Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 6 Правовое регулирование хозяйственно-договорных отношений



2019-11-13 190 Обсуждений (0)
Тема № 6 Правовое регулирование хозяйственно-договорных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция № 6

План

1. Законодательство о хозяйственных договорах.

2. Правовые требования к содержанию и форме хозяйственного договора.

3. Порядок заключения хозяйственного договора.

1. Законодательство о хозяйственных договорах.

Хозяйственное право  регулирует имущественно-хозяйственные и другие отношения субъектов хозяйствования с другими участниками отношений в сфере хозяйствования благодаря применению двух основных нормативно-правовых категорий: договор и хозяйственный договор.

Первая категория - имущественный договор - является общей. Законодательно имущественные договоры всех видов урегулирован ГК (ст. 626 - 654).

В хозяйственном праве категория «договор» используется в общем и специальном смысле. Договор, определенный ст. 626 ГК, в хозяйственном праве означает любую имущественную сделку между двумя или более субъектами права. Но с точки зрения уставной деятельности предприятия имущественные договоры разные. Например, договор поставки предприятием продукции или договор подряда на капитальное строительство - с одной стороны; договор купли - продажи предприятием мебели для офиса, канцелярских товаров и т.п. - с другой. Эти договоры разные, поскольку одни регулируют основную уставную деятельность субъектов хозяйствования, другие - обслуживающую. Поэтому законодатель определяет и регулирует договоры об основной хозяйственной деятельности субъектов отдельной юридической категорией - категорией хозяйственного договора.

Термин «хозяйственный договор» в хозяйственное право было введено хозяйственным процессуальным кодексом, который регулирует порядок рассмотрения и разрешения хозяйственных споров, то есть споров между предприятиями, учреждениями и организациями, которые возникают при заключении и выполнении хозяйственных договоров ( ст. 1 ХПК).

Итак, категории «договор» и «хозяйственный договор» соотносятся как общее и особенное. Как особая категория хозяйственного законодательства и хозяйственного права хозяйственный договор имеет определенную правовую основу.

Хозяйственные договоры с принятием Хозяйственного кодекса регулируются:

а) общими (об обязательствах, договор, обязательства, вытекающие из договоров) и специальными (покупка - продажа, поставка, контрактация сельскохозяйственной продукции, снабжения энергетическими и другими ресурсами, лизинг, подряд, строительный подряд, выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортное экспедирование, хранение на товарном складе, заем, кредит, банковский вклад, банковский счет, факторинг, коммерческая концессия и т.д.) статьями Гражданского кодекса;

б) нормативно-правовыми актами законодательства: Хозяйственным кодексом, законами об отдельных видах хозяйственной деятельности (инвестиционной, внешнеэкономической, транспортной и т.п.), Хозяйственного процессуального кодекса, который содержит общее правило о том, что споры, возникающие при заключении хозяйственных договоров, могут быть поданы на рассмотрение арбитражного суда (ст. 10), определяет процедуру досудебного урегулирования споров, возникающих при изменении и расторжении определенной категории хозяйственных договоров (ст. 11), а также регулирует процессуальные отношения о нарушении искового производства по хозяйственным спорам и их решения.

Итак, в определении понятия хозяйственного договора следует учитывать и общие признаки категории имущественного договора, и особые его признаки, отражены в хозяйственном законодательстве.

С общеправовой точки зрения хозяйственный договор представляет собой хозяйственное правоотношение между двумя или более субъектами, содержанием которого является их договорные обязательства действовать определенным образом: передать и принять имущество, выполнить работу, предоставить услуги и т. Д. Хозяйственный договор - это регулятор конкретных (единичных) хозяйственных отношений (связей) между субъектами хозяйственной деятельности, условия действия которого определяют сами субъекты. Как специальная правовая категория хозяйственный договор имеет особые признаки.

Во-первых, хозяйственное законодательство регулирует этот договор как такое соглашение, которое имеет определенную экономическую и правовую цель. Хозяйственный договор всегда заключается с хозяйственной (коммерческой) целью для достижения необходимых хозяйственных и коммерческих результатов. Это производство и реализация за плату продукции, выполнения работ и оплата их результатов, предоставление платных услуг. Отсюда хозяйственные договоры - это, как правило, имущественные договоры, которые обслуживают непосредственно производство и хозяйственный (коммерческий) оборот. По критерию цели хозяйственные договоры отмежевываются от других договоров субъектов хозяйствования, которые не обслуживают производство и обращение, и являются вспомогательными.

Во-вторых, относительно хозяйственных договоров действуют отдельные правила относительно оснований их заключения и содержания хозяйственных договорных обязательств. Законодательством о хозяйственных договорах установлено, что те из них, которые направлены на обеспечение приоритетных потребностей в продукции, работах и ​​услугах, заключаются на основании соответствующих государственных заказов. Юридической особенностью в таком случае является то, что содержание хозяйственного договора, который заключается на основании государственного заказа (государственный контракт), должен соответствовать этому заказу (ч. 4, 5 ст. 179 ХК). В теории такие договоры определяются как планируемые.

Но не все хозяйственные договоры заключаются на основании государственного заказа. Итак, этот признак хозяйственного договора не является абсолютным.

Содержание хозяйственных договоров, заключаемых без государственного заказа, должен соответствовать хозяйственным намерениям и юридически выраженным согласием сторон. В теории такие договоры называются регулируемыми, то есть такими, которые регулируются самими сторонами.

В-третьих, закон ограничивает круг субъектов, которые могут быть субъектами хозяйственных договоров (об этом признак говорилось при рассмотрении субъектного состава хозяйственным обязательств).

Поскольку ХК, неоднократно употребляя термин хозяйственный договор, не содержит определения его понятия (так же как и определение общего понятия «договор», это определение может быть сформулировано, исходя из общего определения понятия «договор», установленного ст. 626 ХК, с учетом особенностей , присущих хозяйственному договору.

Итак, хозяйственный договор - это соглашение субъекта хозяйствования с другим участником (участниками) отношений в сфере хозяйствования, направленное на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в сфере хозяйствования.

Хозяйственный договор согласно закону соотносится с юридической категорией хозяйственного обязательства. Так, имущественно-хозяйственные обязательства, возникающие между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйствующими субъектами - юридическими лицами на основании хозяйственных договоров, являются хозяйственно-договорными обязательствами (ч. 1 ст. 179 ХК ).

Категория хозяйственного обязательства является одновременно и общей (широкой), и частичной (узкой) относительно хозяйственного договора. Общей она состоит в том, что хозяйственные обязательства возникают из ряда оснований, указанных в ст. 174 ХК, одной из которых является хозяйственный договор. Таким образом, с одной стороны, хозяйственный договор является лишь частичной основанием возникновения хозяйственных обязательств. В этом смысле категория хозяйственного обязательства обобщает договорные хозяйственные обязательства, основанные на договоре. С другой стороны, содержание хозяйственного договора - это совокупность хозяйственных обязательств сторон, т.е. их взаимных прав и обязанностей, возникающих именно из такого договора. То есть категория хозяйственного договора является обобщенной по договорным хозяйственных обязательств. Хозяйственный договор - это юридический источник договорных хозяйственных обязательств.

 

2. Правовые требования к содержанию и форме хозяйственного договора.

Согласно ч. 1 ст. 180 ХК содержание хозяйственного договора составляют условия договора, определенные соглашением его сторон, направленные на установление, изменение или прекращение хозяйственных обязательств.

При этом закон различает два вида условий:

а) условия, согласованные сторонами;

б) условия, принимаемые как обязательные условия договора в соответствии с законодательством.

Хозяйственный договор считается заключенным, если между сторонами в предусмотренных законом порядке и форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными являются условия, признанные таковыми по закону или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по требованию одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так, согласно ч. 3 ст. 180 ХК при заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора. Итак, предмет, цена и срок действия договора признаны законом как существенные условия любого хозяйственного договора.

Условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять наименование (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству. Требования к качеству предмета договора определяются в соответствии с обязательными для сторон нормативными документами, указанными в ст. 15 ХК, а в случае их отсутствия - в договорном порядке, с соблюдением условий, обеспечивающих защиту интересов конечных потребителей товаров и услуг (ч. 4 ст. 180 ХК).

В соответствии со ст. 268 ХК качество поставляемых товаров должно соответствовать стандартам, техническим условиям, другой технической документации, устанавливающей требования к их качеству, или образцам (эталонам), если стороны не определят в договоре более высокие требования к качеству товаров. Номера и индексы стандартов, технических условий или другой документации о качестве товаров отмечаются в договоре. Если указанная документация не опубликована в общедоступных изданиях, ее копии должны прилагаться поставщиком к экземпляру договора покупателя по его требованию. При отсутствии в договоре условий относительно качества товаров последнее определяется в соответствии с целями договора или к обычному уровню качества для предмета договора или общих критериев качества.

