Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные проблемы урегулирования конфликта в Сирии



2019-11-22 232 Обсуждений (0)
Современные проблемы урегулирования конфликта в Сирии 0.00 из 5.00 0 оценок




Белгородская Международная модель ООН

26-29 ноября 2019

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ

 

Доклад Эксперта

 

 

«Сирия: проблемы послевоенного устройства»

 

 

Содержание

 

Введение 3

История конфликта 4

Современные проблемы урегулирования конфликта в Сирии 8

Заключение эксперта 10

Введение

Семилетняя гражданская война, чем и когда бы она ни закончилась, уже стала своего рода рубежом, разделившим «старую» Сирию от Сирии новой, послевоенной формации. Сирийский кризис уже давно стал общей болью всего международного сообщества. Нынешний опасный тупик стал практически непреодолимым без задействования в полной мере многосторонних механизмов, пользующихся поддержкой России, ведущих западных и региональных держав.

Особенность нынешнего момента сирийского кризиса состоит в том, что сложившиеся в реальности обстоятельства создают благоприятные предпосылки для активизации усилий на политическом треке, давая возможность конфликтующим сторонам умерить свои максималистские амбиции. Солидная международно-правовая база в виде резолюции 2254 Совета Безопасности ООН содержит своего рода «дорожную карту», принятую за основу влиятельными внешними и региональными факторами и дающую общие ориентиры сирийскому переговорному процессу. На практике, однако, несмотря на попытки международного посредника С. де Мистуры вывести стороны на прямые переговоры, дело так и не доходило до обсуждения важных положений резолюции правительством Сирии и оппозицией.

В качестве одного из центральных положений резолюции 2254 Совета Безопасности ООН выступает разработка проекта новой конституции. Принятие нового основного закона является частью перехода к «инклюзивному правлению на внеконфессиональной основе». При всех разночтениях, касающихся последовательности шагов в переходный период, постепенно вырисовывается более или менее общее понимание — отправным пунктом должно быть начало конституционного процесса.

История конфликта

15 марта 2011 г. в Сирии начались антиправительственные выступления, которые постепенно охватили все крупные города страны. Манифестанты требовали проведения демократических реформ и отставки президента страны Башара Асада. 4 августа 2011 г. Асад утвердил декрет о введении в стране многопартийной системы и об организации всеобщих выборов. Однако в стране продолжались протесты, подавляемые правительственными войсками, и к концу 2011 г. жертвами конфликта стали около 5 тыс. человек.

В 2012 г. в Сирии возросло число вооруженных группировок, ведущих борьбу против сил режима, появились первые экстремистские группировки, усилился приток в страну иностранных наемников.

На фоне разраставшегося вооруженного противостояния с оппозицией и исламистами, режим Асада провел ряд внутриполитических реформ.

7 мая 2012 г. в Сирии состоялись первые выборы в Народный совет (парламент) на многопартийной основе, победу на которых победу одержал блок "Национальное единство", поддерживающий президента Асада.

Усугубление обстановки в стране, рост числа жертв и беженцев подтолкнули международное сообщество к активным действиям по поиску путей урегулирования кризиса.

30 июня 2012 г. в Женеве (Швейцария) состоялась первая международная конференция по Сирии ("Женева-1"). В ней приняли участие представители пяти постоянных членов СБ ООН - Великобритании, Китая, России, США и Франции, а также Турции, Ирака, Кувейта и Катара, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Ее итогом стало коммюнике "Группы действий", зафиксировавшее основные принципы урегулирования конфликта: создание переходного управляющего органа, сформированного на основании консенсуса и включающего как членов правительства, так и оппозиции, и других групп; возможность пересмотра сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов; формирование новых органов государственной власти.

В ноябре 2012 г. в Дохе (Катар) в результате объединения нескольких групп внешней оппозиции была создана Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС).

В марте и августе 2013 г. во время боевых действий были проведены химические атаки, в использовании химоружия друг друга обвиняли власти страны и вооруженная оппозиция.

В частности, в августе в Восточной Гуте (пригород Дамаска) жертвами обстрела снарядами с нервно-паралитическим газом стали, по разным оценкам, от 280 до 1700 человек. Эти события подтолкнули западные страны к рассмотрению вопроса о нанесении ударов по Сирии. Благодаря дипломатическим усилиям России удалось избежать иностранной интервенции и достичь договоренности с правительством Сирии об уничтожении химических арсеналов. В сентябре 2013 г. Сирия присоединилась к Конвенции о запрещении химоружия и стала членом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

22 января 2014 г. в швейцарском городе Монтрё открылась вторая международная конференция по Сирии ("Женева-2") с участием 39 стран и представителей международных организаций. В отличие от первой конференции в Женеве в заседаниях в Монтрё были представлены делегации правительства Сирии и оппозиции. Там же состоялись их первые прямые переговоры (два раунда: 25-31 января и 10-15 февраля).

Несмотря на продолжение вооруженного конфликта, 3 июня 2014 г. в Сирии состоялись первые альтернативные президентские выборы. Победу на них одержал Башар Асад, получив 88,7 % голосов избирателей. США и страны ЕС признали выборы нелегитимными и недемократическими, а ООН - несовместимыми с женевскими договоренностями. 28 августа 2014 г. было сформировано правительство, большинство мест в котором получили члены прежнего кабинета. Основные фракции внутренней оппозиции в Сирии отказались от участия в формируемом кабинете.

Ситуация в Сирии усугубилась в связи с деятельностью боевиков террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), которые к настоящему времени контролируют примерно 50% территории страны. 23 сентября 2014 г. международная коалиция во главе с США приступила к нанесению авиаударов по позициям ИГ на территории Сирии, не получив при этом разрешения правительства страны.

В 2015 г. состоялись несколько раундов межсирийских консультаций (в Москве, Каире, Астане), однако они не принесли ощутимых результатов.

Кроме того, продолжился процесс химического разоружения, с января 2015 г. ОЗХО контролирует уничтожение объектов по производству химоружия на территории Сирии. 7 августа 2015 г. СБ ООН принял резолюцию 2235 о создании механизма по выявлению ответственных за боевое применение отравляющих веществ в ходе конфликта в Сирии, предусматривающую учреждение совместной миссии ООН и ОЗХО.

30 сентября 2015 г. Воздушно-космические силы РФ приступили к нанесению авиаударов по позициям ИГ в Сирии по просьбе Башара Асада.

18 декабря 2015 г. СБ ООН единогласно одобрил резолюцию по урегулированию конфликта в Сирии. Это первый за пять лет документ по сирийскому кризису, который удалось согласовать в Совбезе.

14 марта 2016 г. президент России Владимир Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии с 15 марта.

Начиная с 2016 года и по настоящее время происходит затяжной процесс по мирному урегулированию конфликта в Сирии.  

 

Современные проблемы урегулирования конфликта в Сирии

Сирия представляет собой уникальный случай. Институциональные реформы обычно начинаются после завершения военной фазы конфликта. В международной практике не было прецедентов, когда договорённости о будущем государственном строительстве предшествовали прекращению военных действий. Сирийский кризис, в который вовлечено множество влиятельных игроков, отличается именно тем, что попытки достижения таких договорённостей предпринимаются уже в ходе продолжающегося военного конфликта. И результат многосторонних переговоров является, по существу, условием его завершения.

В центре заочно проходящих дискуссий между правительством и оппозицией находятся такие судьбоносные для Сирии вопросы, как её будущие форма правления, государственное устройство, политический режим. Решение этих вопросов по принципу «победитель получает всё» представляется нереальным, чреватым в будущем взрывами новых конфликтов со стороны потерпевшего поражение суннитского большинства.

Что касается формы правления, то здесь также возможны компромиссные решения, которые будут заключаться в обобщении всего опыта конституционного развития Сирии, в том числе и опыта парламентаризма с его позитивными и негативными сторонами. Государства на Ближнем Востоке, как бы они ни отличались по формам правления, характеризуются сильной верховной властью. И эти традиции не были сломаны чередой революций периода «арабской весны». Опыт Ирака показал, что свержение режима, стержнем которого долгие годы была однопартийная модель, вызывает коллапс всей политической системы и атрибутов государственности.  Парламентаризм в его западном понимании не ложится на исторические традиции арабского общества. Особенно это относится к таким полиэтническим и поликонфессиональным государствам, как Сирия и Ирак. В иракском случае установление парламентской системы по западному образцу обернулось приходом к власти представителей шиитского большинства и стало предпосылкой автократических способов правления в период премьер-министра Н. Малики. Это толкнуло часть суннитского населения на путь вооруженного сопротивления. Что касается Сирии, то после семилетней гражданской войны трудно ожидать, что жесткая, а тем более персонифицированная централизация власти будет воспринята обществом.

После саммита президентов США и России в Хельсинки в июле 2018 г. Москва пытается активизировать контакты с Вашингтоном и Брюсселем, чтобы приступить к решению проблем послевоенной нормализации в Сирии. В первую очередь Россия стремится привлечь их к урегулированию проблемы сирийских беженцев, что невозможно без создания минимально приемлемых условий для их возвращения домой. По сути, речь идёт о попытке Москвы достичь минимального консенсуса с США и ЕС для начала возрождения разрушенной войной базовой инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности в Сирии. Тема возвращения сирийских беженцев стала одной из главных в беседе Владимира Путина с Ангелой Меркель в резиденции канцлера вблизи Берлина 18 августа 2018 г.

 

Заключение эксперта

Таким образом, сирийский кризис уже давно стал общей болью всего международного сообщества. В конечном счете, проблема состоит в том, как, какими средствами и стимулами внешнего воздействия помочь самим сирийцам, которые пока недоговороспособны, найти ту грань компромисса, которая позволит вернуть Сирию к стабильному развитию на базе нового социального контракта между властью и обществом. Становится всё более очевидным, что нынешний опасный тупик стал практически непреодолимым без задействования в полной мере многосторонних механизмов, пользующихся поддержкой России, ведущих западных и региональных держав.

Возврат к статус-кво, действовавшему до 2011 г. при таком подходе не представляется реальным сценарием на будущее. Равно как и «победоносные расчёты» сторонников жёсткой линии в Дамаске ограничиться поверхностными реформами с сохранением прежней политической системы по типу Национального фронта, который служил прикрытием привилегированного положения партии БААС во властной структуре. Оппозиция, со своей стороны, должна считаться с тем, что сирийский режим с помощью своих союзников, в первую очередь России, выстоял в жестокой гражданской войне и в борьбе с таким феноменом международного терроризма, как ИГ. Его уже не получится «снести», что казалось возможным в начале «арабской весны», и поэтому выдвижение сирийскими сторонами максималистских требований ведет лишь к продолжению конфликта, не имеющего военного решения.

 



2019-11-22 232 Обсуждений (0)
Современные проблемы урегулирования конфликта в Сирии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные проблемы урегулирования конфликта в Сирии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)