Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста



2019-11-13 293 Обсуждений (0)
Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Показатель (характеристика) Направленность Методические средства (методики, тесты)
1 2 3
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.) Сформированность пространственных отношений (операции сериации) Объединение элементов в целостный образ Восприятие «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование»
Ориентировка в предметных действиях Способы ориентировки Наглядно- действенное мышление «Коробочка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Матрешка»
Развитие модельных действий (моделирование) Анализ образца Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование) Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий Наглядно- образное мышление «Рыбка», «Разрезные картинки», «Пиктограмма», «Перцептивное моделирование», «Рисунок человека», «Схематизация», «Недостающие детали»
Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения) Овладение действием систематизации (сложные логические отношения) Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование) Логическое мышление «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение четвертого»
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения Словесно- логическое мышление «Дополнение фраз», «Последовательность картинок»
Развитие связного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты Активная речь «Вопросы по картинкам», CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест), «Последовательность картинок»
Сформированность игровых действий: замещение и манипуляция принятие и удержание роли Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) Игра в контексте мышления и воображения «Свободная игра», «Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью (игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, предметно-манипуляционные)
Образная и вербальная креативность Беглость, гибкость, оригинальность Творческое воображение «Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного», «Три желания», «Назови картинку», «Что может быть одновременно»
Овладение координацией движений Общая двигательная активность Разработанность пальцевой и кистевой техники Наличие ведущей руки (позиции) Крупная и мелкая моторика «Играв мяч», «Повтори за мной», «Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость внимания Внимание «Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант)
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Семейные и партнерские взаимоотношения Формы и средства общения Общение «Два дома», «Рисунок семьи», «Игровая комната», «Дополнение фраз», CAT, «Рисунок человека», «Социометрия»
Самооценка и уровень притязаний Ценностные ориентации Устойчивость, направленность и осознанность мотивов Потребность в самоактуализации Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) Личность «Лесенка», «Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания», тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма»
Механическое запоминание Опосредованное запоминание Произвольная память «10 предметов», «10 слов», «Пиктограмма»

Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Показатель (характеристика) Направленность Метод диагностики
Упорядоченность действий Принятие и удержание задачи Целенаправленность действий Организация деятельности Произвольная регуляция Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба»
Скорость (быстрота) выполнения действий Темп деятельности Наблюдение
Устойчивость работоспособности (длительной и непрерывной деятельности) Стеничность (психоэнергетический тонус жизнедеятельности) Наблюдение
Способность к самореализации (способы) Личностная активность Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба»
Предпочтение предметных задач, вычленение предметных отношений, ценность достижения результата Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориентация на оценку деятельности Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение Личностная направленность Наблюдение
Преобладание (устойчивость) эмоционально окрашенных состояний Эмоциональный фон Наблюдение
Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций (эмоционального реагирования) Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние Эмоциональная лабильность Пластичность Наблюдение
Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмоциональной возбудимости в эмоциональных состояниях Характер эмоциональных проявлений Наблюдение
Реакции на ситуацию обследования (взаимодействия) Ситуативное общение Наблюдение

Примечание. Перечисленные показатели являются неспецифическими для большинства методик (тестов) и определяются в процессе как диагностического обследования, так и наблюдения за жизнедеятельностью детей.

 

диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят также анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности (творчества). Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Методики высокого уровня формализации: понятие, отличительные характеристики. Тесты (стандартизированные тесты и тесты с поуровневой дифференциацией: примеры, особенности интерпретации показателей), возможности применения тестовых диагностик в ДОУ. Личностные опросники, особенности применения личностных опросников в ДОУ. Проективные методики, возможности использования в ДОУ, примеры.

они включают в себя четыре главных класса методик: тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов), опросники, проективные техники и психофизиологические методики (имеются в виду только те, которые разработаны в школе Б. Тестирование — метод психологической диагностики, «использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности».М Теплова)

 

Тестирование — метод психологической диагностики, «использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности».

посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов (интеллектуальное развитие). К стандартизированным тестам, безотносительно возрастной направленности, выдвигается ряд требований: репрезентативность, надежность, валидность, объективность измерения, где репрезентативность — адекватность заданий выборке испытуемых, надежность — согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании, валидность — соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям, объективность — заданное процентное соотношение степени трудности — легкости для большинства испытуемых. Согласованность требований к тестам позволяет объективно оценить психические качества субъекта диагностического обследования, что обуславливает широкое применение тестирования в зависимости от диагностических целей и возрастных возможностей испытуемых.

В настоящее время в практике детского психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией. Данный тип психодиагностических средств в основе своей опирается более на качественное дифференцирование психических феноменов, чем на их количественное измерение. Методики этого ряда представляют собой комплекс стандартизированных заданий содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к проективному типу обследования. Принципы проективного обследования удерживаются гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а также отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок.

Следует отметить, что методики с поуровневой дифференциацией более адаптивны для детей дошкольного возраста как содержательно, так и процессуально. Содержательно они пересекаются с понятием «детская компетентность», представленной детскими видами деятельности (изодеятельность, конструирование, игра и др.). Процессуальная ценность обозначена отсутствием жесткой директивности и регламентации, что позволяет максимально приблизить процедуру диагностирования к игровой деятельности, адаптируя тем самым ребенка к специально организованным условиям обследования.

В качестве психодиагностических средств выступают также проективные методики. Они направлены на целостное изучение личности, основанное на «психологической интерпретации результатов проекции» (механизмы защиты и переноса личностных особенностей в конкретную ситуацию обследования). При диагностике детей дошкольного возраста используют детские варианты проективных тестов.

Все тесты и методики, включенные в табл. 1, так или иначе (содержательно и процессуально) являются вариантами (модификациями) одной из перечисленных групп психодиагностических средств или различаются по концептуальному признаку (являются гетерогенными по отношению друг к другу, например, диагностический комплекс Венгера, направленный на изучение мышления и восприятия детей, и оппозиционный ему тест измерения вербального и невербального интеллекта Векслера).

Наблюдение — метод психологической диагностики, «состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях».

Использование в психологической практике метода наблюдения дает возможность сопоставления и дублирования диагностических данных при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности психологического обследования. В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а также с условиями их жизнедеятельности в условиях детского образовательного учреждения. Организационная специфика метода может быть представлена следующим образом:

— наблюдение за ребенком в условиях естественной жизнедеятельности;

— наблюдение за ребенком в условиях направленной деятельности;

— наблюдение за ребенком в условиях специально организованной деятельности.

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи, дневного и вечернего сна, прогулок и т.д. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования.

Наблюдение в условиях направленной деятельности, напротив, построено на пробах совместной деятельности психолога с ребенком. В процессе данного вида наблюдения фиксируются особенности поведения ребенка в контексте взаимодействия со взрослым.

Наблюдение в условиях специально организованной деятельности осуществляется на занятиях познавательного цикла (развитие речи, формирование элементарных математических представлений, обучение грамоте, ознакомление с окружающим), эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство), оздоровительного цикла (физкультура, плавание). Диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями поведения ребенка в контексте (пространстве) различного рода воздействий (объективных и предметных).

В практике детского психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и направляют тестирование) и как сопроводительный (вспомогательный) метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования).

Для обеспечения объективности метода используются специальные методические средства. Они представляют собой бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений. В первом случае — это матрицы с пересечением единиц наблюдения (поведенческие реакции, акты взаимодействий, вид деятельности), параметров наблюдения (пространственных, временных, содержательных), а также количественной и качественной динамикой наблюдаемых психических явлений (феноменов). Во втором случае — это альбомы и таблицы с фиксированными средствами оценки диагностических данных. Средства оценки могут быть представлены характеристиками или эталонами различных психических явлений.

Опрос — диагностический метод «получения социально-психологической и психолого-педагогической информации на основе вербальной коммуникации». Опрос в условиях дошкольного учреждения проводится только со взрослым контингентом (родители, воспитатели, педагоги), преимущественно выборочного типа с использованием устной (интервью) и письменной (опросник) форм.

Основной диагностической задачей опроса является выяснение биографических сведений, ценностных ориентации, социальных установок и личностных черт, а также определение родительских и педагогических позиций опрашиваемых.

Анкеты для родителей и воспитателей состоят из вопросов закрытого типа (да — нет), в некоторых случаях на вопрос предлагаются несколько вариантов ответа. Это делается для облегчения формулирования позиции и направления ответов в пространство диагностической цели анкетирования. Построение анкет на основе открытых вопросов, позволяющих самостоятельно строить ответ, в условиях дошкольного учреждения нецелесообразно по причине краткости (нераспространенности), неопределенности, а иногда и неадекватности ответов на задаваемые вопросы. Это связано с низкой мотивированностью данного вида деятельности для родителей и педагогов. В случаях необходимости сбора более полной информации рекомендуется проводить интервью (см. Приложения 13, 14).

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты:

- изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки),

- конструирования (постройки, мозаика),

- лепки (объемные фигуры и композиции),

- вербальной деятельности (стихи, страшилки, рассказы, считалки),

- музыкальной деятельности (песни, мелодии, гармонические и ритмические схемы),

- игровой деятельности (сюжеты, роли).

Оцениваются как уровень выполнения в соответствии с возрастными или программными требованиями, так и отличительные особенности работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и пр.).

Психологическая информация, полученная в результате данного диагностического метода, может рассматриваться как дополнение (расширение) представлений о возрастном (психическом) развитии детей дошкольного возраста. В некоторых случаях она может выступать самостоятельной характеристикой развития ребенка (психолого-педагогическая диагностика детских достижений).

4. Малоформализованные методики диагностирования: понятие, отличительные характеристики. Наблюдение, принципы наблюдения, формализация метода, возможности использования в ДОУ. Беседа, особенности проведения беседы с детьми

Малоформализованные методики дают ценные сведения об испытуемом в тех случаях, когда изучаемые явления плохо поддаются объективизации (личностные смыслы, субъективные переживания) или чрезвычайно изменчивы (состояния, настроения). Малоформализованные методы требуют высокого профессионализма психолога, значительных затрат времени. Однако полностью противопоставлять эти типы методик не следует, так как в целом они дополняют друг друга.К их числу относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы часто недооцениваются в психодиагностике. Часто и в обиходе, и в профессиональной среде считают, что диагностика сводится к тестированию, не предполагая, что нельзя полностью полагаться только на результаты стандартизированных методик. Необходимы и другие источники информации, дополняющие и развивающие сведения, которые получены посредством строго формализованной диагностики. Наблюдение — старейший и неизменно важный метод психолога. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым во всех случаях, когда не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. Значение наблюдения понимают лучше других клинические и детские психологи, для которых этот метод является едва ли НС основным (но они чаще всего не считают его диагностическим).

 

Между тем профессиональные психодиагносты видят ценность и перспективность метода наблюдения, без которого не может обойтись ни один практический психолог. наблюдение дает возможность рассмотреть более обширные выборки поведении, т.е. исследовать поведение во многих разнообразных ситуациях, во всей широте его проявлений. Без сомнения, длительное наблюдение точнее предсказывает будущее поведение индивида, чем кратковременное тестирование. Еще одно преимущество метода наблюдения состоит в том, что уже в самом его процессе диагност может выделить существенное и отделить его от второстепенного в поведении, сосредоточив внимание на первом.

 

Преимущество наблюдения перед другими методами заключается также в естественности условий его проведения и в необязательности устанавливать контакт и отношения сотрудничества с испытуемым, создавать мотивацию и получать его согласие на обследование. Следует подчеркнуть, что часто именно эти задачи в работе психодиагноста являются трудными и в наибольшей степени зависят от личностных характеристик психолога. Вместе с тем естественность обстановки, в которой ведется наблюдение, сопряжена с тем, что психолог не контролирует ситуацию, а пассивно следует за ее изменениями, что можно отнести к недостаткам метода.

 

Наблюдение отличается и радом других существенных с точки зрения психодиагноста недостатков. Один из них в том, что для получения диагностически значимой информации необходимо затратить много времени. Метод наблюдения нельзя отнести к экспресс-методам. В зависимости от целей и характера наблюдения наблюдение может быть длительным, многолетним, учитывающим многие аспекты поведения (примером является дневниковый метод) или состоять из многих чередующихся периодов, разных по времени (от нескольких минут до нескольких часов).



2019-11-13 293 Обсуждений (0)
Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)