Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Религиозная «палитра» Донбасса



2019-11-13 3879 Обсуждений (0)
Религиозная «палитра» Донбасса 4.80 из 5.00 5 оценок




Регионы, города, поселки, как и отдельные люди, должны иметь свой духовный стержень, духовную составляющую, которая формируется с течением времени в виде некого поля, присущего только данному месту. Формируют это поле люди, проживающие на этой земле, их взгляды, убеждения и ценности. Так как Донбасс заселяли по большей части люди православные, то и духовной сердцевиной в Донбассе было православие. Кроме православных приходов традиционными для Донбасса были небольшие протестантские и иудейские общины, мусульмане. Настоящая волна поликонфессиональности захлестнула


Донбасс с 90-х годов. Среди крупных промышленных городов бывших республик СССР в Донецком крае были самые высокие показатели зарегистрированных религиозных общин – 46% от зарегистрированных на территории всего СССР. И это закономерно. Регион находится на перекрестке исторических путей между Востоком и Западом, на границе пересечения разных религий – христианства, мусульманства, иудаизма, разных конфессий православия, католицизма и протестантизма. Это смешение и создало характерную черту в духовной жизни коренных донбассовцев – толерантность и уважение к чужим взглядам на жизнь, Вселенную и Бога.

Тогда же, в начале 1990-х гг., с ликвидацией коммунистической идеологии, начинает действовать новая модель государственно-церковных отношений на всем постсоветском пространстве. В 90-е гг. в Донбассе начинается так называемая миссионерская экспансия, пришедшая на Украину из Западной Европы, Канады и Америки. Она привела к тому, что в Донбассе стали возникать новые для региона конфессии («Церковь Христова», «Новоапостолькая церковь»,

«Церковь Исуса Христоса Святых Последних дней» (мормоны), церковь «Слова жизни», «Христиан веры Евангельской», «Союз церкви Божьей»), имеющие прочные связи с западными центрами.

Второй характерной чертой Донбасса стал феномен мощной религиозной антисистемности, которой практически не было на Украине, и который проявился благодаря изменению социума. С одной стороны, переломная эпоха 90-х годов, коснувшаяся некогда благополучного промышленного региона, высокий образовательный уровень его жителей, в том числе мощный пласт технической интеллигенции, с другой стороны радикализм молодого поколения донбассовцев, его внутренний эгоцентризм и отчуждение, – все это расширяло сферу традиционной религиозности и способствовало развитию мировоззренческой антисистемы, а значит и определенного религиозного эзотеризма. В Донбассе появились различные псевдодуховные культы, часто связанные с разными формами оккультизма. Достаточно сказать, что в Донецке издавалось семь крупных международных эзотерических газет, не считая массы мелких региональных изданий. В наиболее крупных промышленных районах Донбасса – Донецке, Мариуполе, Макеевке, Горловке, Краматорске и других утвердились саентологи, теософские, антропософские, группы «Белого Братства», представители «нью- эйдж», «Церковь Уитнесса Ли», различные восточные учения, предполагающие медитативные практики, неоязычники. Но довольно скоро стало ясно, что эти новые

«религии» есть не что иное, как деструктивные культы.

В 90-е гг. в Донецком регионе активно возрождается церковная инфраструктура, до того полностью разрушенная атеистическим режимом. Разворачивается восстановление и строительство православных и греко-


католических храмов, протестантских молитвенных домов костёлов, мечетей и синагог.

  Спасо-Преображенский кафедральный собор

6 сентября 1991 г. была создана Донецкая епархия Украинской Православной Церкви. Глава епархии до 1996 г. имел титул митрополита Донецкого и Славянского. С 1996 г. епархия разделилась на две части: Донецко-Мариупольскую и Горловско-Славянскую.

В 1992 г. Донецким городским советом было принято решение о выделении земельного участка и начале строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора по образцу одноимённой церкви, построенной в 1886 г. и разрушенной большевиками в 1931 г. (место постройки нового собора не совпадает со старым). Строительство собора велось с 1997 г. по 2006 г. Первая пасхальная служба в Спасо-Преображенском кафедральном соборе была совершена в 2007 г.

В 1997 г. возведена часовня Святой Великомученицы Варвары – в народе называемая

«шахтерской» – одна из визитных карточек Донецка. Святая                Варвара      издавна                    считается покровительницей шахтёров, поэтому часовня была построена в память о погибших горняках. Среди всех религиозных конфессий края преобладает православие. Это направление христианства исповедуют более 70% всех верующих нашего региона.

Но проживают в Донбассе и представители других религий. Есть среди них и христиане- католики. Это потомки польских переселенцев, появившихся в нашем крае в XIX в. Одним из самых величественных костелов является католический храм Святого Иосифа в Донецке. Храм сооружен в 2006 г. при содействии польской общины Донбасса, а также благодаря активной помощи верующих

католиков Польши.

  Часовня Святой Великомученицы Варвары
Католический костел Св. Иосифа  

  Синагога Мехамен-Мендл

Первая синагога в Донбассе (Юзовке) появилась еще в конце XIX ст. В 1931 г. решением местных властей синагогу упразднили как культовое иудейское учреждение. И только в 1989 г. она была возвращена евреям. Проведен генеральный ремонт и реконструкция здания. А главное – возрождена деятельность синагоги, ее статус духовного и религиозного центра еврейской общины.

В нашем крае проживает около 400 тысяч мусульман, исповедующих одну из мировых религий – ислам. В 1994 г. был заложен фундамент первой в регионе мечети

«Ибн-Фадлан».          Такое                                      название свидетельствовало об уважении к личности арабского богослова и путешественника ибн- Фадлана. Главным меценатом строительства мечети был известный донецкий бизнесмен, тогдашний Президент ФК «Шахтер» А.Х. Брагин. После трагической гибели мецената в 1995 г. мечеть стала носить его имя – «Ахать Джами».

Духовной жемчужиной Донецкого края называют Святогорскую Свято-Успенскую Лавру – монастырь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. История этой древней обители уходит вглубь веков. Первое письменное упоминание о местности

«Святые горы» датировано 1526 г., а первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1620 г., когда духовенству была пожалована царская грамота на  право

владения этой землёй.

    Соборная мечеть «Ахать-Джами»
  Святогорская Свято-Успенскую Лавра

В 1922 г. монастырь был ликвидирован большевиками, а на его месте основан Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Лишь в 1992 г. Святогорская обитель была вновь открыта по многочисленным просьбам христиан Донецкого края. В 1995 г. начались реставрационные и восстановительные работы. В 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении


Святогорского историко-архитектурного заповедника жилые и хозяйственные строения. Учитывая древность обители, её историческую  роль и активное возрождение, а также  многочисленные обращения православных верующих, 9 марта 2004 г. монастырю был присвоен статус Лавры.

На территории Донецкой области по состоянию на 2009 г. действовали 1566 религиозных организаций, а именно: 1500 религиозных общин, 20 религиозных центров и управлений, 10 монастырей, 1 Лавра, 23 миссии, 1 братство, 11 высших духовных учебных заведений, а также мечеть и синагога. Наиболее широко представлены сооружения православной церкви (преимущественно Московского патриархата). Работал православный телеканал КРТ. Донецкой епархией выпускались журналы: «Живой родник», «Радость моя», «Шишкин лес», газета

«Донбасс православный», «Игнатьевский благовест» (страница общины Свято- Игнатьевского храма в газете «Металлург»). При Донецком национальном университете открыто Подразделение духовной культуры.

 

     ПОДВЕДЁМ ИТОГИ                                                                                                  

Развитие культуры Донбасса в 1991-2013 гг. было противоречивым. Успехи и достижения сочетались с трудностями и проблемами. Донецкая земля богата талантами в различных областях культуры, поэтому культурная жизнь в Донбассе не замерла. Одним из главных достижений развития культуры Донецкого региона конца ХХ-начала ХХІ вв. стало возрождение культур национальных меньшинств Донбасса. Главным результатом стало создание условий для возрождения духовности, возвращения к традиционным национально-культурным ценностям народов, населяющих наш многонациональный край. Отличительной особенностью жителей Донбасса является уважительное отношение к истории, толерантное отношение к историческим личностям, желание установить и сохранить историческую справедливость.

 

     Вопросы и задания для работы с текстом параграфа                              

1. Что определяло культурную жизнь Донбасса в конце ХХ-начале ХХI вв.?

2. Какие изменения произошли в системе образования?

3. Назовите наиболее популярные жанры и представителей литературы данного периода.

4. Охарактеризуйте основные тенденции в развитии искусства Донбасса.

5. Перечислите спортивные достижения жителей региона в 1991-2013 гг.

6. Какие явления характеризуют религиозную жизнь Донбасса на рубеже столетий?


     Думаем, сравниваем, размышляем                                                                  

1. Составьте схему-кластер «Основные проблемы и достижения в области культуры Донбасса в 1991-2013 гг.».

2. Используя дополнительную литературу, воспоминания родственников, расскажите об изменениях в системе образования Донецкого региона в составе постсоветской Украины.

3. Какой вклад в сокровищницу мировой культуры внесли наши земляки? Оформите ответ в виде таблицы: область культуры, деятели культуры, достижения.

4. Познакомьтесь подробнее с одним из произведений искусства изучаемого периода и напишите в тетради эссе-впечатление.

5. Подготовьте презентацию по выбору: «Современные «звезды» искусства Донбасса», «Золотой фонд литературы Донбасса», «Успехи донецкого спорта в 1991-2013 гг.», «Центры религиозной культуры Донецкого края»,

«Памятники культуры и истории моего края конца XX-начала XXI веков» (работа в группах).

6. Напишите сочинение-рассуждение «Что я могу сделать для сохранения и приумножения культурных сокровищ Донбасса»?

7. Составьте кроссворд по материалам параграфа.

 

 

Работа с документом

Документ 1



2019-11-13 3879 Обсуждений (0)
Религиозная «палитра» Донбасса 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Религиозная «палитра» Донбасса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3879)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)