Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиции вольного казачества на Дону и Днепре



2019-11-13 1274 Обсуждений (0)
Традиции вольного казачества на Дону и Днепре 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово «казак» – тюркского происхождения, им называли свободного, вольного, независимого человека.

Первыми казаками были выходцы из степных орд, объединявшиеся в отряды, которые подчинялись собственным вожакам.

Со временем в ряды казаков вливались русские удальцы, так называемые

«заполяне», уходившие на степные («запольные») реки «в молодечество». Они перенимали образ жизни «ордынских» казаков, их хозяйственные занятия, а главное – способы ведения степной войны.

Примерно с середины XVI столетия казачество стало существенным фактором международной жизни на широком пространстве от Волги до Черного моря и дальше, на запад до Днестра. Особое внимание обращает на себя такое занятие казаков как военный промысел.


Запорожский и донской казаки

Первое прямое упоминание о донских казаках относится к 1549 г. и содержится в грамоте Ивана Грозного ногайскому князю Юсуфу. В ней сообщалось, что Иван Грозный велел своим казакам, путивльским и донским,

«крымские улусы воевать и недружбу царю (крымскому хану) делать».

Как донские казаки, так и днепровские стремились выйти в открытое море и напасть на крымские и турецкие города. Донцов и запорожцев объединяла борьба с кочевниками, Османским государством и Крымским ханством, общее происхождение и одна вера.

Среди выходивших на Дон людей преобладали жители южных русских городов и уездов. Некоторую роль в пополнении рядов донского казачества играли пленники, выходцы из Азова, Крыма и других мест.

При приёме в казачество – и донское, и запорожское, вопрос об этнической принадлежности не был основным: во главу угла ставилось беспрекословное исполнение требований, выдвигаемых товарищами, приверженность человека к вольному образу жизни и в более позднее время – православная вера.

Обе группы казачества кроме военного промысла занимались охотой, рыболовством, позже – скотоводством. Земледелие у донских казаков начало распространяться к концу XVII в., на Запорожье – к середине XVIII в.

Обычаи этих военных сообществ были во многом похожи: все основные вопросы решались на общем собрании – на Войсковом Кругу на Дону и Раде в Сечи, во главе стояли выборные атаман и старшина, нередко известные выдающейся смелостью и организаторскими способностями.

Казаки Дона раньше стали обзаводиться семьями; что касается запорожцев, то одним из правил для принятия в сообщество и дальнейшей жизни в нём было отсутствие своей семьи.

И те и другие, несмотря на автономность существования сообществ, имели близкие взаимосвязи с ближайшим порубежным населением – запорожцы были связаны  с  городом  Черкассы  и  южными  пограничными  районами  Речи


Посполитой,  донцы  часто  были  выходцами  из  южных уездов  России.  И те,  и другие могли периодически наниматься на службу в города.

В местах своего пребывания в невоенное время казаки занимались промыслами, стремясь потом сбыть добычу в своих странах. Запорожцы жили в зимовниках, т.е. по названию – сезонных стоянках для занятий промыслами. Там они ловили рыбу, устраивали загородки для скота, чтоб поддерживать его в голодное зимнее время. Находились зимовники в труднодоступных местах, в ярах и балках по Днепру и его притокам.

Донские казаки также выбирали защищенные природой места, где устраивали небольшие укреплённые городки. Эти городки к концу XVII ст. стали называться станицами. Промыслами донцы занимались в юртах. Центром Донского казачества был городок Раздоры, потом Черкасск.  Запорожским военным лагерем была Сечь – единственное укреплённое поселение запорожцев на Днепре, где они периодически собирались для решения насущных вопросов.

Донское казачье сообщество делилось на верховых и низовых казаков по месту их проживания – в верховьях или низовьях Дона. С укреплением Российского государства и расширением его территории происходило постепенное включение донских казаков в административную систему государства. Российские императоры признали их особые права, и так появилось Всевеликое Войско Донское со своей территорией, правами и обязанностями.

История запорожского товарищества на Днепре более драматична. С 1572 г. существовало деление на реестровых и низовых, инициированное польской властью. Казаков записывали в специальные списки – реестры, которые были основой для определения их обязанностей и привилегий.

Король Сигизмунд II Август, подписал в 1572 г. универсал, по которому 300 вольных казаков были взяты на службу. Главой этих казаков становился назначаемый королём гетман. Со временем их стало несколько тысяч. После заключения Переяславского договора реестровцы перешли на службу в Россию. Низовые, т.е вольные казаки королём были объявлены вне закона, с ними велась постоянная война. Однако Запорожская Сечь устояла и в середине XVII ст. также перешла под покровительство России.



2019-11-13 1274 Обсуждений (0)
Традиции вольного казачества на Дону и Днепре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиции вольного казачества на Дону и Днепре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)