Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как слушать и конспектировать лекции по дисциплине «Социально-психологические технологии управления коллективом»



2019-11-13 334 Обсуждений (0)
Как слушать и конспектировать лекции по дисциплине «Социально-психологические технологии управления коллективом» 0.00 из 5.00 0 оценок




СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ

 

Конспект лекций

для курсантов специальностей:

26.05.05 «Судовождение»

26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

26.05.07 «Эксплуатация судового оборудования и средств автоматики»

направления подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»

очная и заочная формы обучения

 

Керчь, 2016 г.


 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………… 4
Примерный тематический план дисциплины………………………………………... 6
Тема 1. Введение. Особенности социально-психологических технологий………... 7
Тема 2. Принятие управленческого решения. Лидерство и эффективное руководство…………………………………………………………………………….   12
Тема 3. Организация экипажа, структура органов управления и обязанности……. 31
Тема 4. Руководство и работа в команде…………………………………………….. 45
Тема 5. Социально-психологические технологии формирования благоприятного СПК в экипаже………………………………………………………………………….   56
Тема 6. Социально-психологические технологии профилактики и решения конфликтов в морском экипаже………………………………………………………. 63
Тема 7. Социально-психологические технологии профилактики стресса и профессионального выгорания у моряков……………………………………………   79
Тема 8. Социально-психологические технологии преодоления коммуникативных барьеров…………………………………………………………………………………   85
Список используемой и рекомендуемой литературы……………………………….. 91

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Социально-психологические технологии управления коллективом» представляют собой прикладное направление психологической науки, реализуемое в процессе социальной деятельности специалиста. Это направление использует данные социологии, организационной психологии, конфликтологии, а также менеджмента. Курс связан с раскрытием важнейших положений профессиональной деятельности моряков. На изучение дисциплины «Социально-психологические технологии управления коллективом» учебным планом отведено 108 часов, из них лекционных – 16, практических – 32, самостоятельная работа студентов – 24. Предлагаемый конспект лекций содержит описание социально-психологических технологий управления коллективом (экипажем судна), раскрывает теоретико-методологические и практические вопросы психологии управления, необходимые для подготовки курсантов и студентов к профессиональной деятельности. В лекциях освещается предмет, структура и функции социально-психологических технологи управления коллективом, дается анализ основных понятий, раскрываются философско-социологические и теоретико-психологические их основы. Важное место в конспекте лекций занимают практические вопросы профилактики и решения проблем профессиональной деятельности моряков, детерминированных субъективными и объективными факторами. Так же, предложены основные технологии работы с коллективом (экипажем) которые могут быть использованы для решения актуальных проблем, возникающих в работе представителей морских профессий: формирование команды; принятие эффективных управленческих решений; профилактики и преодоления коммуникативных барьеров; предотвращения и решения организационных конфликтов; формирование благоприятного социально-психологического климата, профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания». Каждая из технологий состоит из трех компонентов - информационно-смысловой, диагностического и коррекционно-развивающего, что дает возможность обеспечить системное и оперативное решение психологических проблем в любой организации. Особое внимание в данном конспекте лекций уделено первому компоненту социально-психологических технологий – информационно-смысловому.

Конспект лекций содержит глоссарий, список основной и дополнительной литературы. Конспект лекций предназначен, для курсантов (студентов) дневной и заочной формы обучения. 

В зависимости от объёма часов преподаватель может отбирать на аудиторные занятия определённые темы из предложенных в данном конспекте лекций.

Как слушать и конспектировать лекции по дисциплине «Социально-психологические технологии управления коллективом»

На лекциях курсанты (студенты) получают самые новейшие данные, во многом дополняющие учебники (а в последнее время их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Поэтому умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность курсанта (студента). В процессе слушания курсант (студент) должен разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что ему уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. Слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора, логическую последовательность изложения, понимать, что хочет доказать лектор. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же курсант (студент) стремиться записать дословно всю лекцию, то такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Записи лекций (так же, как и конспекты изучаемых книг или статей) надо делать или на одной стороне листаи лучше всего - на листах, вынимающихся из тетради (это даст возможность дополнять написанное из других источников, комбинировать листки в зависимости от вновь возникшей задачи), или лист условно делить на 3 части и конспект вести только на 2/3 листа (остальные 1/3 оставить для возможных дополнений, правок).

Прежде всего надо записать тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу.

Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает курсантам (студентам) уяснить и записать самое важное, существенное. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. А еще лучше - разработать собственную "маркографию". Например:

! - важно; !! - очень важно; ? - под вопросом; П - проверить; З - запомнить; C - скопировать; У - посмотреть в учебнике; Н-П - пример (например).

Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнить о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем вновь просмотреть конспект через 3-4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным.

Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Только такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту овладеть научными знаниями и развить в себе задатки, способности, дарования.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование темы

Количество часов по формам обучения

очная заочная

Раздел 1. Основы технологического подхода. Проблемы управления

  Тема 1. Введение. Особенности социально-психологических технологий 2 1
  Тема 2. Принятие управленческого решения. Лидерство и эффективное руководство 2 1
  Тема 3. Организация экипажа, структура органов управления и обязанности 2  
  Тема 4. Руководство и работа в команде 2  

Раздел 2. Социально-психологические технологии решения управленческих проблем

 
  Тема 5. Социально-психологические технологии формирования благоприятного СПК в экипаже 2  
  Тема 6. Социально-психологические технологии профилактики и решения конфликтов в морском экипаже 2 1
  Тема 7. Социально-психологические технологии профилактики стресса и профессионального выгорания у моряков 2  
  Тема 8. Социально-психологические технологии преодоления коммуникативных барьеров 2 1

Всего

16 4

Содержание лекций



2019-11-13 334 Обсуждений (0)
Как слушать и конспектировать лекции по дисциплине «Социально-психологические технологии управления коллективом» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как слушать и конспектировать лекции по дисциплине «Социально-психологические технологии управления коллективом»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)