет обороны,в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве, его решения должны были беспрекословно выполняться всеми партийными, советскими, военными и комсомольскими органами, всеми гражданами СССР в соответствии с законами военного времени. ГКО подчинена Ставка. Председателем ГКО был назначен И.В.Сталин. В составе ГКО было 5 человек, затем 9. Всего за годы войны ГКО было принято почти 10 000 решений. ГКО опирался на: • аппарат СНК СССР; • уполномоченных ГКО на местах,которыми, как правило, являлись секретари партийных комитетов крупных промышленных предприятий; • городские комитеты обороны– местные чрезвычайные органы, в функции которых входили: – руководство оборонительными сооружениями, – создание народного ополчения, – организация производства и ремонта боевой техники и вооружения. Там, где они были созданы (Горький, Ростов, Севастополь, Сталинград, Тула и др. – всего около 60), деятельность исполкомов Советов прекращалась. В состав городских комитетов обороны входили представители советских и партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Рабочими органами ГКО по военным вопросам были: • Наркомат обороны(руководил резервами и военными округами внутренних районов СССР); • Наркомат военно-морского флота (руководил флотами и флотилиями). Осенью 1941 г. были созданы двановых Наркомата: • Наркомат танковой промышленности, руководивший эвакуированными танковыми заводами и объединенными с ними машиностроительными предприятиями, • Наркомат минометного вооружения,возникший на базе реорганизованного Наркомата общего машиностроения. В 1942 г. центр тяжести в деятельности ГКО переносится на развитие военной экономики. При ГКО по мере надобности в ходе войны создавались различные комиссии, комитеты, бюро,действовавшие в зависимости от обстоятельств: временно или постоянно. В числе постоянных органов было, например, Оперативное бюро ГКО,образованное в декабре 1942 г. и осуществлявшее контроль текущей работы: • всех наркоматов оборонной промышленности, • черной и цветной металлургии, • электростанций, • угольной, • нефтяной и химической промышленности, • наркомат путей сообщения. Оно же: • согласовывало производственные планы этих наркоматов, • наблюдало за их выполнением, • устанавливало порядок снабжения оборонных предприятий сырьем, материалами и оборудованием. Между членами Оперативного бюро были распределены обязанности по руководству важнейшими участками оборонной промышленности. Другой постоянный орган ГКО – Транспортный комитет, с февраля 1942 г. занимался координацией работы всех видов транспорта – железнодорожного, речного, морского, воздушного и автомобильного. ГКО установил жесткий контроль за распределением ресурсов. В его протоколах обнаруживаются решения, подтверждающие это. Так, за хищение (воровство) продовольствия, так же как и оружия, боеприпасов, обмундирования, ГКО установил «высшую меру наказания – расстрел с конфискацией всего личного имущества». За отпуск продовольствия и военного имущества сверх установленных норм виновные подвергались лишению свободы не менее 5 лет с удержанием стоимости утраченного или испорченного имущества. Структуры управления военного времени замыкались на И.В.Сталине, который был: • Генеральным секретарем ЦК ВКП (б), • Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.), • Председателем ГКО, • Верховным Главнокомандующим и главой Ставки Верховного главнокомандования (с 8 августа 1941 г.), • Наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.). Коллегиальные по своему характеру органы практически не работали в полном составе. Таким образом, централизация управления была предельной. На территории СССР, оккупированной к ноябрю 1941 г., до войны находилось: • около 40% всего населения страны, • производилось 63% всей довоенной добычи угля, • 68% всей выплавки чугуна, • 58% всей выплавки стали, • 60% всего производства алюминия, • 38% производства зерна, • 84% довоенного производства сахара, • 38% поголовья КРС, 60% всего поголовья свиней. На оккупированной к ноябрю территории находилось 41% протяженности всех железнодорожных путей. Валовая продукция промышленности СССР уменьшилась в 2,1 раза. Масштабы и темпы военных действий, военные поражения Красной Армии острейшим образом поставили задачу руководства эвакуационными процессами. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника (заместители – А.Н. Косыгин, М.Г. Первухин). В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Поскольку задачи эвакуации были сопряжены с налаживанием производства на местах (в восточных районах Сибири, Средней Азии), размещением людей, их трудоустройством и снабжением, они были долговременными. В декабре 1941 г. создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР. Перед этими органами была поставлена важнейшая задача: перебазирование материально-технической базы и населения из западных республик и областей на Урал и в Сибирь. Эта задача была успешно выполнена. Уже с июля 1941 г. перемещенные заводы оборонной промышленности и смежных отраслей начали прибывать в крупные центры Поволжья – Горький, Куйбышев, Саратов и другие города. В 1941–1942 гг. на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию было эвакуировано около двух тысяч предприятий и 11 млн человек. В важнейших восточных районах производство военной продукции в 1942 г. по сравнению с 1940 г. увеличилось: на Урале в 2,8 раза, в Западной Сибири в 2,4 раза, в Восточной Сибири на 36%, в Средней Азии и Казахстане на 19%. В конце 1941 г. была пройдена критическая точка сокращения производства, и в течение 1942 г. валовая продукция промышленности увеличилась более чем в 1,5 раза. При этом резко возросло производство военной техники: самолетов в 3,3 раза, танков в 2 раза и т.д. СССР в конце 1942 г. опередил Германию не только по количественным, но по ряду качественных показателей (танк Т-34/85, штурмовик Ил-2). В августе 1943 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» были определены меры по скорейшему решению этих задач. Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов. В целом за годы войны был учрежден целый ряд специальных учреждений при СНК СССР На Совинформбюро была возложена задача освещения важнейших событий на фронте и в тылу, разоблачения враждебной пропаганды. В его компетенцию входили также составление и опубликование военных сводок по данным Главного Командования Вооруженных Сил СССР и распространение материалов для зарубежной прессы и радио. В середине октября 1941 г. многие наркоматы были эвакуированы. Резко сократилась численность управленческого аппарата, который переводился на круглосуточный режим работы. В целом государственный аппарат функционировал на основе усиления централизации, замены коллегиальности единоначалием, выборного начала кооптацией. Над исполнением устанавливался жесткий контроль с применением санкций, соответствующих военному времени. Советская система планирования на основе жесткого контроля и повышенной ответственности за выполнение планов использовалась с первых дней войны. На третий квартал 1941 г., уже через неделю после начала войны, был разработан военно-хозяйственный план. В августе такой план был разработан на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. За время войны было проведено 105 переписей материалов и оборудования. Непосредственное руководство планированием осуществлял ГКО: утверждал народно-хозяйственные планы, контролировал их выполнение. Госплан СССР в годы войны планировал производство продукции не по наркоматам и союзным республикам, а непосредственно адресовал плановые задания предприятиям. Удвоилось количество централизованно распределяемых видов продукции. С августа 1943 г. в Госплане СССР велась систематическая работа по составлению перспективных планов восстановления и развития хозяйства, пострадавших от оккупации районов. Особое значение приобретала финансовая политика государства,подчиненная нуждам войны. 1. Наркомат финансов обязывался к поискам способов резкого сокращения расходов, не связанных с военным производством. Проблема заострялась вследствие значительного падения доходов бюджета из-за свертывания производства для гражданских нужд. 2. Определялись новые направления получения доходов в бюджет: • – вводились новые налоги (военный, на холостяков), • – выпускались облигации государственных займов (за 1941–1945 гг. они дали 76 млрд руб.), • – проводились денежно-вещевые лотереи, • – прекращались выдачи ссуд под залог облигаций госзаймов, • – ограничивались выплаты вкладов, повышались цены на товары не первой необходимости (водку, табак, парфюмерию). Значительный резерв представляли: – минимальный размер заработной платы, – отсутствие оплаты на мобилизационных работах и т.п. За годы войны дефицит государственного бюджета был невелик, в 1944 г. доходы на 4,7 млрд руб. превышали расходы.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |