Внутренний мир главных героев в литературе
Внутренний мир – это вся сознательная духовная жизнь человека. Представления и мысленные объекты, которые формируются во внутреннем мире, противостоят человеку, хотя и особенным образом, как вещи от него независимые, и могут быть отнесены им к объектам его размышлений. С другой стороны, чувства, настроения, симпатии, голод и жажду нельзя представить иначе, как приходящими извне (чувство «лишает меня обладания, одолевает меня»). [№8]. Одной из важных особенностей русской литературы признается пристальное внимание к человеческой душе. Многие писатели уделяли внимание личности человека во всем многообразии ее граней, а в дальнейшем реализовывали образы в своих произведениях. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека небывалых вершин достигли такие русские писатели-реалисты, как: Чехов, Толстой, Островский, Достоевский, Тургенев и Маяковский в том числе. Они смогли открыть в душе человека другие измерения, правдиво описать его сокровенные мысли. Именно благодаря искреннему интересу к внутреннему миру героя, произведения таких писателей совершенно справедливо именуют психологическими. В. Маяковский в своём творчестве рисует своеобразный внутренний мир лирического героя, проецируя его на себя самого и в то же время, поднимаясь над самим собою. Это и завораживает, когда читаешь его тексты. Одним из множества средств, которые использует поэт, решая такую задачу, и являются окказионализмы. В практической части я попыталась проанализировать некоторые окказионализмы поэмы «Флейта-позвоночник».
Практическая часть 2.1. Поэма о любви 1915 года Изначально она называлась «Стихи ей». Автор посвятил поэму Лиле Юрьевне Брик. В первой части произведения, напечатанной в альманахе «Взял», царской цензурой были изъяты некоторые части. Отдельным изданием поэма вышла в феврале 1916 года в издательстве «Взял» с ещё большим числом цензурных изъятий. Изъятый материал был восстановлен только в двухтомном сборнике «Все сочиненное Владимиром Маяковским», изданном в 1919 году, где поэма была напечатана под названием «Флейта-позвоночника». Отдельное издание поэмы было также осуществлено автором. Эта уникальная рукописная книга, датированная 21 ноября 1919 года, иллюстрирована самим Владимиром Маяковским (обложка и четыре акварели). Текст титульного листа написан кистью поэтом: «Флейта-позвоночника. Соч. Маяковского. Посвящается Л.Ю. Брик. Переписала Л.Ю. Брик. Разрисовал Маяковский». Вверху титульного листа он оставил автограф: «Написал эту книгу я. Вл. Маяковский. 21. XI. 19 г.». [№10]. Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь Маяковского. Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике. Однако сердце поэта разрывалось от неразделенного чувства к женщине, которая принадлежала другому. В итоге родилась поэма «Флейта-позвоночник», в которой поэт буквально выворачивает свою душу перед читателями, так как мысленно готовится к самоубийству. Об этом свидетельствует и это лирическое произведение, в котором автор спрашивает сам себя: «Не поставить ли точку пули в своем конце». Посчитав, что это он всегда успеет сделать, Маяковский создает поэму, которая является одним из наиболее ярких лирических произведений этого автора, которое он именует «прощальным концертом» и предупреждает публику: «Сегодня я буду играть на флейте. На собственном позвоночнике». Поэт признается, что он стал другим, и это вызывает у него весьма странные ощущения. Если раньше Маяковский считал себя человеком-праздником, который привык дарить людям радость, то теперь он признается, что теперь ему «самому на праздник выйти не с кем». Это означает, что поэт по-прежнему одинок, хотя его роман с Лилей Брик в самом разгаре. Однако автор понимает, что подобные взаимоотношения его не устраивают, он хочет всегда быть с любимым человеком, но изменить что-то не в его силах. Стоит также отметить, что в поэме «Флейта-позвоночник» Маяковский впервые затрагивает тему своего отношения к Богу. Мир катится в пропасть, и поэт находится в первых рядах тех, кто отвергает абсолютно любые догмы, тем самым, отказываясь от религиозных мировоззрений, которые формировались в русском обществе веками. При этом поэт считает, что именно дьяволу, а не Богу, пришла идея дать Лиле Брик мужа. И безумное чувство ревности, которое испытывает Маяковский. Однако у поэта нет сил и желания уповать на Божью милость. «Я знаю, я скоро сдохну!», – заявляет поэт. Он готов к этому и рад предстать перед судом Всевышнего, моля его лишь об одном: «Убери проклятую ту, которую сделал моей любимой!». [№11]. 2.2. Словообразовательный анализ окказионализмов поэмы «Флейта-позвоночник» Я выделила для анализа несколько окказионализмов, встретившихся в поэме Владимира Маяковского «Флейта-позвоночник»: 1 часть: Стеганье одеялово, издымится, вымчи, выхмурясь; 2 часть: Вызарю, вцелую, выщетинившиеся, вызарилась; 3 часть: Лавь, вымолоди, вызнакомь, выгромил, вызарила, вымечтал, выник, вызолачивайтесь, весеньтесь. Каждый окказионализм имеет свой тип и свое словообразовательное происхождение. На основе данных окказионализмов из поэмы «Флейта-позвоночник» из трех частей, исследую способ образования каждого окказионализма. 1 часть поэмы. Стеганье одеялово. Слово одеялово образовалось от существительного одеяло при помощи суффикса -ов-, суффиксальным способом. Одеяло-одеялово. Одеялово – прилагательное среднего рода, единственного числа. Способ образования суффиксальный. Издымится . Вымчи. Выхмурясь . Вызарю , вызарила, вызарилась. Выщетинившиеся . Лавь . Вымолоди . Вызнакомь . Выгромил . Вымечтал . Выник . Вызолачивайтесь. 2.3. Внутренний мир главного героя, передающийся через окказионализмы в поэме «Флейта-позвоночник» В поэме В. Маяковского «Флейта-позвоночник» лирическим героем является человек, страдающий от безответной любви к женщине, которую несмотря ни на что не может разлюбить. Можно сказать, что лирическим героем этой поэмы является сам Маяковский. Это герой сильный, немного дерзкий и грубоватый и при этом яростно любящий. Ярость у него в душе от огромной силы любви и неразделённости. От этого он чувствует нестерпимую боль и страдания. Воспалённый мозг поэта ищет подходящие слова, с помощью которых он может передать это состояние. Среди массы художественных средств возникают и окказионализмы. Я попытаюсь проанализировать контексты с окказионализмами и выделить их значение для раскрытия внутреннего мира лирического героя. … Если вдруг подкрасться к двери спа̀ленной, Окказионализм стеганье одеялово в представлении лирического героя олицетворяет жизнь возлюбленной не с ним, а с другим мужчиной. Для него неприемлемо делить свою любовь с кем-то, а значит, женщина, которая любит двух мужчин одновременно, от дьявола. Поэтому и «серой издымится мясо дьявола». Все, что связано с отношениями возлюбленной героя и другого мужчины, для самого лирического героя – это ад с серой и пеплом. (См. приложение №2). … Привяжи меня к кометам, как к хвостам лошадиным, Окказионализм вымчи переносит читателя и самого лирического героя в космос. Герой просит Бога помочь выйти из адских страданий. Глагол «вымчи» используется поэтом в виде просьбы испытать физическую изможденность, сильные мучения в надежде на то, что потом наступит опустошение и станет легче в душе лирического героя. … Или вот что: Окказионализм выхмурясь в данном контексте тесно связан со значением слова «тупенько», которое придаёт всему словосочетанию ироничный смысл. Улыбка, но с большой долей грусти. Хмурая душа – душа угрюмая и мрачная от переживаний. Значение слова «выхмурясь» – отдать всю мрачность своей души на суде Божьем и больше не страдать. … И небо, … Будешь за̀ море отдана, … Слушайте ж, забывшие, что небо голубо̀, Окказионализм выщетинившиеся относится к людям бездушным, непонимающим чувства лирического героя и осуждающим его за эту связь с замужней женщиной. Приставка -вы- придаёт образу некую агрессию, читатель чётко видит звериный оскал, чувствует презрение лирического героя к таким людям.
Всё равно не спрячешь трупа. Страшное слово на голову лавь! Когда читаешь данный контекст, представляешь льющуюся огненную лаву. Откуда это? Очень ёмкое слово «лавь» имеет значение: поток страшных для героя слов возлюбленной об их разрыве и безысходности. В воображении рисуется такая картина: огненная лава накрывает лирического героя и поглощает его полностью. А он ждёт этого и не пытается спастись! Далее в поэме поэт использует множество окказионализмов с приставкой -вы-: вымолоди , вызнакомь, выгромил, вызарила, вымечтал, выник, вызолачивайтесь. Неслучайно так часто употребляется Маяковским данная приставка в основном в глаголах. Она вносит в слова значения законченности действия. Мы можем сделать вывод о том, что лирический герой настолько перестрадал свою любовь, испытал множество чувств, потрясающих его душу и тело. … Вымолоди себя в моей душе. … Празднику тела сердце вызнакомь. … Будто вымечтал какой-то новый Бялик
… Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы! Я хочу одной отравы – Пить и пить стихи.
Окказионализмы вызолачивайтесь, весеньтесь очень яркие. Оживание природы бодрит лирического героя. В нём чувствуется прилив жизненных сил. И читатель понимает, что эти силы поэт будет черпать в своём творчестве. Именно поэзия спасает лирического героя от жизненных страданий и даёт ему силы жить дальше. (См. приложение №4).
Творись, Распятью равная магия. Видите – гвоздями слов Прибит к бумаге я.
Заключение Окказионализмы оказывают влияние на развитие словарного запаса языка. В настоящее время в связи с бурным развитием Интернета, новых технологий и культуры язык стал многостилевым, открытым ко всему новому. Окказионализмы – слова, созданные из языкового материала, но в языке не укрепляющиеся. Они принадлежат речи, а не языку. Много лет после своего возникновения окказионализмы не теряют своей новизны, и продолжают отражать идиостиль автора. Создание художественных окказионализмов – активный творческий процесс. Они создаются конкретным автором с целью привлечения внимания к их содержанию и звуковому выражению в произведении. Кроме этого окказионализмы могут быть «визитной карточкой» писателя или поэта, они помогают создать образный поэтический мир. В своей работе я сделала попытку раскрыть роль окказионализмов в раскрытии внутреннего мира лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник». Я изучила понятие «окказионализмы», рассмотрела способы их образования, попыталась проанализировать некоторые контексты с окказионализмами, а также три из них изобразила в виде рисунков. Работа очень объёмная. Поэтому я планирую её продолжать дальше. В дальнейшем я попытаюсь создать словарь окказионализмов поэмы В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник». Это и будет итогом моей работы.
Список литературы: 1. Фельдман Н. И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. 1957. № 4. С. 64-73; Ресурсы интернета: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Окказионализм_(филология); 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Неологизм; 3. http://www.bibliotekar.ru/arh/7-3-filologiya/66.htm; 4.https://studbooks.net/733114/zhurnalistika/opredelenie_termina_okkazionalizm_osobennosti_okkazionalizmov;
Приложение
Приложения № 2
Окказионализмы: Стеганье одеялово, издымится.
Приложения № 3 Окказионализм: Вцелую . Приложения № 4
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |