Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения МГП.



2019-11-13 452 Обсуждений (0)
Основные положения МГП. 0.00 из 5.00 0 оценок




МГП признает две категории вооруженных конфликтов:

а) международные;

б) немеждународные.

МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.

Основные н о р м ы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

Соблюдение МГП

МГП находится вне политики и руководствуется исключительно принципами гуманности. Действие гуманитарного права не останавливается перед государственными границами. Все воюющие стороны должны его соблюдать, независимо от политических и иных соображений.

За несоблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей.

Право прав человека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности таких конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном гуманитарном праве.

Тем не менее между отдельными правами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного права имеют место "пересечения". Это касается прежде всего прав, входящих в "неизменное ядро" прав человека, действие которых не может быть ограничено или приостановлено ни при каких обстоятельствах.

Более того, международное гуманитарное право и право прав человека дополняют друг друга. Отдельные права, предусмотренные международным гуманитарным правом, усиливают некоторые права человека:

— либо в силу того, что они соответствуют правам человека, действие которых может быть приостановлено в случае чрезвычайного положения (речь идет, например, о судебных гарантиях, которые, как таковые, не являются частью "неизменного ядра" прав человека);

— либо в силу того, что нормы международного гуманитарного права идут дальше в плане защиты личности, чем соответствующие права человека (речь идет, например, о праве на жизнь лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права).

2. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца — это международное гуманитарное движение, в котором участвуют около 97 миллионов добровольцев во всем мире. Целью деятельности движения является защита человеческой жизни и здоровья, предотвращения человеческим страданием и их облегчение, независимо от расы, религиозных и политических взглядов.

Составными частями движения являются:

  • Международный комитет Красного Креста (МККК) — частная организация, которая была основана в 1863 году в Женеве, Швейцария. Комитет, состоящий из 25 членов, имеет уникальные возможности, которые были предоставлены международным сообществом, чтобы защищать жизнь и достоинство жертв международных и внутренних вооруженных конфликтов.
  • Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКК и КП) — организация, основанная в Париже в 1919 году. Федерация занимается координацией всех национальных организации в рамках движения. В тесном сотрудничестве с национальными организациями она проводит международные гуманитарные операции, которые требуют значительных ресурсов. Международный секретариат Федерации находится в Женеве, Швейцария.
  • Национальные общества Красного Креста и Полумесяца, которые представлены 186 национальными объединениями, признаны МККК и являются полноправными членами федерации. Каждый из них работает в своей стране в соответствии с принципами международного гуманитарного права и уставов движения. В зависимости от обстоятельств, национальные объединения могут выполнять дополнительные гуманитарные задачи, которые непосредственно не определяются международным законодательством или мандатами членов международного движения.

3. Основатели, роль и значение организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.

Вплоть до середины 19 века не существовало эффективной системы обеспечения лечения раненых в бою солдат и мест для их безопасного расположения. В июне 1859 году швейцарский бизнесмен Анри Дюнан ездил в Италию для того, чтобы встретиться с французским императором Наполеоном III для обсуждения трудностей проведения бизнеса в Алжире, который тогда был оккупирован Францией. Вечером 24 июня он приехал в городок Сольферино, где стал свидетелем битвы, во время которой погибло или было ранено около 40000 солдат с каждой стороны. Анри Дюнан был шокирован последствиями битвы и отсутствием элементарной медицинской помощи раненым. Он полностью отказался от первоначальной цели своего путешествия и несколько дней посвятил себя лечению и уходу за ранеными. Вернувшись домой в Женеву, он решил написать книгу, которую издал за свой счет в 1862 году под названием «Воспоминания о Сольферино». Он разослал несколько экземпляров книг ведущим политическим и военным деятелям Европы. Кроме издания книги, Дюнан отстаивал образования национальных добровольных организаций, которые помогали раненым солдатам во время войны. Кроме того, он призвал к разработке и подписанию международных договоров, которые бы гарантировали безопасность нейтральных медиков и больниц для раненых на поле боя.

9 февраля 1863 году в Женеве, Анри Дюнан основал «Комитет пяти», в который кроме самого Дюнана вошли еще четыре представителя влиятельных женевских семей: Гюстав Муанье, юрист и председатель Женевского общества публичного благосостояния, врач Луи Аппиа с большим опытом работы в полевых условиях, друг и коллега Аппиа Теодор Монуар с Женевской комиссии гигиены и охраны здоровья и Гийом-Анри Дюфур, влиятельный генерал швейцарской армии. Комитет был комиссией Женевского общества публичного благосостояния. Он поставил себе целью изучить вопрос о возможности воплощения идеи Дюнана и организовал международную конференцию по практическому воплощению этой идеи в жизнь. Через восемь дней пятерка решила переименовать свой комитет по «Международный комитет помощи раненым». С 26 по 29 октября 1863 в Женеве состоялась международная конференция, организованная комитетом. Конференция ставила перед собой цель разработать систему практических мероприятий с целью улучшения работы медицинских служб на поле боя. В работе конференции приняли участие 36 делегатов: 18 официальных делегатов от правительств стран, 6 представителей неправительственных организаций, 7 неофициальных иностранных делегатов и 5 членов комитета. На конференции представлены: Австро-Венгерская империя, Баден, Королевство Бавария, Франция, Великобритания Ганновер, Гессе-Кассель, Итальянское королевство, Нидерланды, Пруссия, Российская империя, Королевство Саксония, Испания, Шведско-Норвежский союз и Соединенное королевство Великобритании и Ирландии.

В резолюции конференции, принятой 29 октября 1863, в частности были предложения о:

  • основании национальных обществ помощи раненым солдатам;
  • статусе нейтральности и защиты по раненых;
  • использование волонтеров для оказания помощи на поле боя;
  • организаций новых конференций, целью которых было бы вписать эти концепции в обязательные для соблюдения правовых международных договоров;
  • введение общего символа для медицинского персонала, по которому его можно было бы различить — повязки с красным крестом.

В следующем году швейцарское правительство пригласил правительства всех европейских стран, а также США, Бразилии и Мексики на официальную дипломатическую конференцию. Своих делегатов прислали в Женеву шестнадцать стран. 22 августа 1864 конференция утвердила первую Женевскую конвенцию «Об улучшении положения раненых в полевых армиях». Ее подписали представители 12 стран и королевств: Баден, Бельгии, Дании, Франции, Гессе, Италии, Нидерландов, Португалии, Пруссии, Швейцарии, Испании и Вюртемберга. Конвенция состояла из 10 статей, которые установили первые обязательные правила, которые гарантировали нейтральность и защиту во время вооруженного конфликта раненым солдатам, медицинскому персоналу и гуманитарным учреждениям. Кроме того конвенция установила два требования для признания Международным комитетом национального общества помощи:

  • Национальное общество должно иметь признание собственного правительства
  • Национальное правительство соответствующей страны должен быть членом Женевской конвенции

Сразу же после подписания Женевской конвенции национальные общества были основаны в Бельгии, Дании, Франции, Ольденбург, Пруссии, Испании и Вюртембург. Еще в 1864 Луи Аппия и Шарль ван де Вельде, капитан нидерландской армии, стали первыми независимыми и нейтральными делегатами, что начали деятельность во время вооруженного конфликта под эмблемой красного креста. Через три года, в 1867, была созвана первая Международная конференция национальных обществ по медицинской помощи раненым в войне.

В тот же 1867 года Анри Дюнан был вынужден объявить банкротство вследствие неудач своего бизнеса в Алжире, причиной которого отчасти была его неустанная работа в Международном комитете. Неудачи в бизнесе и конфликт с Гюставом Муанье привел к снятию Дюнана с должности секретаря Комитета и лишение членства в нем. Дюнана обвинили в ложном банкротстве, и был выписан ордер на его арест. Он вынужден был покинуть родной город и никогда туда не возвращаться.

В последующие годы национальные комитеты движения были образованы почти во всех европейских странах. В 1876 комитет утвердил название «Международный комитет Красного Креста», которая действует до ныне. Через пять лет усилиями Клары Бартон образовался Американский красный крест. Число стран, подписавших Женевскую конвенцию, увеличивалось, ее положения стали выполняться. Движение красного креста получил уважение, к работе национальных комитетов привлекались многочисленные добровольцы.

Когда в 1901 году впервые вручалась Нобелевская премия мира, Норвежский Нобелевский комитет решил дать их совместно Анри Дюрану и Фредерику Пасси — ведущему пацифисту. Важным событием, чем сама честь награждения Нобелевской премией, было официальное поздравление от Международного комитета Красного Креста, которое означало реабилитацию Анри Дюрана и признание той выдающейся роли, которую он сыграл при образовании Красного Креста. Дюран умер через девять лет в маленьком швейцарском курортном городке Гейден. Давний противник Дюрана, Гюстав Муанье, умер двумя месяцами ранее. Он президентствовал в Комитете дольше, чем кто-либо в его истории.

В 1906 Женевская конвенция 1 867 впервые была пересмотрена. Через год Вторая международная мирная конференция в Гааге приняла Гаагскую конвенцию 1907 года, которая расширила действие Женевской конвенции военные действия на море. Перед Первой мировой войной, через 50 лет после основания Красного Креста и принятия первой Женевской конвенции, в мире насчитывалось 45 национальных обществ помощи раненым. Движение вышло за пределы Европы и Северной Америки, к нему присоединились страны центральной и Южной Америки: Аргентина, Бразилия, Чили, Куба, Мексика, Перу, Сальвадор, Уругвай, Венесуэла; страны Азии: Китайская Республика, Япония, Корея, Сиам; и Африки: ЮАР.

С началом Первой мировой войны Международный комитет Красного Креста встретился с чрезвычайными сложностями, справиться с которыми смог только при содействии национальных обществ. Работники Красного Креста пришли на помощь медицинским службам европейских стран со всего мира, включая США и Японией. 15 октября 1914, Международный комитет Красного Креста основал Международное агентство военнопленных, в котором к концу 1914 уже работало 1200 человек, в основном волонтеров. К концу войны Агентство переслало более 20000000 писем и сообщений, 1,9 миллиона передач и собрал пожертвования на сумму 18000000 швейцарских франков. При содействии Агентства близко 200000 пленников смогли вернуться домой вследствие обмена пленными. Каталог Агентства за период с 1914 по 1923 собрал более 7000000 карточек, каждая из которых отвечала пленнику или пропали без вести. Этот каталог помог идентифицировать более 2 млн. военнопленных и предоставил им возможность установить связь с родными. Сейчас этот каталог заимствован женевским Музеем Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Право пользоваться каталогом еще ограничено.

В течение войны Международный комитет Красного Креста отслеживал выполнение сторонами конфликта Женевских конвенций 1907 и в случае нарушений, обращался в страну нарушителя с жалобой. При первом в истории применении химического оружия Красный Крест выразил яростный протест. Даже не имея мандата от Женевских конвенций, Международный комитет пытался улучшить условия пострадавшего гражданского населения. На территориях, которые имели официальный статус оккупированных, Международный комитет мог помогать гражданскому населению по условиям Гаагских конвенций одна 1899 и 1907. Эти конвенции были также правовой основой работы Красного Креста с военнопленными. Кроме описанной выше работы Международного агентства, Красный Крест проводил инспекцию лагерей военнопленных. В течение войны 41 делегат Красного Креста посетил 524 лагеря на всей территории Европы.

С 1916 по 1918 Международный комитет Красного Креста опубликовал ряд почтовых открыток с фотографиями из лагерей военнопленных. На них было запечатлено повседневной жизни пленников, получения писем из дома и тому подобное. Международный комитет пытался таким образом вселить надежду в сердца семей военнопленных, уменьшить неопределенность относительно судьбы близких им людей. После войны Красный Крест организовал возвращение домой более 420 тыс. Военнопленных. С 1920 года задача репатриации была передана только основанной Лиге Наций, поручила работу норвежскому дипломату Фритьофу Нансену. Впоследствии его правовой мандат был расширен задачей оказания помощи беженцам и перемещенным лицам. Нансен ввел так называемый Нансена паспорт, который выдавался беженцам, потеряли свое гражданство. В 1922 году усилия Нансена были отмечены Нобелевской премией мира.

За свою плодотворную работу во время войны Международный комитет Красного Креста тоже был награжден Нобелевской премией мира 1917-го года. Эта премия была единственной Нобелевской премии в промежутке времени с 1914 по 1918.

В 1923 году Комитет изменил политику в отношении избрания новых членов. До тех пор в Комитете могли работать только граждане Женевы. Это ограничение было снято, и теперь право привлечения в Комитет получили все швейцарцы. Учитывая опыт Первой мировой войны, в 1925 был утвержден новый дополнение к Женевской конвенции, поставил вне закона использование в качестве оружия удушающие и отравляющие газы и биологические факторы. Через четыре года была пересмотрена сама Конвенция, и утверждена вторая Женевская конвенция «по обращению с военнопленными». События войны и деятельность Красного Креста в военный период значительно подняли репутацию и авторитет Комитета в международном обществе, и привели к расширению сферы его деятельности.

В 1934 появился и был утвержден Международным комитетом проект новой конвенции по защите мирного населения в период вооруженного конфликта. К сожалению, большинство правительств были мало заинтересованы во внедрении этой конвенции, и к началу Второй мировой войны она не вступила в силу.

Правовой основой работы Международного комитета Красного Креста во время Второй мировой войны была Женевская конвенция в редакции 1929 года. Деятельность комитета была аналогичная его деятельности в Первую мировую войну: инспекция лагерей военнопленных, организация помощи мирному населению, обеспечение возможности переписки военнопленным, сообщение о пропавших без вести. К концу войны 179 делегатов провели 12750 посещений лагерей военнопленных в 41 стране. Центральное информационное агентство в вопросах военнопленных (Zentralauskunftsstelle für Kriegsgefangene) мало 3 тыс. Работников, каталог пленников насчитывал 45000000 карточек, Агентство обеспечило пересылку 120 млн. писем. Значительным препятствием было то, что Немецкий Красный Крест, который контролировали нацисты, отказывался соблюдать женевских статей. Среди нарушений была депортация евреев из Германии и уничтожения евреев в нацистских концентрационных лагерях. Кроме того Советский Союз и Япония не были членами Женевской конвенции 1929 и не имели легальных обязательств по соблюдению ее требований.

Международный комитет Красного Креста не смог достичь договоренности с нацистской Германией по обращению с людьми в концентрационных лагерях, и, в конце концов, прекратил оказывать давление, чтобы не поставить под угрозу работу с военнопленными. Он также не смог получить удовлетворительного ответа относительно лагерей смерти и массового истребления европейских евреев, цыган и тому подобное. В ноябре 1943 Международный комитет получил разрешение на посылки в концентрационные лагеря в тех случаях, когда известны имена и местонахождение адресатов. Поскольку сообщение о получении посылок часто подписывали другие заключенные, Международный комитет сумел определить лица примерно 105000 заключенных и передать близко 1100000 посылок, в основном в Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк и Сахсенгаузен.

Известно, что швейцарский офицер Морис Россель, делегат от Международного Красного Креста в Берлине, посетил Аушвиц В 1943 и Терезинштадт в 1944. Его воспоминания были записаны Клодом Ланцманн в 1979 в документальном фильме «Посетитель от живых».

12 марта 1945 президент Международного комитета Красного Креста Якоб Буркхардт получил сообщение от генерала СС Эрнста Кальтенбруннера с положительным ответом на требование Красного Креста посещения концентрационных лагерей. Германия поставила условие, что делегаты должны оставаться в лагерях до конца войны. Международный комитет направил 10 делегатов. Один из них, Луи Гефлигер, сумел предотвратить уничтожение Маутхаузен-Гузен, сообщив американские войска о планах немцев, чем спас около 60000 заключенных. Международный комитет осудил его действия, поскольку они были собственной инициативе, поставившей под угрозу нейтральность Красного Креста в войне. Репутация Гефлигера была реабилитирована только в 1990 году.

Другой выдающийся пример гуманности продемонстрировал Фридрих Борн, делегат Международного комитета в Будапеште. Он спас жизнь от 11 до 15 000 евреев. Женевский врач Марсель Жуно был одним из первых европейцев, посетивших Хиросиму после ядерной бомбардировки.

В 1944 Международный комитет Красного Креста получил вторую Нобелевскую премию мира. Как и во время Первой мировой войны, эта премия была единственной в период войны с 1939 по 1945. После войны Международный комитет работал с национальными обществами, пытаясь оказать помощь странам, пострадавшим от войны больше всего. В 1948 Комитет опубликовал отчет, в котором описывалась его деятельность во время войны. С 1996 архив Международного комитета за этот период открыт для академических и общественных исследований.

12 августа 1949 были утверждены новые изменения в двух предыдущих Женевских конвенций. Приложение «по улучшению условий раненых, больных членов вооруженных сил на море, и тех, кто пострадал от кораблекрушений», который теперь называют второй женевской конвенции, был включен в основной текст Женевской конвенции как наследник Гаагской конвенции 1907. Женевская конвенция «по обращению с военнопленными» от 1929 года был второй с исторической точки зрения, но после 1949 ее стали называть третьей, поскольку она появилась позже Гаагской. Учитывая опыт Второй мировой войны, была утверждена Четвертая женевская конвенция «по защите мирного населения во время войны». Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 провозгласили, что конвенции имеют силу и во время внутренних конфликтов, например, гражданских войн. На сегодня четыре конвенции и дополнительные протоколы к ним содержат более 600 статей по сравнению с 10 статьями начальной Женевской конвенции в 1864 году.

Перед столетним юбилеем, в 1963 году, Международный комитет Красного Креста вместе с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, одержал третью Нобелевскую премию мира. Начиная с 1993, право делегатами Международного комитета получили не швейцарские граждане. С тех пор число таких работников Международного комитета достигло 35%.

4. Лица и объекты, которые находятся под защитой международного гуманитарного права и порядок обращения с ними.

Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

• жертвы вооруженных конфликтов;

• медицинский и духовный персонал;

• парламентеры и сопровождающие их лица;

• персонал гражданской обороны;

• персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей;

• персонал, участвующий в гуманитарных акциях.

   Объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

• медицинские формирования;

• санитарно-транспортные средства;

• гражданские объекты;

• культурные ценности;

• особо опасные объекты;

• объекты гражданской обороны;

• санитарные и безопасные зоны;

• необороняемые местности и демилитаризованные зоны.

Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом.

Одним из важнейших принципов международного гуманитарного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы.

В соответствии с этим принципом международное гуманитарное право требует:

* не применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью;

* всегда обращаться гуманно с военнопленными;

* обеспечивать раненым и больным необходимый уход;

* ограждать их от ограбления и дурного обращения;

* способствовать смягчению страданий, порождаемых войной;

* ограничивать в выборе средств нанесения вреда неприятелю (к запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи, зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде).

* запрещать некоторые методы ведения войны (предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно, сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, и знаками Красного Креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (т. е. заставить Противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права).

   Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны.

5. Особенности ведения военных действий с учетом норм международного гуманитарного права.

В современном международном праве особое место занимает право вооруженных конфликтов (международное гуманитарное право). Оно регулирует порядок ведения боевых действий, международно-правовую защиту жертв вооруженных конфликтов, а также вопросы международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности индивидов за нарушение норм права вооруженных конфликтов.

Международно-правовое регулирование порядка ведения боевых действий не стремится превратить войну в престижный вид деятельности. Цель такого регулирования состоит в том, чтобы удерживать стороны вооруженного конфликта от бессмысленной жестокости, а также обеспечить защиту тем, кто непосредственно подвержен воздействию войны.

Право вооруженных конфликтов как отрасль международного права складывается из конкретных норм, групп норм, отдельных принципов и институтов. Принципы права вооруженных конфликтов являются той правовой основой, на которой базируются конкретные нормы. Принципы права вооруженных конфликтов действуют во всякое время, повсеместно и при любых обстоятельствах.

Принципы право вооруженных конфликтов были сформулированы впервые в 1966 году. Они основываются на Женевских конференциях 1949 года. Можно сформулировать ряд основных принципов международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов).

Прежде всего – это принцип Гуманности. Военная необходимость и поддержание общественного порядка должны сочетаться с уважением к человеку.

Из этого принципа следует принцип Соразмерности. Воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника.

Отсюда вытекает принцип Международно-правовой защиты жертв вооруженных конфликтов. Лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвует непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение.

Следующим является принцип Ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения боевых действий. Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения военных действий не является ограниченным.

Вышеперечисленные основные принципы являются базой для других принципов. Первым в этом списке стоит принцип Неприкосновенности. Каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности. Принцип Безопасности личности предполагает, что каждый имеет право и на личную безопасность.

Существует также группа принципов, относящихся к международно-правовой защите жертв вооруженных конфликтов.

Первый из них – принцип нейтральности. Он имеет свои особенности применения. Так, всегда находятся под защитой медицинские работники. В ответ на гарантированную неприкосновенность медицинский персонал должен воздерживаться от любых враждебных действий по отношению к противнику. Ни одно лицо, выполняющее медицинские функции, не может принуждаться к предоставлению кому бы то ни было информации относительно больных и раненых, которые находились или находятся на его попечении, если такая информация причинит вред указанным пациентам или их семье. Никто не должен также подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными.

Второй принцип – принцип международно-правовой защиты военнопленных. Он предполагает, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в плену. Государство несет ответственность за лиц, захваченных им в плен, а также за поддержание общественного порядка и функционирование общественных служб на оккупированной территории. Жертвы конфликтов должны быть обеспечены международной защитой, так как они лишены естественной защиты.

Помимо перечисленных выше, существуют также принципы, относящиеся к выбору средств и методов ведения войны.

Принцип ограничения по лицам. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. «Право Гааги» основано на строгом различении между комбатантами и некомбатантами. В то время как первые по своему характеру являются объектами войны, вторые не должны быть вовлечены в военные действия и даже не имеют права принимать в них участие. Применение этого принципа требует учитывать следующее:

1 Стороны, находящиеся в конфликте, всегда должны проводить различие между гражданским населением и комбат антами, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты.

2 Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений даже в порядке репрессий.

3 Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющим основной целью терроризировать гражданское население.

4 Стороны, находящиеся в конфликте, принимают все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население или, по крайней мере, по возможности избежать случайных потерь среди гражданского населения и случайного ущерба.

5 Только лица, входящие в состав вооружённых сил, имеют право нападать на противника и оказывать ему сопротивление.

Принцип ограничения по объектам нападения. Он предусматривает запрет на: нападение на не обороняемые местности; совершен6ие каких-либо враждебных актов, направленных против зданий, где расположены благотворительные учреждения, и тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; нападе6ние на установки и сооружения, если оно может вызвать высвобождение опасных для гражданского населения сил; грабежи.

Принцип ограничения средств и методов ведения военных действий предполагает запрещение на использование против кого бы то ни было оружия или методов ведения военных действий, способных причинить излишний вред или чрезмерные страдания.

Таковы в наиболее общем виде основные особенности международно-правового регулирования вооружённых конфликтов.

Другим аспектом международно-правового урегулирования вооружённых конфликтов в настоящее время являются так называемые операции по поддержанию мира, или миротворческие операции. Они способствуют прекращению вооружённых конфликтов, снижению числа жертв и разрушений в ходе вооружённых столкновений, как между государствами, так и во внутренних вооружённых конфликтах. В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере чётко разграничена.

Генеральная Ассамблея может обсуждать любые вопросы или дела, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности. Совет Безопасности является единственным органом ООН, который обладает правом предпринимать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН. Устав ООН устанавливает, что такие силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности «не иначе, как в общих интересах», в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу ООН.

9 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей была одобрена важная Декларация об установлении фактов Организацией Объединённых Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Декларация исходит из того, что при выполнении своих функций, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее необходимо иметь подробную информацию в отношении любого спора и ситуации.

Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла отражение в одобренной Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира». Программа исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миро строительства.

Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны. Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала, как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.

Действия Совета Безопасности в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. Квалификации Совета Безопасности являются юридической базой для его дальнейших действий по поддержанию мира. Устав ООН даёт право Совету прибегнуть к временным мерам, предусмотренным статьёй 40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. К временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д.

Если ситуация продолжает ухудшаться, Совет вправе принять как меры, не связанные с использованием вооружённых сил, так и меры с их применением. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации.

Операции ООН по поддержанию мира обычно делятся на две категории: миссии военных наблюдателей, состоящие из невооружённых офицеров, — «голубые береты», и силы по поддержанию мира, включающие национальные континге



2019-11-13 452 Обсуждений (0)
Основные положения МГП. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения МГП.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)