Принцип (установка) подготовки лекции
| № показателя
| Показатель выполнения принципа
| Балл
1/0
|
Научности содержания
| 1
| Лекция соответствует современному состоянию науки по изучаемой теме/дисциплине
|
|
2
| Лекция содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики ее развития в ближайшие годы
|
|
Доступности изложения
| 3
| Все новые термины и понятия разъясняются
|
|
4
| Соблюдаются педагогические принципы изложения: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому
|
|
5
| Соблюдается принцип взвешенности подбора фактов в лекции (разумное, целенаправленное соотношение негативных и позитивных фактов)
|
|
6
| Подбираются факты, иллюстрирующие рассматриваемые в ходе лекции проблемы
|
|
Убедительности изложения
| 7
| Преподаватель свободно ведет лекцию без опорных материалов (не читает с текста, конспекта и т.п., а только сверяется с ними)
|
|
8
| Знания проводятся не только через ум студента, но и «через сердце», сопровождаются яркими, чувственными эмоциями: удивлением, недоверием, радостью и т.д.
|
|
9
| Вербальные средства преподавателя подкрепляются отрепетированными невербальными жестами, мимикой, паузами и др.
|
|
10
| Преподаватель проявляет педагогический такт: отсутствуют моменты агрессивности, проявления высокомерия
|
|
11
| Чувствует смену настроения аудитории и уверенно управляет этим процессом, устанавливая с ней контакт
|
|
12
| Имеет представительный внешний вид
|
|
13
| Использует авторитетные источники информации
|
|
Систематичности
| 15
| Через весь курс «красной нитью» проходит руководящая, основная идея или сверхзадача курса
|
|
16
| Все части изучаемого материала взаимосвязаны
|
|
17
| Изученный материал обобщается, выделяются и оформляются главные мысли и выводы
|
|
18
| Изложение осуществляется без отклонений от плана, осуществляется рубрикация курса, темы, вопроса
|
|
19
| Используются систематизирующие и обобщающие таблицы
|
|
20
| Освещение определенной темы (проблемы) носит законченный характер
|
|
Ответственности
| 21
| Степень знания «своего» предмета (высокая - низкая)
|
|
22
| Знание особенностей будущей профессии студентов
|
|
23
| Ведется учет времени на лекции
|
|
24
| Манера входа преподавателя в аудиторию и первая его фраза переключают внимание студентов на деловой лад
|
|
25
| Используются педагогические приемы для повышения мотивации к изучению темы (актуальность, связь с потребностями, с реальной жизнью и практикой будущей профессии)
|
|
26
| Создаются проблемные ситуации
|
|
27
| Излагается материал, которого нет в основном учебнике
|
|
28
| Преподаватель требует вести запись лекции, обучает студентов методике ведения записи лекции и контролирует выполнение этого требования
|
|
29
| Преподаватель оказывает студентам помощь в ведении записи: меняет темп, делает паузы и т.д.
|
|
30
| Используются приемы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток, экскурсов в историю, в биографии творцов науки и т.д.
|
|
31
| В лекции есть «лишние» факты, создающие информационный фон
|
|
32
| Осуществляется активизация работы памяти за счет установления ассоциации; повторения, выделения опорных пунктов для запоминания; использование мнемотехнических приемов
|
|
33
| Осуществляется критический анализ различных точек зрения на отдельные научные положения лекции, показывается борьба гипотез и направлений
|
|
34
| Квалифицированно проводится связь с другими курсами (межпредметные связи)
|
|
35
| Указывается на связь с предыдущими темами курса (внутрипредметные связи)
|
|
36
| Используются приемы эвристической беседы: рассмотрение вопроса с разных сторон, постановка и разбор парадоксов, использование приемов сравнения и аналогий, предложение выдвигать гипотезы, опора на собственные исследования и случаи из практики своей работы, связь с новыми поисками в науке, показ «белых пятен».
|
|
Приоритета общечеловеческих ценностей
| 37
| На лекции проводится линия на целостное восприятие мира; проводится линия на приоритет общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, красоты, любви, истины, добра и др.)
|
|
38
| Лекция кроме когнитивного содержит нравственный компонент, когда параллельно с научным мышлением воспитывается совесть («способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности на основе социально значимых норм»)
|
|
|
| Общая сумма баллов
|
|
|
| Посещаемость лекции студентами
|
|