Поставщик должен удостоверить качество поставляемых товаров, надлежащим товаросопроводительным документом, который направляется вместе с товаром, если другое не предусмотрено в договоре. При поставке товаров более низкого качества, чем требуется стандартом, техническими условиями или образцом (эталоном), покупатель вправе отказаться от принятия и оплаты товаров, а если товары уже оплачены покупателем, - требовать возврата уплаченной суммы. В случае если недостатки поставленных товаров могут быть устранены без возвращения их поставщику, покупатель имеет право требовать от поставщика устранения недостатков в местонахождении товаров или устранить их своими средствами за счет поставщика. Если поставленные товары отвечают стандартам или техническим условиям, но окажутся более низкого сорта, чем было обусловлено, покупатель имеет право принять товары с оплатой по цене, установленной для товаров соответствующего сорта, или отказаться от принятия и оплаты поставленных товаров. В случае если покупатель (получатель) отказался от принятия товаров, не соответствующих по качеству стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам) или условиям договора, поставщик (производитель) обязан распорядиться товарами в десятидневный срок, а относительно товаров, которые быстро портятся, - в течение 24 часов с момента получения сообщения покупателя (получателя) об отказе от товаров. Если поставщик (производитель) в указанный срок не распорядится товарами, покупатель (получатель) имеет право реализовать их на месте или возвратить производителю. Товары, которые быстро портятся, подлежат во всех случаях реализации на месте.

 В Министерстве промышленности и торговли ДНР действует система добровольной сертификации «Стандарт Донбасса», проводится по 79 позициям, производимых товаров и оказываемых услугах в ДНР.

Цена в хозяйственном договоре определяется в порядке, установленном ХК, другими законами. По соглашению сторон в хозяйственном договоре может быть предусмотрено доплаты к установленной цене за продукцию (работы, услуги) высшего качества или выполнения работ в сокращенные сроки по сравнению с нормативными (ч. 5 ст. 180 ХК).

В соответствии с Порядком регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики (в новой редакции), утвержденным Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 07 декабря 2017 г. № 16- осуществление государственного контроля (надзора) и регулирования цен вводится на следующие виды товаров:

1) лекарственные препараты и изделия медицинского назначения;

2) продовольственные товары.

Государственный контроль не распространяются на следующие виды товаров:

1) вода, алкогольная продукция;

2) продукты, предназначенные для кормления животных;

3) табачное сырье и табачные изделия;

4) иные товары в соответствии с указами Главы Донецкой Народной Республики.

Цены, регулируемые государством, должны быть экономически обоснованы, обеспечивать соответствие цены на товар расходам на его производство, продажу (реализацию) и прибыль от его продажи (реализации). Изменение уровня цен, регулируемых государством, осуществляется указом Главы Донецкой Народной Республики или постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики с указанием перечня товаров и методов регулирования.

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения осуществляется путем установления предельных надбавок к оптово-отпускным ценам производителей Донецкой Народной Республики или к импортной стоимости на лекарственные препараты (активные вещества). Размер предельных надбавок от оптово-отпускной цены производителей Донецкой Народной Республики или импортной стоимости для субъектов хозяйствования, осуществляющих на территории Донецкой Народной Республики торговлю лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, определяется по следующему принципу: - размер предельной оптовой надбавки -10 %; -размер предельной торговой надбавки -25 %. 5.2.2. Размер предельной надбавки для субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения за бюджетные средства, не должна превышать 15 % от оптово-отпускной цены производителя или импортной стоимости товара.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю социально значимыми продовольственными товарами, не могут превышать размер надбавок. Размер предельной оптовой надбавки на продовольственные товары, не входящие в перечень социально значимых продовольственных товаров, составляет 25 % от оптово-отпускной цены производителей Донецкой Народной Республики или импортной стоимости товаров, размер предельной торговой надбавки -50 % от оптово-отпускной цены производителей Донецкой Народной Республики или импортной стоимости товаров.

Завышение установленных предельных надбавок на товары, на которые вводится государственное регулирование ценообразования, влечет за собой наложение штрафа в размере 200 процентов необоснованно полученной выручки, составляющей положительную разницу между фактической выручкой от продажи (реализации) партии товаров и выручкой по ценам, сформированным в соответствии с установленными предельными надбавками (наценками), на каждую партию реализованного товара, но не менее: -для юридических лиц - 10 000 российских рублей за каждый вид товара; -для физических лиц-предпринимателей - 4 000 российских рублей за каждый вид товара.

Министерство финансов ДНР публикует информацию по установленным предельно-допустимым ценам при закупке товаров, работ и услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства, которую предприниматель может использовать для осуществления хозяйственной деятельности.

В случае признания согласованной сторонами в договоре цены нарушающей требования антимонопольно-конкурентного законодательства, антимонопольный орган вправе требовать от сторон изменения условия договора относительно цены. С целью осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы в Донецкой Народной Республике создана Республиканская антимонопольная служба, на основании «Положения о Республиканской антимонопольной службы ДНР», утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.08.2016 №10-34. утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.08.2016 №10-34..

Сроком действия хозяйственного договора признается время, в течение которого существуют хозяйственные обязательства сторон, возникшие на основе этого договора. На обязательства, возникшие у сторон до заключения ими хозяйственного договора, не распространяются условия заключенного договора, если договором не предусмотрено иное. Окончание срока действия хозяйственного договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, которое имело место во время действия договора.

Ч. 1 ст. 639 ГК устанавливает, что договор может быть заключен в любой форме, если требования относительно формы договора не установлены законом.

Согласно ст. 208 ХК в письменной форме совершаются, в частности: а) сделки между юридическими лицами;

б) сделки между физическим и юридическим лицом, кроме сделок, которые полностью выполняются сторонами в момент их совершения, за исключением сделок, подлежащих нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, а также сделок, для которых несоблюдение письменной формы влечет их недействительность.

Таким образом, хозяйственные договоры должны заключаться в письменной форме.

Анализ положений ч. 1 ст. 181 ХК дает основания для вывода, что в отношении хозяйственного договора действует общее правило, согласно которому он должен быть заключен в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями, то есть - в письменной форме (полная письменная форма).

Вместе с тем ч. 1 ст. 181 ХК позволяет сторонам выбирать определенную письменную форму хозяйственного договора. Кроме полной письменной формы допускается заключение хозяйственных договоров упрощенным способом - путем обмена письмами, факсограмами, телеграммами, телефонограммами, радиограммами, телетайпограммами тому подобное. Письменной формой договора признается также подтверждения принятия к выполнению заказов. Последние два способа могут быть применены, если законом не установлены специальные требования к форме и порядку заключения данного вида договоров.

Управомочные органы могут рекомендовать субъектам хозяйствования ориентировочные условия хозяйственных договоров (примерные договоры), а в определенных законом случаях - утверждать типовые договоры (ч. 2 ст. 179 ХК). Примером могут быть Типовой договор на поставку природного газа, Типовой договор на транспортировку природного газа, Типовой договор аренды государственного имущества и тому подобное.

При заключении ряда хозяйственных договоров применяются не произвольные, а унифицированные (стандартные) формы договорных документов, в отношении которых действуют особые правила их составления и которые имеют точно определенные официальные названия. В частности, это касается формы договоров перевозки грузов.

Так, согласно статье 6 Устава железных дорог накладная является основным перевозочным документом установленной формы, оформленным в соответствии с Уставом и Правилами перевозки грузов и предоставленным железной дороги отправителем вместе с грузом. Накладная является обязательной двусторонней письменной формой соглашения на перевозку груза, которое заключается между отправителем и железной дорогой в пользу третьей стороны - получателя. Накладная одновременно является договором на залог груза для обеспечения гарантии внесения надлежащей провозной платы и других платежей за перевозку. Накладная сопровождает груз на всем пути следования до станции назначения.

Аналогично регулируют форму договора перевозки грузов и другие транспортные кодексы и уставы. Так, на автомобильном транспорте формой договора является товарно-транспортная накладная, на внутреннем водном - накладная. На морском транспорте накладной оформляются малокаботажные перевозки грузов (в пределах одного государства поставка иностранным перевозчиком). Для других договоров морских перевозок грузов применяются такие формы, как рейсовый чартер и коносамент (ст. 134 Кодекса торгового мореплавания).

Из содержания ст. 203 ХК, 205 ХК, 215 ГК и 639 ГК следует, что несоблюдение установленной законом формы договора (сделки) не влечет за собой его недействительности. Поскольку согласно ч. 1 ст. 638 ГК договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора, то несоблюдение установленной законом формы договора является основанием для того, чтобы считать хозяйственный договор незаключенным.

 

3.Порядок заключения хозяйственного договора.

Заключение хозяйственного договора – это встречные договорно-процедурные действия двух или более субъектов хозяйствования по выработке условий договора, которые соответствуют их реальным намерениям и экономическим интересам, а также юридическое оформление договора (предоставление этим условиям определенной формы) как правового акта.

Особенностью хозяйственных договоров является то, что при их заключении применяются определенные технико-юридические процедуры, то есть порядок высказывания предложения заключить договор (оферты) и принятие его (акцепта) в значительной степени формализован.

В ХК впервые в нормативном порядке обобщенно и сформулированы общие условия заключения договоров, которые порождают хозяйственные обязательства.

Устанавливая правила заключения хозяйственных договоров, ХК выделяет общий для всех видов договоров порядок их заключения (ст. 181 ХК) и особенности заключения хозяйственных договоров в зависимости от их вида, оснований, места заключения и т.д. (ст. 182-187 ХК).

Порядок (процедура) заключение хозяйственного договора делится на ряд стадий, на каждой из которых соответствующая сторона обязана совершить определенные действия, установленные законом.

Первый стадия - передача предложения заключить договор (оферта). Согласно ч. 1 ст. 641 ГК предложение заключить договор (оферту) может сделать каждая из сторон будущего договора, поэтому проект договора может быть предложен любой из сторон (ч. 2 ст. 181 ХК). ХК не случайно отмечает именно проект договора, поскольку согласно ч. 2 ст. 641 ГК реклама или иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, является приглашением делать предложения заключить договор, если иное не указано в рекламе или других предложениях.

В случае если проект договора изложен как единый документ, он предоставляется второй стороне в двух экземплярах.

Предложение заключить договор должен содержать существенные условия договора и выражать намерение лица, сделавшего его, считать себя обязанным в случае ее принятия.

Вторая стадия - (принятие предложения заключить договор (акцепт). Сторона, получившая проект договора, в случае согласия с его условиями оформляет договор в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 181 ХК (совершает подпись и скрепляет его печатью) и возвращает один экземпляр договора второй стороне или присылает ответ на письмо, факсограмму т.д. в двадцатидневный срок после получения договора.

Особенностью процедуры заключения хозяйственных договоров является наличие в ней промежуточной стадии - оформление и урегулирования разногласий между сторонами будущего договора.

Так, при наличии возражений относительно отдельных условий договора сторона, получившая проект договора, составляет протокол разногласий, о чем делается оговорка в договоре, и в двадцатидневный срок направляет другой стороне два экземпляра протокола разногласий вместе с подписанным договором (ч. 4 ст. 181 ХК ).

Сторона, получившая протокол разногласий к договору, обязана в течение двадцати дней:

а) рассмотреть его,

б) принять меры для урегулирования разногласий со второй стороной и включить в договор все принятые предложения,

в) те разногласия, которые остались неурегулированными, передать в этот же срок в суд, если на это есть согласие второй стороны (ч. 5 ст. 181 ХК).

В случае достижения сторонами согласия относительно всех или отдельных условий, указанных в протоколе разногласий, такое согласие должно быть подтверждено в письменной форме (протоколом согласования разногласий, письмами, телеграммами, телетайпограммами т.д.).

Ч. 7 ст. 181 ХК устанавливает три случая, когда предложения другой стороны считаются принятыми даже если сторона, получившая протокол разногласий, не передаст в указанный двадцатидневный срок в суд разногласия в оставшиеся неурегулированными. Это касается:

а) договоры, основанные на государственном заказе;

б) договоры, заключение которых является обязательным для сторон на основании закона;

в) договоры, в которых сторона-исполнитель по договору в установленном порядке признан монополистом на определенном рынке товаров (работ, услуг).

В случае если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям хозяйственного договора, такой договор считается незаключенным (несостоявшимся). Если одна из сторон осуществила фактические действия по его выполнению, правовые последствия таких действий определяются нормами ХК, а именно ч. 2 ст. 642 ГК, согласно которой если лицо, получившее предложение заключить договор, в пределах срока для ответа совершило действие согласно указанных в предложении условиях договора (отгрузила товары, предоставила услуги, выполнила работы, оплатила соответствующую сумму денег и т.п.), которая подтверждает его желание заключить договор, это действие является принятием предложения, если иное не указано в предложении заключить договор или не установлено законом.

Как отмечалось, кроме общего для всех хозяйственных договоров порядке заключения хозяйственных договоров, содержит и определенные особенности их заключения:

а) в зависимости от вида договора.

предварительные договоры (ст. 182 ХК). По предварительному договору субъект хозяйствования обязуется в определенный срок, но не позднее одного года с момента заключения предварительного договора, заключить основной хозяйственный договор на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие определить предмет, а также другие существенные условия основного договора. До заключения предварительных договоров не применяется общий порядок заключения хозяйственных договоров.

В случае если сторона, заключившая предварительный договор, получив проект договора от другой стороны, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе требовать заключения такого договора в судебном порядке.

Обязательство заключить основной договор, предусмотренное предварительным договором, прекращается, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, одна из сторон не направит проект такого договора второй стороне.

Отношения по заключению предварительных договоров регулируются ХК с учетом особенностей, предусмотренных ХК.

Соглашение сторон о намерениях (протокол о намерениях и т.п.) не признается предварительным договором и не порождает юридических последствий.

организационно-хозяйственные договоры (ст. 186 ХК). Договорное оформление организационно-хозяйственных обязательств может осуществляться участниками хозяйственных отношений как на основе свободного волеизъявления сторон, так и на основе примерных договоров, если заключение таких договоров предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами. Упрощенный способ заключения организационно-хозяйственных договоров не допускается.

б) в зависимости от оснований заключения:

государственные контракты (ст. 183 ХК). Договоры по государственному заказу укладываются между определенными законом субъектами хозяйствования - исполнителями государственного заказа и государственными заказчиками, уполномоченными от имени государства заключать договоры (государственные контракты), в которых определяются хозяйственные обязательства сторон и регулируются отношения заказчика с исполнителем по выполнению государственного заказа.

Заключение сторонами договора по государственному заказу (государственного контракта) осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 181 ХК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством. Государственный контракт заключается путем подписания сторонами единого документа.

Уклонение от заключения договора по государственному заказу является нарушением законодательства и влечет за собой ответственность, предусмотренную ХК и другими законами. Споры, связанные с заключением договора по государственному заказу, в том числе при уклонении от заключения договора одной или обеих сторон, решаются в судебном порядке.

Исполнитель государственного заказа освобождается от обязанности заключения государственного контракта на условиях, определенных государственным заказом, в случае признания в судебном порядке государственного заказа недействительным.

Договоры, заключаемые на основе свободного волеизъявления сторон, примерных и типовых договоров (ст. 184 ХК). При заключении хозяйственного договора на основе сторон проект договора может быть разработан по инициативе любой из сторон в сроки, согласованные самими сторонами.

Заключение договора на основе свободного волеизъявления сторон может происходить в упрощенный способ или в форме единого документа, с соблюдением общего порядка заключения договоров, установленного ст. 181 ХК.

Заключение хозяйственных договоров на основе примерных и типовых договоров должно осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных ст. 179 ХК, не иначе как путем изложения договора в виде единого документа, оформленного в соответствии с требованиями ст. 181 ХК и в соответствии с правилами, установленными нормативно-правовыми актами по применению примерного или типового договора; договоры, заключаемые по решению суда (ст. 187 ХК). Споры, возникающие при заключении хозяйственных договоров по государственному заказу, или договоров, заключение которых является обязательным на основании закона и в других случаях, установленных законом, рассматриваются судом. Другие преддоговорные споры могут быть предметом рассмотрения суда в случае если это предусмотрено соглашением сторон или если стороны обязаны заключить определенный хозяйственный договор на основании заключенного между ними предварительного договора.

в) в зависимости от места заключения договора (ст. 185 ХК).

До заключения хозяйственных договоров на биржах, оптовых ярмарках, публичных торгах применяются общие правила заключения договоров на основе свободного волеизъявления, с учетом нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность соответствующих бирж, ярмарок и публичных торгов.

По общему правилу, установленному ст. 188 ХК, изменение и расторжение хозяйственных договоров в одностороннем порядке не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из этого, сторона договора, считает необходимым изменить или расторгнуть договор, должна направить предложение об этом второй стороне по договору.

Сторона договора, получившая предложение об изменении или расторжении договора, в двадцатидневный срок после получения предложения уведомляет другую сторону о результатах ее рассмотрения.

Порядок изменения и расторжения хозяйственных договоров.

В случае если стороны не достигли согласия относительно изменения (расторжения) договора или в случае неполучения ответа в установленный срок с учетом времени почтового обращения, заинтересованная сторона вправе передать спор на разрешение суда.

Если судебным решением договор изменен или расторгнут, договор считается измененным или расторгнутым со дня вступления в силу данным решением, если другого срока вступления в силу не установлен по решению суда.

 



2019-11-13 190 Обсуждений (0)
Тема № 6 Правовое регулирование хозяйственно-договорных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 6 Правовое регулирование хозяйственно-договорных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)