Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тревожность в старшем дошкольном возрасте



2019-11-13 394 Обсуждений (0)
Тревожность в старшем дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме

«Взаимосвязь типа родительского отношения и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

                                                            Выполнил студент Воробьёва Л.Н.

                                                               группы ППЗМаг – 201

                                                               направление подготовки

семейная психология,

семейное консультирование

__________________________

 

(подпись)

 

Научный руководитель

Кандидат психологических наук

Е.В. Веденеева

 

Челябинск

2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ      РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ  И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………….……………………..

1.1. Проблема тревожности у детей дошкольного возраста…………………

1.1.1 Понятие тревожности……………………………………………………...

1.1.2 Тревожность в старшем дошкольном возрасте………………………….

1.2 Проблема типов родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………

1.3 Взаимосвязь родительского отношения  и тревожности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………….…….……

2.1. Организация исследования………………………………………………..

2.2. Методы и методики исследования………………………………………..

2.3 Результаты эмпирического исследования ……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

 

Решению данной проблемы посвящены исследования

 

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Взаимосвязь типа родительского отношения и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: Выявление взаимосвязи типа родительского отношения и уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: тип родительского отношения и уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: взаимосвязь типа родительского отношения и уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза: существует взаимосвязь типа родительского отношения и уровня тревожности ребенка старшего дошкольного возраста

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

1. Провести теоретический обзор литературы по данной проблеме.

2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить тип родительского отношения в семье и уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести эмпирическое исследование типа родительского отношения, характерного для исследуемых семей.

4. Провести эмпирическое исследование уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

5. Обобщить и проанализировать результаты исследования.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирический методы (опрос, проективный тест).

3. Статистический метод обработки данных (U-критерий Манна — Уитни,  используемый, для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно).

Методики исследования:

1. «Тест тревожности» (Р.Тэммл, В.Амен, М.Дорки)

2. Тест-опросник «Родительское отношение к детям» А.Я. Варга, В.В. Столин.

       База исследования: МБДОУ «Детский сад № 375 г. Челябинска».

Выборка: 48 детей двух общеобразовательных подготовительных групп: 24 девочки, 24 мальчика (возраст 6,5 - 7 лет), 30 родительских пар дошкольников. Таким образом, данные будут анализироваться и интерпретироваться только в отношении 30 детей (16 девочек и 14 мальчиков) и их родителей.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать его результаты в психолого-педагогической работе с дошкольниками и их родителями для гармонизации детско-родительских отношений и в коррекции детской тревожности.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что при подтверждении гипотезы, выводы исследования можно будет использовать:

- как обоснование профилактической и/или развивающей программы для работы c родителями, как фактором повышения тревожности детей дошкольного возраста;

- как материал для группового или индивидуального консультирования родителей (взрослых);

- как материал для создания коррекционно-развивающей программы для работы с детско-родительскими группами.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ      РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности

Тревожность относится к проявлению эмоциональной сферы человека. Эмоции и чувства отражают реальную действительность через форму переживаний. Эмоциональную сферу человека, в совокупности, образуют переживания различных форм чувств (эмоций, настроений, стрессов и др.).

К. Изард предложил классификацию, в соответствии с которой выделяются производные и фундаментальные эмоции. Фундаментальные, это такие эмоции как: презрение, гнев, интерес-волнение, удивление, радость, страх, горе-страдание, вина, стыд, отвращение. Все остальные, это производные. Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние, возникает из соединения и сочетания таких фундаментальных эмоций, как: гнев, страх, вина, интерес-возбуждение [6].

Ч. Спилбергер отмечал, что несмотря на смысловое различие, категорию «тревога» многие исследователи употребляют в двух значениях, которые, несмотря на взаимосвязь, в понятийном отношении совершенно разные. Это относится к тревоге, как свойству личности и как психическому состоянию.

В первом случае тревожность, как свойство личности, как черта характеризуется относительно сформированной предрасположенностью человека к восприятию угрозы своему «Я» в разнообразных ситуациях и реагированию на них ростом состояния тревоги [2].

Во втором случае данная категория употребляется для объяснения неприятных эмоциональных состояний, которые проявляются в виде субъективных ощущений напряжения, ожидания развития событий по неблагоприятному пути. Данное состояние возникает в ситуации угрозы, неопределенности или опасности (ожидание агрессивной реакции или негативной оценки; угрозы своему престижу, самоуважению или восприятие негативного отношения к себе) и чаще вызвано неосознаваемостью источника опасности.

А.М. Прихожан тревожность рассматривает как переживаемый эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия и возможной угрозы опасности.

С.Л. Рубинштейн определяя тревожность, называл ее некой склонностью человека переживать тревогу или то эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и характеризуется ожиданием нежелательности развития событий [9].

В словаре «Психология» под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дано определение тревожности, как склонности индивида переживать тревогу, которая характеризуется низкими показателями порога проявления реакции тревоги: основном параметре индивидуальных различий.      

Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности. Тревога является эмоциональным состоянием, возникающим при ситуациях неопределенности и опасности и выражающееся в неблагоприятном предчувствии развития событий. Страх от тревоги отличается реакцией на реальную угрозу, тогда как тревожность является генерализованным, диффузным или беспредметным страхом. Тревожность у человека обычно связана с ожидаемыми неудачами социального взаимодействия, которые обусловлены неосознаваемыми источниками опасности. Тревожность для субъекта не только является побудительным мотивом, предупреждающим его о предстоящей опасности, но и побуждает его к активному изучению окружающей действительности, с установкой определения этого угрожающего предмета. Она проявляется в состояниях: неуверенности в себе; беспомощности; преувеличении угрожающего характера и могущества этого предмета. Тревога, на поведенческом уровне, проявляется в дезорганизационных нарушениях направленности и продуктивности деятельности человека. Развивающиеся неврозы, механизмом которых является тревога, формируются в результате тех противоречий, которые имеются в строении человеческой психики (недостаточного нравственного обоснования мотивов, завышенных притязаний и т.п.), все это может способствовать возникновению неадекватного убеждения о наличии угрозы для человека со стороны других людей, собственных действий, тела и т.д. [10]

Естественной и обязательной особенностью адекватной деятельности человека является наличие у него определенного уровня тревожности. Каждый человек имеет свой желательный или оптимальный уровень тревожности или она получила название полезной тревожности. Когда человек в этом отношении оценивает свое состояние, он включает компонент самовоспитания и самоконтроля. При этом следует заметить, что, когда уровень тревожности повышен, это свидетельствует о проявлении субъективного неблагополучия личности [12].

    При рассмотрении тревожности необходимо учитывать широту круга объектов, вызывающих это состояние. Одни люди беспокоятся, тревожатся по самым разнообразным случаям, эти люди как бы всегда «настроены» на такое состояние, а другие люди его переживают только в отношении определенных объектов или в определенных ситуациях.

Таким образом, тревожность это психическое состояние которое может быть вызвано вероятными или возможными неприятностями, внезапностью, сменой привычной обстановки и деятельности, задержкой желательного и приятного и которое выражается в переживаниях имеющих специфический характер (волнениях, опасениях, нарушениях покоя и др.) и реакциях. [3]

Можно заключить, что человеческая деятельность, в ситуации порождающей тревожность, определяется силой ситуационной тревожности, эффективностью контрмер, снижающих ее, а также точностью когнитивной оценки ситуации.

Тревожность в старшем дошкольном возрасте

 

Сегодня увеличивается число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.

На адаптацию детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает уровень личностной тревожности. Она проявляется в склонности испытывать тревожное состояние в реальных или воображаемых ситуациях, которые субъективно оцениваются как угрожающие.

Тревожность выражается целесообразным повышением сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности. Она может также рассматриваться как психодинамическое свойство, связанное с инертностью нервных процессов.

Высокий уровень тревожности негативно влияет на развитие личности и может привести к ее дезадаптации и невротизации. У детей дошкольного возраста тревожность является результатом нарушения отношений с близкими взрослыми и воспитателями. Повышенной тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. При этом девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах.

Тревожность связана с механизмами регуляции сердечного ритма. Так, чем выше уровень тревожности, тем больше частота сердечных сокращений, индекс напряжения и коэффициент сердечного ритма.

«Тревожные дети» – это неуверенные в себе дети с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер, ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Следовательно, образуется реакция психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит угроза». Ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Также ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. Происходит отрыв от реальности.

В настоящее время изучению тревожности посвящено большое количество работ, таких авторов как А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Н. Шанина, Л.М. Костина, Н.В. Имедадзе.

Причинами формирования тревожности могут быть как и природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и социальные, раскрывающиеся в условиях социализации.

Выделим основные причины возникновения тревожности у дошкольников:

- нарушение детско-родительских отношений;

- завышенные требования со стороны воспитателей, учителей, педагогов и родителей;

- нарушение отношений со сверстниками;

- нарушения здоровья в физико-психической сфере.

Вопрос о взаимосвязи вышеуказанных факторов с уровнем  тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников детско-родительских отношений.

Как правило, в основе детской тревожности лежит внутриличностный конфликт, который может быть вызван следующими причинами:

 - противоречивые требования родителей и детского сада. Причиной повышенной тревожности также часто становятся противоречивые требования внутри семьи. Возникает конфликт между собственными желаниями и требованиями взрослых, который негативно сказывается на детской психике;

- завышенные требования родителей к собственному ребенку. Любить ребенка нужно не за что-то, а уже за то, что он у вас есть;

- высокая тревожность родителей часто передается детям. Ведь дети учатся на примерах своих родителей. Поэтому чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, нужно демонстрировать ему как можно чаще модель уверенного поведения. Кроме, этого часто причиной тревожности у детей становится развод родителей или эмоциональное отвержение ребенка родителями, когда дети просто чувствуют себя лишними;

- строгое,  директивное отношение родителей. Если взрослый часто повышает голос, предъявляет завышенные требования;

- тревожность может возникнуть в результате того, что в жизни ребенка за последнее время произошло много негативных событий. Поэтому в такие моменты ему нужна поддержка и повышенное внимание;

 

 



2019-11-13 394 Обсуждений (0)
Тревожность в старшем дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тревожность в старшем дошкольном возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)