Религиозная «палитра» Донбасса
Регионы, города, поселки, как и отдельные люди, должны иметь свой духовный стержень, духовную составляющую, которая формируется с течением времени в виде некого поля, присущего только данному месту. Формируют это поле люди, проживающие на этой земле, их взгляды, убеждения и ценности. Так как Донбасс заселяли по большей части люди православные, то и духовной сердцевиной в Донбассе было православие. Кроме православных приходов традиционными для Донбасса были небольшие протестантские и иудейские общины, мусульмане. Настоящая волна поликонфессиональности захлестнула Донбасс с 90-х годов. Среди крупных промышленных городов бывших республик СССР в Донецком крае были самые высокие показатели зарегистрированных религиозных общин – 46% от зарегистрированных на территории всего СССР. И это закономерно. Регион находится на перекрестке исторических путей между Востоком и Западом, на границе пересечения разных религий – христианства, мусульманства, иудаизма, разных конфессий православия, католицизма и протестантизма. Это смешение и создало характерную черту в духовной жизни коренных донбассовцев – толерантность и уважение к чужим взглядам на жизнь, Вселенную и Бога. Тогда же, в начале 1990-х гг., с ликвидацией коммунистической идеологии, начинает действовать новая модель государственно-церковных отношений на всем постсоветском пространстве. В 90-е гг. в Донбассе начинается так называемая миссионерская экспансия, пришедшая на Украину из Западной Европы, Канады и Америки. Она привела к тому, что в Донбассе стали возникать новые для региона конфессии («Церковь Христова», «Новоапостолькая церковь», «Церковь Исуса Христоса Святых Последних дней» (мормоны), церковь «Слова жизни», «Христиан веры Евангельской», «Союз церкви Божьей»), имеющие прочные связи с западными центрами. Второй характерной чертой Донбасса стал феномен мощной религиозной антисистемности, которой практически не было на Украине, и который проявился благодаря изменению социума. С одной стороны, переломная эпоха 90-х годов, коснувшаяся некогда благополучного промышленного региона, высокий образовательный уровень его жителей, в том числе мощный пласт технической интеллигенции, с другой стороны радикализм молодого поколения донбассовцев, его внутренний эгоцентризм и отчуждение, – все это расширяло сферу традиционной религиозности и способствовало развитию мировоззренческой антисистемы, а значит и определенного религиозного эзотеризма. В Донбассе появились различные псевдодуховные культы, часто связанные с разными формами оккультизма. Достаточно сказать, что в Донецке издавалось семь крупных международных эзотерических газет, не считая массы мелких региональных изданий. В наиболее крупных промышленных районах Донбасса – Донецке, Мариуполе, Макеевке, Горловке, Краматорске и других утвердились саентологи, теософские, антропософские, группы «Белого Братства», представители «нью- эйдж», «Церковь Уитнесса Ли», различные восточные учения, предполагающие медитативные практики, неоязычники. Но довольно скоро стало ясно, что эти новые «религии» есть не что иное, как деструктивные культы. В 90-е гг. в Донецком регионе активно возрождается церковная инфраструктура, до того полностью разрушенная атеистическим режимом. Разворачивается восстановление и строительство православных и греко- католических храмов, протестантских молитвенных домов костёлов, мечетей и синагог.
В 1922 г. монастырь был ликвидирован большевиками, а на его месте основан Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Лишь в 1992 г. Святогорская обитель была вновь открыта по многочисленным просьбам христиан Донецкого края. В 1995 г. начались реставрационные и восстановительные работы. В 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Святогорского историко-архитектурного заповедника жилые и хозяйственные строения. Учитывая древность обители, её историческую роль и активное возрождение, а также многочисленные обращения православных верующих, 9 марта 2004 г. монастырю был присвоен статус Лавры. На территории Донецкой области по состоянию на 2009 г. действовали 1566 религиозных организаций, а именно: 1500 религиозных общин, 20 религиозных центров и управлений, 10 монастырей, 1 Лавра, 23 миссии, 1 братство, 11 высших духовных учебных заведений, а также мечеть и синагога. Наиболее широко представлены сооружения православной церкви (преимущественно Московского патриархата). Работал православный телеканал КРТ. Донецкой епархией выпускались журналы: «Живой родник», «Радость моя», «Шишкин лес», газета «Донбасс православный», «Игнатьевский благовест» (страница общины Свято- Игнатьевского храма в газете «Металлург»). При Донецком национальном университете открыто Подразделение духовной культуры.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Развитие культуры Донбасса в 1991-2013 гг. было противоречивым. Успехи и достижения сочетались с трудностями и проблемами. Донецкая земля богата талантами в различных областях культуры, поэтому культурная жизнь в Донбассе не замерла. Одним из главных достижений развития культуры Донецкого региона конца ХХ-начала ХХІ вв. стало возрождение культур национальных меньшинств Донбасса. Главным результатом стало создание условий для возрождения духовности, возвращения к традиционным национально-культурным ценностям народов, населяющих наш многонациональный край. Отличительной особенностью жителей Донбасса является уважительное отношение к истории, толерантное отношение к историческим личностям, желание установить и сохранить историческую справедливость.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Что определяло культурную жизнь Донбасса в конце ХХ-начале ХХI вв.? 2. Какие изменения произошли в системе образования? 3. Назовите наиболее популярные жанры и представителей литературы данного периода. 4. Охарактеризуйте основные тенденции в развитии искусства Донбасса. 5. Перечислите спортивные достижения жителей региона в 1991-2013 гг. 6. Какие явления характеризуют религиозную жизнь Донбасса на рубеже столетий? Думаем, сравниваем, размышляем 1. Составьте схему-кластер «Основные проблемы и достижения в области культуры Донбасса в 1991-2013 гг.». 2. Используя дополнительную литературу, воспоминания родственников, расскажите об изменениях в системе образования Донецкого региона в составе постсоветской Украины. 3. Какой вклад в сокровищницу мировой культуры внесли наши земляки? Оформите ответ в виде таблицы: область культуры, деятели культуры, достижения. 4. Познакомьтесь подробнее с одним из произведений искусства изучаемого периода и напишите в тетради эссе-впечатление. 5. Подготовьте презентацию по выбору: «Современные «звезды» искусства Донбасса», «Золотой фонд литературы Донбасса», «Успехи донецкого спорта в 1991-2013 гг.», «Центры религиозной культуры Донецкого края», «Памятники культуры и истории моего края конца XX-начала XXI веков» (работа в группах). 6. Напишите сочинение-рассуждение «Что я могу сделать для сохранения и приумножения культурных сокровищ Донбасса»? 7. Составьте кроссворд по материалам параграфа.
Работа с документом Документ 1
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3879)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |