IV . Мониторинг качества оказанных воздействий и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с глухим ребенком.
Мониторинг предусматривает ведение специалистами дошкольной образовательной организации «карты развития ребенка», которая включает: - общие сведения о ребенке; - данные о медико-социальном благополучии; - динамику развития психических процессов на весь период обучения; - слухоречевой статус; - индивидуально-психологические особенности личности ребенка; - динамику физического состояния и развития ребенка; - периодичность представления результатов анализа, ситуации развития на ПМП - консилиум; - рекомендации ПМП - консилиума в адрес родителей глухого ребенка, конкретных специалистов, педагогов и других. Эффект коррекционного воздействия на глухих детей определяется: - своевременностью (с момента выявления характера снижения слуха); - качественным слухопротезированием; - использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутствии медицинских противопоказаний); - адекватностью коррекционного процесса. При грамотно организованном проведении коррекционно-развивающей работы глухие дети, не имеющие выраженных дополнительных отклонений в развитии, достигают готовности к школьному обучению, в том числе готовности к освоению ПрАООП начального общего образования по вариантам 1.1, 1.2.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие глухого ребенка Примерная адаптированная программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие глухого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений глухого ребенка, стимулирование самооценки. 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития глухого ребенка. 4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития глухого ребенка раннего и дошкольного возраста. 7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе. 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы организуется адекватная возможностям ребенка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Особой значимостью для ребенка обладают социальные условия жизни, складывающиеся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, а также современный интерьер, дизайн внутренних помещений рассматриваются как необходимые составляющие предметно – пространственной развивающей среды. Для правильного построения предметной среды необходимо в каждом случае выявлять как сохранные, так и дезинтегрированные функциональные звенья, т.е. анализировать структуру нарушений эмоциональной регуляции и соответственно для каждого ребенка продумывать, как создать такую среду. Для построения среды для глухого ребенка необходимо создание баланса между комфортной и развивающей средой: Важнейшим общим требованием к организации предметной среды является ее комфортность. Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда должна соответствовать критерию комфортности для глухого ребенка, т.е. удобства и безопасности. Условия создания комфортной среды: - благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учитывать условия, необходимые для успешной адаптации, учет индивидуальных особенностей глухого ребенка, профессиональный уровень взрослых, количество детей в группе должно соответствовать норме); - безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям); - организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях). Развивающая среда – вызывает временную дезаптацию, но направлена на эмоционально-личностное развитие. Развивающая среда выполняет важнейшие функции: - активизирует деятельность ребенка; - побуждает ребенка брать на себя часть ответственности за создание своего сообщества. Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности. Условия организации развивающей среды: • обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности ребенка - осуществляется на основе использования принципа организации образовательных и игровых зон, стимулирующих потребность детей раннего возраста к активной деятельности; • стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами. • эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим требованиям и формирующего эмоционально-положительный настрой детей; • учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков. Компоненты развивающей среды: 1. Социальный компонент: - взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями; - преобладающее позитивное настроение; - авторитетность руководителей; - степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; - сплоченность; - продуктивность взаимоотношений. 2. Пространственно-предметный компонент: - среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; - среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; - среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. 3. Психодидактический компонент. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей глухого ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития. При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. При моделировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо принимать во внимание возрастные и психофизиологические особенности детей младенческого и раннего возраста, а также специфику нарушенного развития. Построение развивающей предметно-пространственной среды для организации психолого-педагогической работы с глухими детьми раннего возраста должно основываться на следующих принципах: 1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»). Реализация принципа предусматривает использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). 2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Использование больших модульных наборов, Центров песка и воды, Мастерских, Инструментов для уборки, Использование стен. 3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, мягких плоскостей, подиумов для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой). Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформеров, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения. 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора. 6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. 7. Создание специализированных игровых зон. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени. 8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития», содержать предметы и материалы, известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы. Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности, — она должна удовлетворять следующим общим требованиям: • соответствовать возможностям глухого ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития; • содержать как известные глухому ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка; • быть для глухого ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении; • соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса; • быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности глухих детей, а также отражать основы национальной культуры.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |