ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ : ТРУД , ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомните пословицы о труде и отношении людей к труду. («Праздность — мать всех пороков». «Ничего не делая, люди учатся делать дурное». «Труд делает заботы незаметными»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, произведениях классиков литературы: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай» (А. Чехов). «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» (Л. Толстой). Что такое труд? В «Большом энциклопедическом словаре» дано такое определение: труд — это «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». В словаре русского языка С.И.Ожегова мы читаем: «Труд — целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения». Определение, данное в словаре С. И. Ожегова, в наибольшей степени отражает сущность изучаемого понятия: деятельность, требующая напряжения, причем напряжения не только физического, но и умственного. Значит, труд — это напряжение умственных и физических сил человека с целью создания новых или преобразования уже созданных предметов для удовлетворения потребностей. Переведя это определение на педагогический язык, мы понимаем труд ребенка как умение и желание испытывать напряжение (физическое и умственное) для того, чтобы удовлетворять свои потребности в жизнеобеспечении (есть, когда голоден, одеваться, когда холодно, и т.д.) и социальных нуждах (в игре, в познании и т.д.). Значит, педагогической задачей является приучение ребенка к тому, чтобы он испытывал напряжение с удовольствием, с желанием и пониманием необходимости такого напряжения. Это процесс длительный, с постепенным усложнением, коррекцией, преодолением трудностей. Это и есть трудовое воспитание. Существенное значение трудовому воспитанию придавал К.Д.Ушинский, который во многих своих работах определил свой методологический и теоретический взгляд на труд детей. Он, в частности, писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Известно, что большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский. В первые годы после победы революции, когда встал вопрос о создании школы нового типа, вопросы трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и дошкольников, стояли очень остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях. Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде »'в саду, ручной труд с различными материалами, привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда было то, что были определены требования к организации детского труда, учитывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, должен доставлять детям радость, дети должны трудиться «хорошо и по возможности красиво». Определялись две ведущие задачи трудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно. В том же 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» разгорелась дискуссия. Обсуждалось два взгляда на трудовое воспитание дошкольников: дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке, приготовлению пищи, выращиванию овощей на огороде, т.е. возможен отказ от технического персонала — это была одна точка зрения. Труд следует вводить как воспитательный элемент, он должен быть посильным и в небольшом объеме — это вторая точка зрения. Однозначного решения конференция не приняла. На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921 г.) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании дошкольников. Была выдвинута задача воспитания коллективизма в труде и игре. Ребенок должен чувствовать себя частью общего коллектива, а не изолированной от общества самостоятельной личностью. Дальнейшее развитие вопросы трудового воспитания получили на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924 г.). Съезд был посвящен пересмотру содержания работы в дошкольных учреждениях в связи с введением программы единой трудовой школы. Было принято решение: «строить работу дошкольных учреждений, исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной среды». Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместного труда детей и взрослых. Работник Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения) Р. Прушицкая призывала дошкольных работников оборудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать. Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что в работе детского сада перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период было гонение на куклу, на сказку, что, конечно, вело к занижению роли игры, да и мешало трудовому воспитанию, формированию личности ребенка в труде. Труд стал соотноситься не с игрой, а с ударными задачами производства. Против такого направления в работе резко выступали Н. К. Крупская и А. В. Суровцева. В 1929 г. вышла книга педагога-педолога С. С. Моложавого «Игра и труд», в которой автор высказывает свою позицию на игру как ориентировочную деятельность и на труд как на жизненно-приспособительную деятельность. Он подчеркивал роль каждого из названных видов деятельностей, показывая специфическую функцию игры и труда в развитии личности ребенка: игра через отражение в ней деятельности взрослых дает возможность ребенку ориентироваться в окружающей социальной жизни, познавать ее опосредованно, преломляя свое понимание, свою интерпретацию увиденного вокруг в доступной игровой деятельности. А труд дает возможность овладеть человеческими способами владения предметами, их созданием, дает возможность понимать и практически удовлетворять свои жизненные потребности, помогая приспособиться к условиям социальной жизни. На четвертом съезде дошкольного воспитания (1928 г.) вновь обсуждался вопрос о трудовом воспитании дошкольников. Впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания детей дошкольного возраста. Такие исследования были проведены позже, а в те годы специалисты на практике, часто путем проб и ошибок, отрабатывали методы трудового воспитания. В 30-е — 40-е гг. намечается новое направление во взглядах на трудовое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности с наблюдением за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи игры с трудом. В 1935 г. выходит книга Р. И. Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда с игрой. Показано, что дошкольники с удовольствием трудятся, если результаты их труда направлены на игру, на ее совершенствование и развитие. В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию уделялось много внимания, практические работники искали такое его содержание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили им радость. В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудового воспитания практически внимания не уделялось. Но именно в эти годы были предприняты первые целенаправленные исследования, которые позволили определить содержание систематического трудового воспитания и наметить в программе воспитания в детском саду (в 1962 г.) подступы к трудовому воспитанию с третьего годаужизни ребенка (З.Н.Борисова, В.Г.Нечаева). И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдением за этим трудом. Ведущей оставалась мысль о том, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется лишь под влиянием ознакомления с трудом взрослых. И лишь работы Я.З.Неверович экспериментально показали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности. С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, позже И. Лаунер, Г. Н. Година, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре, А. Д. Шатова, В.И.Логинова, Д.О.Дзинтере и многие другие). Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности дошкольника. Потребность в такого рода исследованиях была вызвана тем, что практика была лишена конкретных научно обоснованных рекомендаций к организации детского труда в детском саду и дома. Да, в содержании программы воспитания в детском саду был выделен труд, была определена центральная задача трудового воспитания: воспитывать у детей интерес к труду взрослых и формирование у детей трудовых навыков и умений. Однако правильно поставленная задача зачастую реализовалась формально. Детей не приучали ответственно относиться к выполнению трудовых заданий, взрослый всегда находился рядом и был готов помочь ребенку даже в тех случаях, когда ребенок вполне мог справиться сам. Дети очень быстро привыкали к такой позиции, как своей, так и взрослого, и не стремились проявлять усердие и ответственность. Не застелил после сна свою кровать аккуратно, ничего, воспитатель подойдет и быстро исправит положение, повесил небрежно полотенце, ничего, это сделает воспитатель. Дети привыкали к необязательности тщательного выполнения работы, труд превращался в формальность, что, конечно же, не могло не отразиться на качестве нравственно-трудового воспитания. Так как такое положение дел с трудовым воспитанием было повсеместным, то предполагалось, что дети-дошкольники не способны выполнять трудовые задания. Однако проведенная серия исследований доказала неправомерность такого мнения. И те детские сады, в которых внедрялись рекомендации исследователей, показали высокие результаты. Тем не менее, в 90-е гг., после принятия в 1989 г. новой концепции дошкольного воспитания (В.В.Давыдов, В.А.Петровский) начался этап «забвения» этой важной проблемы. В новых программах воспитания дошкольников исключается раздел трудового воспитания, на страницах профессиональных журналов редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Данная тенденция была не только неправомерна, но таила в себе опасность задержки в развитии личности ребенка. В 2009 г. выходит документ, отражающий федеральные государственные требования (ФГТ) к содержанию работы дошкольных учреждений и составлению программ для них. Указано, что содержание работы дошкольных учреждений должно носить интегрированный характер. При этом все содержание предлагалось объединить в десять образовательных областей. Среди них отдельной образовательной областью был «Труд». Такая «реабилитация в правах» труда и трудового воспитания, безусловно, явление положительное. И в серии новых программ, составленных по ФГТ, появился труд, как существенная составляющая воспитания ребенка дошкольного возраста. Правда, содержание труда детей почти во всех программах осталось прежним, таким, каким оно было сформулировано еще в 30-е годы, и лишь в программе «Счастливый ребенок» добавлен важный вид труда — умственный труд, который на современном этапе развития дошкольников чрезвычайно важен и, конечно, доступен ребенку в пределах возможностей возраста. В 2013 г. разрабатываются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В стандартах содержится уже не девять, а пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Труд не выделяется как самостоятельная образовательная область. Он обозначен в ряду других видов деятельности, но его содержание представлено очень сжато по сравнению с прежними программами: «самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)». И все же реабилитация труда, закрепленная в стандарте дошкольного образования, явление положительное и открывающее путь к исследованиям и практике этой важной проблемы. Рассмотрим еще одно понятие, которое часто употребляется, когда речь идет о трудовом воспитании — трудовая деятель ность. Это понятие часто употребляется рядоположено с понятием «труд». Вспомним психолога А.Н.Леонтьева, который сформулировал структуру любой деятельности. По Леонтьеву деятельностью можно назвать такую активность человека, в которой присутствует цель, мотив, процесс и результат. Если все эти структурные компоненты присутствуют и реализуются человеком самостоятельно, без посторонней помощи, то можно говорить о том, что человек овладел данным видом деятельности. Чтобы ответить на вопрос, есть ли трудовая деятельность у дошкольников, рассмотрим, в каком виде присутствуют у него все структурные компоненты данной деятельности. Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что младшие дошкольники еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Их действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер: действия могут повторяться многократно, не преследуя определенной цели. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, так как именно здесь происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действия, ребенок в простых действиях начинает достигать результата (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.д.). Так постепенно происходит осознание цели своих действий и связи цели и результата. Такое осознание — своего рода открытие для себя своих возможностей — побуждает к самостоятельным действиям: «Я сам». Для развития способности ставить цель в труде важно осознание цели, умение увидеть результат, владение способами действия, трудовыми навыками. У младших дошкольников все это лишь в начальном состоянии. Поэтому велика роль взрослого, который ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать. Старшие дошкольники в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата: поделка игрушек, уборка, самообслуживание и пр. Дети этого возраста могут понять и отдаленные цели (выращивание урожая). Но отдаленные цели ставит педагог. Возможно, а иногда и необходимо, поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, когда предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ребенку тем, что он делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом отрезке ставит перед детьми цель. Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке своих действий взрослыми; самоутверждение; потребность в общении со взрослыми; общественные мотивы — приносить пользу другим. Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут иметь место у детей разного возраста, но лишь старшие дошкольники способны их сформулировать. Кроме того, анализ мотивов говорит о том, что у младших дошкольников мотив «лежит вне деятельности». Так для младшего дошкольника важно не то, что он выполняет какое-то трудовое действие, а то, что он выполняет его рядом со взрослым, т. е. его мотив имеет в трудовой деятельности относительное значение, для него важно, что он был рядом со взрослым. У детей старшего дошкольного возраста уже возможны и мотивы собственно трудовой деятельности: «хочу научиться делать это», но чтобы такой мотив мог появиться у ребенка осознанно, необходима помощь взрослого. Своеобразно происходит у детей и процесс трудовой деятельности, который, в свою очередь, состоит из: трудовых действий, процесса, как взаимосвязи трудовых действий, планирования, анализа процесса выполнения. Трудовыми действиями дети овладевают под руководством взрослого довольно быстро. Малыши увлекаются исполнением трудовых действий, не заботясь об их качестве и результативности. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже обращают внимание на качество выполнения, на связь разных трудовых действий между собой, на их последовательность, результат в целом. Процесс деятельности как компонент трудовой деятельности увлекает дошкольников независимо от возраста. В процессе деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, желание выполнять действие красиво, аккуратно, правильно. Детям доставляет удовольствие сам процесс деятельности. Участие взрослого в процессе труда делает его для всех дошкольников привлекательным. Дети способны выстраивать трудовые действия последовательно, но часто не осознают логики этой последовательности. Затруднение у детей вызывает планирование — важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и старший дошкольник планирует ее своеобразно: лишь процесс исполнения, не включая организацию, планирует схематично, намечает лишь основные этапы, но не способы ее исполнения; не планирует контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического (не может рассказать плана, но в работе действуют последовательно). Детей следует учить планировать свою деятельность. Это приучает их к экономному, рациональному выполнению задания, способствует формированию умения предвидеть необходимые действия. Роль взрослого на разных этапах труда ребенка различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает детей к совместному планированию, и наконец, учит детей планировать самостоятельно. Особую трудность для детей представляет анализ выполняемых трудовых действий, умение заметить совершенные ошибки и исправить их. Такие действия совершенно недоступны младшим дошкольникам, а старшие способны к ним, но с помощью взрослого. Своеобразно и отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников результатом труда является зачастую не материальный, а моральный результат, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. У старшего дошкольника интерес вызывает достижение практического материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него тоже очень важна. У старшего дошкольника уже может появляться гордость, удовольствие от самостоятельно достигнутого результата в труде. Младшие дошкольники оценивают свой труд всегда положительно, но делают это только в том случае, если их об этом просят. Анализировать, тем более объективно, они не могут. Старшие — с помощью взрослого могут провести анализ результата своей или чужой работы, могут ее оценить достаточно объективно, но тоже с помощью взрослого. Итак, наличие всех компонентов в деятельности дошкольников свидетельствует о том, что можно рассматривать это понятие применительно и к детям дошкольного возраста, однако практически в реализации всех компонентов ребенку требуется участие взрослого, а значит можно говорить о трудовой деятельности у детей лишь условно, вернее, говорить о том, что в дошкольном возрасте формируются предпосылки трудовой деятельности. А вот труд как «физическое и умственное напряжение», безусловно, существует — при определенной организации процесса воспитания. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какие взгляды на цель и содержание трудового воспитания были в истории становления общественного дошкольного воспитания в нашей стране? 2. Какие задачи трудового воспитания выделяла Н. К. Крупская? 3. Как представлены цель и содержание трудового воспитания в концепции 1989 г.? 4. Как представлены цель и содержание трудового воспитания в ФГТ? 5. Раскройте понятия «труд», «трудовая деятельность», «трудовое воспитание». 6. Есть ли у детей дошкольного возраста трудовая деятельность? Обоснуйте свой ответ.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2572)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |