Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью



2019-11-13 1183 Обсуждений (0)
Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

Страницы истории Донбасса:

Эпоха Нового времени (XVI в. – конец XVIII в.)

 

 

Класс

 

Учебное пособие

 

 

Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики

 

 

Донецк 2019


ББК 74. 263. 1

С 83

 


Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 313 от 11.03.2019 г.)


Рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

(протокол № 3 от 04.06.2018г.)


 

Автор-составитель:

Чепига Г.Г.,      кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания МОУ

«Школа № 47 г. Донецка», учитель методист

 

Над материалами пособия работал коллектив учителей истории и обществознания общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики:

Панченко И.В., Колос О.Л., Свистельник О.А., Ефименко А.Н., Нимак Е.К., Хулла Р.В.,

Нагорная Е.А., Павлик А.А., Балацун П.А., Парастатова Н.В., Смеловская В.А., Авраменко Н.Л., Авраменко А.В.

 

Рецензенты:

Папков А.И., декан историко-филологического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» кандидат исторических наук доцент

Морозов П.Л.,  заведующий  отделом  общественных  дисциплин  ГОУ  ДПО

«ДонРИДПО»

 

С 83 Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени (XVI в. – конец XVIII в.). 8 класс: учебное пособие / Авт.-сост. ГГ Чепига. – Донецк: ГОУ ДПО

«ДонРИДПО», 2019. – 196 с.

 

Данное учебное пособие раскрывает уникальную историю Донецкого региона в один из самых сложных ее периодов – с XVІ до XVІІІ вв. Предлагаемые материалы составлены на основе учебного пособия «История (история Донбасса от древности до современности): учебное пособие / под общей редакцией проф. Л.Г. Шепко, проф. В.Н. Никольского. – Донецк: ДонНУ, 2017». Данное учебно-методическое пособие является логическим и структурным приложением к учебникам «История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова.

– М. : Просвещение, 2016» и «История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я Токарева] ; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016».

Для обучающихся и учителей общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

© ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019


СОДЕРЖАНИЕ

ВВ ЕД ЕНИ Е................................................................................................................................. 5

Д О НЕЦКИЙ К Р АЙ В XVI - ХVI I В ЕК АХ............................................................................... 6

§ 1. Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью......... 6

§ 2. Станичная и сторожевая служба по реке Северский Донец........................................ 16

§ 3. Донецкий край в событиях конца XVI – первой половины XVII веков........................... 29

§ 4. Основание первых русских городов на территории Донецкого края

(Тор, Маяцк, Райгородок)........................................................................................................ 40

§ 5. Основание черкасских слобод на территории России в середине XVII века.............. 53

§ 6. Народные движения в Донецком крае во второй половине XVII века.......................... 66

Д О НЕЦКИЙ К Р АЙ В XVI І I ВЕК Е....................................................................................... 79

§ 7. Особенности заселения Донецкого края в первой половине XVIII века...................... 79

§ 8. Бахмутская провинция и Славяносербия...................................................................... 92

§ 9. Запорожское и Донское казачество в Донецких степях............................................... 105

§ 10. Пути заселения территории Донбасса. Новороссия.................................................. 117

§ 11. Социально-экономическое положение  Донецкого региона

во второй половине ХVІІІ века............................................................................................... 131

§ 12. Окончание военно-земледельческого периода колонизации Донецкого края......... 142

СПР АВ О Ч НЫ Е М АТ ЕРИ АЛ Ы......................................................................................... 155

Информационно-творческие проекты.................................................................................. 155

Словарь основных понятий и терминов............................................................................... 156

Словарь имён исторических деятелей................................................................................ 160

Основные источники по истории России XVI-XVIII веков................................................... 161

Советуем почитать................................................................................................................. 161

Список интернет-ресурсов.................................................................................................... 162

Использованные источники и литература.......................................................................... 163

ПРИЛ О ЖЕН ИЕ.............................................................................................. 168

Тесты и задания для самоконтроля..................................................................................... 168

Ответы к тестам и заданиям для самоконтроля................................................................. 192


КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

 

 

Дорогие ребята!

 

Вы продолжаете изучать историю нашего Отечества, которая состоит из курса истории России и истории Донецкого края. Предлагаемый учебник является дополнением к вашим учебникам по истории России и имеет аналогичную структуру.

Учебник имеет традиционную структуру, состоящую из параграфов и вопросов к ним. Все параграфы являются логическим продолжением тем, которые будут вами изучаться в истории России, т.к. история Донецкого края представляет собой историю России в отдельно взятом регионе. Поэтому желательно изучать их после соответствующих тем в российских учебниках.

Перед  каждым  параграфом  помещён  вопрос,  обозначенный  значком  , ответ на который вы найдете, работая с текстом параграфа. В конце каждого параграфа есть рубрика «Подведём итоги».

Вопросы и задания внутри параграфа отмечены значком . Они позволят вспомнить ранее изученный материал из курсов истории, обществознания, гражданственности, литературы, географии и др.

Иллюстрированный ряд учебника поможет вам наглядно представить образ изучаемой эпохи. К некоторым иллюстрациям даются вопросы и задания.

Вопросы и задания после параграфов разделены на два уровня. «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа» направлены на закрепление изученного материала. При работе с рубрикой «Думаем, сравниваем, размышляем» от вас ожидают ваших собственных размышлений и дискуссий по важным проблемам отечественной истории.

В рубрике «Изучаем документ» представлены отрывки из исторических источников. Работая с этими текстами, вы сможете улучшить знание эпохи. Огромное значение при изучении истории имеет работа с картами. Этому посвящена рубрика «Работаем с картой».

В конце каждой главы в рубрике «Повторяем и делаем выводы» представлены обобщающие вопросы и задания. После всех параграфов помещены «Тесты и задания для самоконтроля», охватывающие все темы и включающие три уровня сложности. Они помогут вам подготовиться к урокам обобщения и систематизации знаний.

 

Авторы


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Дорогие ребята!

 

Перед вами новый учебник по истории Донецкого края, который охватывает период с XVI по XVIII века и является историей Донецкого края Нового времени. Согласно периодизации всеобщей истории и истории России, это первый, ранний период Нового времени, в течение которого наш край прошел путь от малозаселенного Поля до промышленного центра империи.

Таким образом, вы будете изучать истоки истории местного населения, т.к. в предшествующий период, волей обстоятельств, произошёл разрыв традиции, и более ста пятидесяти лет о нашем крае нет упоминаний в  письменных источниках. Эпоха кочевых империй канула в прошлое, на смену ей пришло Новое время вместе с расширением на юг территории Российского государства.

История нашего края в раннее Новое время – это история русской военно- земледельческой колонизации в южном, степном направлении, происходившем в ответ на постоянную внешнюю опасность со стороны орд – наследников Золотой Орды и почти ежегодные их нападения.

Донецкий край как территория российского пограничья начал оформляться с момента организации пограничной (сторожевой и станичной) службы на постоянной основе и был частью всех событий, волновавших российское общество.

Как часть истории Донбасса мы рассматриваем события Смуты, все русско- турецкие войны, строительство оборонительных сооружений, строительство южных городов, развитие промыслов, формирование сословий, изменение административных границ, внешние и внутренние миграции, народные восстания и многое другое.

Особое место в истории Донецкого края принадлежит Торским соляным промыслам, Святогорскому монастырю, первым русским городам, и, одновременно, первым постоянным поселениям со времён средневековья – Маяцку, Тору, Райгородку. Отметим, что первыми населёнными пунктами в Донбассе были города! Большую роль в нашей истории сыграли Бахмутская провинция с городами Бахмут, Славяносербия, греческий Мариуполь, черкасская миграция, вольное казачество.

«Бунташный век», петровские преобразования, екатерининская эпоха с её военными победами повлияли на формирование состава населения Донецкого края, его мировосприятие, быт, традиции, осознание своей роли в государстве.

Желаем удачи в изучении истории нашего родного края.

Авторы


ДОНЕЦКИЙ КРАЙ В XVI-ХVII ВЕКАХ

 

Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью

О Донбассе пишут в географии,

Что Донбасс – край угля и металла. Верно. Но для полной биографии Это очень сухо, очень мало.

Н. Анциферов

 

 

     На это м уро ке вы н а уч и те с ь:

1) характеризвовать исторические условия начала освоения Донецкого региона в первой половине XVI в.;

2) применять  и  объяснять  понятия  «сакма»,  «юрт»,  «промыслы»,  «дети боярские»;

3) называть основные черты положения Донецкого края на политической карте Восточной Европы в XVI в.;

4) показывать на карте природные зоны в пределах региона, характеризовать природные условия.

     Пл а н

1. Положение  Донецкого  края  на  политической  карте  Восточной  Европы  в XVI веке. Природные условия.

2. Причины татарских походов на русские земли. Сакмы, шляхи, дороги…

3. Начало освоения Донецкого края населением русских окраин.

4. Сезонные промыслы на территории Поля.

 

Какие исторические условия способствовали началу освоения населением южных окраин Российского государства просторов Поля?

 

 



2019-11-13 1183 Обсуждений (0)
Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Донецкий край как территория пограничья между Крымским ханством и Русью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)