С ГОСУДАРСТВЕННЫМ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ
СОЮЗА ССР
Государственный академический русский хор Союза ССР, руководимый народным артистом Советского союза профессором А. В. Свешниковым, был одним из ярких и самобытных хоровых коллективов страны. Самобытность Свешникова это - эмоциональное и психологическое воздействие музыки и с л о в а на душу человека. Указывая на значение в песне слова, Александр Васильевич подчеркивал: «С особенным вниманием и заботой следует относиться к словам. А. В. Свешников любил и понимал народную песню. Его всегда пленяло «шаляпинское» умение обогатить мелодию интонациями живой человеческой речи. Он писал: «Шаляпин был страстным любителем народного пения. Он научился даже интонировать по-народному, то есть придавать голосу оттенки, характерные для народного говора» «...Одухотворены чувством и воображением...» — вот ключ к художественному исполнению.
Вобрав все лучшее, что было создано в академических вокальных школах мира, но прежде всего в русской школе хорового пения, Александр Васильевич создал свою методу обучения, построенную на русских певческих традициях, на русской песенности, на понимании самобытности русского характера, отраженного в песнях — мощных, широких, раздольных, веселых и задушевных. Чтобы держать звучание на должном качественном уровне, Свешников начинал ежедневную репетицию с р а с п е в а н и я , которое строил от примарного тона всего хора — ЛЯ1-СИ1 Упражнения чаще всего начинались пением на legato, с з а к р ы т ы м ртом, в среднем регистре голосов, то есть в рабочем диапазоне, не затрагивающем высоких звуков. Исполнялось оно в к в и н т у (С-T, А-Б).
В ы р а в н и в а н и е г л а с н ы х достигалось путем перенесения вокально правильной позиции с одной гласной на другую, при условии плавности перестройки артикуляционных укладов гласных. Он следил за тем, чтобы при выравнивании сохранялся специфический характер окраски каждой гласной и только при переходе в верхний регистр происходила их нейтрализация.
Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определенную трудность. Александр Васильевич составил схему выравнивания гласных, которую, по его выражению, применял в зависимости от того, «что требуется звуку» (осветление, озвончение или округление и т. д.). По данной схеме выравнивание можно было начинать с любой лучше всего звучащей гласной в хоре, тем более, что каждое звено при пении охватывало собой в с е гласные.
СХЕМА ВЫРАВНИВАНИЯ ГЛАСНЫХ
Прием выравнивания гласных способствовал приобретению сложного навыка с г л а ж и в а н и я р е г и с т р о в , одного из трудных разделов работы над звуком. Чтобы добиться ровности перехода из регистра в регистр, Александр Васильевич строил упражнения с в е р х у – в н и з , следил за правильным формированием вокальной позиции верхнего звука и переносом ее на последующие звуки, сохраняя при этом ровность звуковедения на протяжении всего упражнения:
Хоровой строй и ансамбль Свешников вырабатывал в пении а р п е д ж и о в мажоре и миноре.
Чистоту интонации середины диапазона голосов Александр Васильевич закреплял пением упражнений на х р о м а т и з м ы в движении с н и з у вверх ив обратном направлении:
Фонетический метод Свешникова. Использование гласных и согласных для формирования особого тембра и единого напряжения звучания.
На репетиции А. В. Свешников учил с хором пять-шесть произведений, но выбирал в каждом из них наиболее интересующие его места партитуры, руководствуясь решением тех или иных задач.
Репертуар , составленный, например, из русских народных песен, подавался Александром Васильевичем режиссерски, в виде как бы своеобразного спектакля, где каждый певец был артистом, умеющим доносить не просто текст и музыку, а сопереживать ее всем своим внутренним состоянием, выраженным через мимику и раскованность движений.
Но не только артистизм воспитывал дирижер в певцах своего хора. Он развивал в них музыкальную и хоровую эрудицию, осознанное и эмоциональное отношение к музыке, то есть воспитывал музыкантов в самом высоком смысле этого слова, ибо твердо был уверен в том, что только «пение в хоре подготавливает слух и музыкальное сознание и понятие большой, серьезной оперно-симфонической музыки».
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |