Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 6. Методы воспитания : понятие и классификация.



2019-11-13 714 Обсуждений (0)
Вопрос № 6. Методы воспитания : понятие и классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод воспитания как система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Классификация методов воспитания: методы формирования сознания, формирования поведения, формирования чувств; методы организации и самоорганизации детского коллектива, взаимодействия, повседневного общения, педагогического воздействия и др. Выбор метода воспитания в зависимости от цели и задач воспитания, содержания воспитания, возрастных и личностных особенностей воспитанников, а также уровня педагогической квалификации воспитателя.

 

Воспитание – это целенаправленный организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле. В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимают направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

 Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути дела, он длится всю жизнь и еще одна из его особенностей – непрерывность. Процесс воспитания – комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присуща значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться – это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится, главным образом, на обратных связях, т.е. на той информации, которая идет от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное взаимодействие.

Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели, это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработать у них заданные качества.

В науке, кроме методов воспитания имеется еще ряд понятий, а именно прием воспитания, средства, формы воспитания.

Прием воспитания – это часть общего метода, отдельное действие, употребляемое в конкретной ситуации. Выделяется также понятие средств воспитания. Если под приемом понимается единичное воздействие, то под средством – совокупность приемов. Средство уже не прием, но еще и не метод. Например, труд – средство воспитание, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства обязательно присутствуют.

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Так, академик Б.Т. Лихачев выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение конфликтной ситуации); методы воздействия (разъяснение, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В.Г. Нечаева выделяет две группы методов воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, пример, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседа, чтение художественных произведении, просмотр иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительные пример, поощрение, наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиновой более полная. Автор предлагает объединить все методы в три группы:

методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа);

методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).

Объяснение – это эмоционально-словесное воздействие. Важная черта – ориентированность на данную группу или отдельную личность. Этот метод основывается на знании особенностях и личностных качеств членов коллектива. Для дошкольников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так».

Беседа как обсуждение – это такой прием, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих воспитанников. Воспитательная беседа состоит из краткого выступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения. Необходимо, чтобы участвовал каждый ребенок, для этого нужно придумать голосование, блиц опросы, анализ конкретных ситуаций их жизни. 

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Дети берут готовые образцы, образцом для подражания служат литературные герои, исторические лица, сверстники, взрослые, родители.

Упражнение – многократное совершение способов действий как устойчивых основ поведения. Это такая организация жизни деятельности воспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Результат упражнений – устойчивые качества личности: навыки и привычки. Упражнение опирается на приучение (организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения) и тесно с ним связано и реализуется через поручение. Поручение как метод воспитания – это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.   

Требование (педагогическое требование) – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, интересам воспитанников.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция – создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения.

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует воспитанника к улучшению своего поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность взрослых, награждение какими-либо материальными наградами. Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Нет методов хороших или плохих, нельзя никогда заранее сказать, будет ли этот метод эффективен или нет. Выбор метода – всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего, должны быть учтены следующие: цели и задачи воспитания, содержание воспитания, средства воспитания, возрастные особенности воспитанников, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, уровень педагогической квалификации воспитателя.

                     



2019-11-13 714 Обсуждений (0)
Вопрос № 6. Методы воспитания : понятие и классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 6. Методы воспитания : понятие и классификация.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)