Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-11-13 186 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар 1. Эпоха Петра I . Становление абсолютизма в России.

 

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки осуществления петровских преобразований во второй половине XVIIв. Альтернативные пути модернизации России.

2. Преобразования Петра I в области государственного управления, экономики и социальной сферы: причины, цели, итоги, последствия, цена. Отличительные черты российского абсолютизма от европейского.

3. Внешняя политика Петра I.

4. Достижения российской науки и культуры в первой четвертиXVIII в.

Методические рекомендации

1. При изучении первого вопроса следует обратить внимание на то обстоятельство, что почва для реформ Петра I была подготовлена правлением его отца, Алексея Михайловича, старшего брата, Федора Алексеевича, сестры, царевны Софьи и ее фаворита, князя В.В. Голицына. Необходимо выявить черты западнического, которые внедрялись в русскую жизнь, определить рамки подобных явлений, а также характер заимствований. Важно указать на геополитические последствия отставания России от передовых стран Западной и Центральной Европы в долгосрочной перспективе. Отдельную тему семинара составляет разбор проблемы достижения Петром I власти и его противостояние с амбициозной царевной Софьей.

2. При изучении второго вопроса целесообразно проанализировать социально-экономическое и политическое развитие России в конце XVII – начале XVIII в. Это позволит выявить причины преобразований в различных сферах общества. Необходимо уяснить общее и отличия в идеологии и практике европейского и российского абсолютизма, изучить результаты и последствия петровских преобразований в различных сферах.

3. При рассмотрении третьего вопроса необходимо сформулировать цели внешней политики России на рубеже XVII – XVIII вв., проанализировать роль армии и флота в решении международных проблем, итоги дипломатических усилий Петра I. Азовские походы, Северная война, Прутский и Персидский походы – таковы сюжеты третьего вопроса.

4. Развитие просвещения, литературы, искусства, науки, состояние общественной мысли в России в первой четверти XVIII в. – сюжеты, которые необходимо осветить при изучении четвертого вопроса.

Литература

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб., 1997.

2. Анисимов Е.В. Дыба и кнут: политический сыск и русское общество в XVIII в. М., 1999.

3. Баггер X. Реформы Петра Великого: обзор исследований. М., I985.

4. Беспятых Ю.Н. Александр Данилович Меншиков: мифы и реальность. СПб., 2005.

5. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

6. В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII в. М., 1986.

7. Валишевский К. Петр Великий. М., 1993.

8. Данилов А.Г. Россия: на перекрестках истории XIV – XIX вв. Ростов-на-Дону, 2010. или издание СПб., 2013 – 2018. Гл. 5. 1689-й год, или Петровско-Голицынская альтернатива. Гл. 6. Наследие Петра: триумф или трагедия?

9. Император Петр Великий: Энциклопедия / Под ред. М.Л. Вольпе. М., 2007.

10. История Северной войны. 1700 – 1721 гг. / Отв. ред. И.И. Ростунов. М., 1987.

11. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России в XVIII: Опыт целостного анализа. М., 1999.

12. Ключевский В.О. Петр Великий среди своих сотрудников / Сочинения. Т. VIII. М., 1990. С. 375 – 408.

13. Краснобаев Б.Н. Очерки русской культуры XVIII в. М., 1987.

14. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994.

15. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 1-4. М., 1985-1990.

16. Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М., 1983.

17. Павленко Н.И. Вокруг трона. (Птенцы гнезда Петрова; Страсти у трона). М., 1998.

18. Павленко Н.И. Петр I. М., 2007. (Серия ЖЗЛ).

19. Павленко Н.И. Царевич Алексей. М., 2008. (Серия ЖЗЛ).

20. Петр Великий: Pro et contra. М., 2003.

21. Петрухинцев Н.Н. Два флота Петра I: технологические возможности России // Вопросы истории. 2003. № 4.

22. Тарле Е.В. Избранные сочинения. Т. 3. Северная война и шведское нашествие на Россию; Русский флот и внешняя политика Петра I. М., 1994.

 

Семинар 2. Развитие России в пореформенное время.

Вопросы для обсуждения

1. Подготовка, содержание и последствия крестьянской реформы 1861 г.

2. Либеральные реформы в 60-70-е гг. и их влияние на становление капитализма в России.

3. Александр III. Контрреформы в 80-90-е гг. XIX в.: причины, ход, последствия.

4. Либеральное и революционное движение в стране во второй половине XIX в.

5. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Методические рекомендации

1. Предыстория, планы и альтернативные варианты крестьянского освобождения составляют главный предмет обсуждения первого вопроса. Необходимо выделить главных действующих лиц реформы, содержание проектов, а также утвержденные документы: «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», их основные положения, применение на практике.

2. Рассмотрение второго вопроса поможет студентам осознать, что направление и скорость реформ зависит от соотношения политических сил в обществе в конкретный момент истории. Борьба революционеров, либералов, консерваторов в решении крестьянского вопроса в России, последствия отмены крепостного права, судебная, земская, городская, военная реформы 60 – 70-х гг. XIX в.

3. Третий вопрос посвящен противоречивому периоду правления Александра III, вошедшему в историю под названием контрреформ. Некоторое место в ответе необходимо уделить характеристике личности императора, а также внешних и внутренних мотивов сворачивания либеральных преобразований в 80-90-е гг. XIX в.

4. Изучение четвертого вопроса посвящено осмыслению взглядов и деятельности во второй половине XIX в. революционеров-демократов, народников (три течения), марксистов, либералов и консерваторов.

5. Цели и задачи внешней политики России после поражения в Крымской войне, усилия российской дипломатии на Балканах, на Дальнем Востоке, в Западной Европе, российско-американские отношения – сюжеты для анализа при рассмотрении третьего вопроса семинарского занятия.

Литература

1. Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб., 1995.

2. Александр III – Миротворец. 1881-1894 гг. / С. Балашова и др. М., 2010.

3. Александр III. Интернет материалы о нем. http://romanovy.rhga.ru/aleksiii/nach/

4. Балязин В.Н. Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III. М., 2007.

5. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология: Вторая половина XIX – нач. XX в. М., 2000.

6. Боханов А. Император Александр III. Изд. 4. М., 2006.

7. Великие реформы в России, 1856 – 1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой. М., 1992.

8. Витте С.О. Избранные воспоминания. М., 1991.

9. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

10. Данилов А.Г. Россия: на перекрестках истории XIV – XIX вв. Ростов-на-Дону, 2010. Или издание СПб., 2013 – 2018. Гл. 11. Александр II и русская элита в поисках пути.

11. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 – 1880 гг. М., 1964.

12. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX сто­летия (Политическая реакция 80-90-х гг.). M., 1970.

13. Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968.

14. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861. М., 1984.

15. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860 – 1870-х голов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. 2005. № 4.

16. Зверев В.В. Эволюция народничества: теория «малых дел» // Отечественная история. 1996. № 4.

17. Зимин И.В. Император Александр II. 1 марта 1881 г. // Отечественная история. 2001. № 5.

18. Игнатьев А.В. А.М. Горчаков – министр иностранных дел (1856-1882) // Отечественная история. 2000. № 2.

19. Итенберг Б.С., Твардовская В.А. Граф М.Т. Лорис-Меликов и его современники. М., 2004.

20. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993.

21. Ляшенко Л.М. Александр II, или История трех одиночеств. 3-е изд., испр. М., 2010 (серия ЖЗЛ). http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/alexander_ii.txt или http://militera.lib.ru/bio/lyashenko_lm/index.html

22. Мамонов А.В. Граф М.Т. Лорис-Меликов: к характеристике взглядов и государственной деятельности // Отечественная история. 2001. № 5.

23. Медушевский А.Н. Конституционные проекты русского либерализма и его политическая стратегия // Вопросы истории. 1996. № 9.

24. Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государ­ственных учреждений в России в конце 70-х – начале 80-х годов ХIХ в.  // Отечественная история. 1993. № 4.

25. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III., 1996.

26. Полунов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев – человек и по­литик // Отечественная история. 1998. № 1.

27. Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация. М., 1997.

28. Реформы Александра II / Сост. сб. О.И. Чистяков. М., 1998.

29. Секиринский С.С., Филиппова Т.А. Родословная российской свободы. М., 1993.

30. Христофоров И.А. «Аристократическая» оппозиция реформам и проблема организации местного управления в России в 50 – 70-е гг. XIX в. // Отечественная история. 2000. № 1.

31. Чернуха В.Ч. Александр III // Вопросы истории. 1992. № 11-I2.

32. Шутов А.Ю. Земские выборы в истории России 1864 – 1917 гг. М., 1997.

33. Юрьевская Е.М. Александр II: (Неизвестные подробности личной жизни и смерти: воспоминания) / пер. с фр. М., 2004.

 

Как готовиться

Анализируя предложенные монографии и журнальные публикации (некоторые монографии и все указанные журналы есть в библиотеке и читальном зале на 1 этаже нашего института), а также учебники, студент ищет ответ на вопросы, включенные в план семинарского занятия.

Дополнительно можно использовать поисковые системы в интернете, «вбивая» в поисковик:

а) фамилии указанных в списке литературы авторов – это укажет другие возможные их работы по данной теме.

б) термины (например, Сенат, Синод, губернская реформа, отмена крепостного права, земства, передвижники, «могучая кучка» и т.д.) и имена политических деятелей, полководцев, деятелей культуры изучаемой эпохи (например, Петр I, А.Д. Меншиков. Александр II, Н.Г. Чернышевский, Желябов и т.д.), используемые в материалах семинарского занятия.

Студентам специально предложен большой список источников и литературы для подготовки к семинарским изданиям, чтобы помочь найти в своих местных библиотеках или в интернете хотя бы одну-две-три работы.

Вопросы, которые студенты изучают на семинарских занятиях, дословно или по содержанию совпадают с экзаменационными вопросами.

 

Вопросы к экзамену по истории

 

1. Возникновение древнерусского государства (VIII-IX вв.).

2. Киевская Русь в Х – начале ХII вв.

3. Политическое и социально-экономическое развитие русских земель в ХII – ХIII вв.

4. Культура Руси до монголо-татарского нашествия.

5. Русь и Орда: трагедия Руси в условиях господства Орды, борьба против власти Золотой Орды (XIII – XV вв.), проблемы взаимовлияния.

6. Формирование единого Российского государства (XIV–XV вв.).

7. Духовное развитие Московской Руси в XIV–XVI вв. Идея «Москва – Третий Рим».

8. Внутренняя политика Ивана IV Грозного.

9. Внешняя политика Ивана Грозного.

10. Великая «Смута» на рубеже XVI – XVII вв.: причины, ход, последствия и уроки.

11. Народные движения в начале ХVII в.

12. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции в начале ХVII в

13. Политическое развитие России в XVII в. (после окончания «Смуты»).

14. Развитие культуры России в ХVII в.

15. Реформы Петра I. Общие черты и особенности европейского и российского абсолютизма.

16. Внешняя политика Петра I. Северная война.

17. Духовное, культурное развитие России в первой четверти ХVIII в.

18. Дворцовые перевороты. Развитие абсолютизма.

19. Внутренняя политика Екатерины II.

20. Внешняя политика России во 2-й половине XVIII в.

21. Борьба казаков и крестьян во 2-й половине ХVIII в. Е. Пугачев.

22. Культура России во 2-й половине ХVIII в.

23. Внутренняя политика Александра I.

24. Внешняя политика России в первой четверти ХIХ в.

25. Движение декабристов: программы, действия, значение.

26. Внешняя политика Николая I. Крымская война, ее последствия.

27. Культура России в первой половине XIX в.

28. Крестьянская реформа 1861 г.: причины, содержание, последствия.

29. Либеральные реформы в России в 60-70-е годы ХIХ в.

30. Народничество 70-80-х годов ХIХ в.: теория и практика.

31. Рабочее движение и развитие марксизма в России во 2-й половине ХIХ в.

32. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

33. Русская культура второй половины ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.

34. Внешняя политика Николая II в 1894 – 1913 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг.

35. Революция 1905 – 1907 гг. в России: причины, ход, итоги.

36. Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, ход, итоги.

37. Участие России в первой мировой войне.

38. Развитие культуры России в 1900-1917 гг.

39. Февральская революция 1917 г. в России: причины, ход, итоги.

40. Общественно-политическая жизнь страны в марте – октябре 1917 г.

41. Решения II съезда Советов. Начало советской модернизации России (ноябрь 1917 г. – июль 1918 г.). Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР.

42. Борьба за выход России из мировой войны. Брестский мир.

43. Гражданская война в России (1918–1920 гг.), трагедия социального раскола, его последствия, причины победы советской власти.

44. Декларация и Договор об образовании СССР. Конституция СССР 1924 г.

45. Новая экономическая политика: цели и итоги.

46. Индустриализация в СССР: цели, ход, итоги.

47. Коллективизация в СССР: цели, ход, итоги.

48. Внешняя политика России, СССР в 20-е гг. ХХ в.

49. Формирование тоталитарного режима в СССР в 20 – 30-е гг. ХХ в. Конституция 1936 г.

50. Внешняя политика СССР в 30-е гг. – июнь 1941 гг.

51. Советский Союз в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне. Последствия разгрома фашизма для мирового сообщества.

52. СССР в послевоенные годы: социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура (1946 – 1953 гг.).

53. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война (1946 – 1953 гг.).

54. Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953 – 1964 гг.: реалии и утопии.

55. Советский Союз в 50-е – первой воловине 80-х гг. ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений.

56. Развитие науки и культуры в СССР в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.

57. Внешняя политика СССР в 50-е – первой половине 80-х гг. ХХ в.

58. Попытка «перестройки» советского общества в 1985 – 1991 гг. Причины ее неудачи.

59. Распад СССР. Причины, последствия, уроки

60. Общественно-политическая жизнь и политические преобразования в России в 1992 г. – начале XXI в. Конституция РФ 1993 г.

 

 

1.1. Основная литература



2019-11-13 186 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)