УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЧЕМ ПОХОЖИ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ ? »
Раздел 6 РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Становление познавательной деятельности и развитие специфических школьных навыков и умений тесно взаимосвязано с процессом и качеством формирования пространственных представлений и формами их словесного обозначения, т. е. квазипространственных отношений. Квазипространственные отношения включают понимание и использование: • предложных конструкций; • конструкций родительного падежа (мамина дочка — дочкина мама); • слов с суффиксами (чернильница — означает «вместилище»); • сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша); • логических инверсий (Колю ударил Петя. Кто драчун?); • пространственных конструкций (Земля освещается Солнцем. Солнце освещается Землей. Что верно?); • временных конструкций (Перед завтраком я посмотрел мультфильм); • предложений с «переходящими» глаголами (Ваня одолжил деньги Пете. Маша одолжила деньги у Кати. Кто кому должен?). Другой важнейшей характеристикой стадии интеллектуального развития старших дошкольников и младших школьников является способность ранжировать объекты по какому-либо измеримому признаку, например по весу или величине. Эта способность называется сериация. В настоящее время установлено, что недостаточность пространственных функций обусловливает 47 % трудностей в группе испытываемых детей при усвоении учебного материала по математике, 24 % трудностей при усвоении материала по рус- 169 скому языку и при формировании навыков письма, 16 % трудностей при обучении чтению. Наиболее типичными ошибками пространственного различения у учеников начальной школы являются: • в поведении — пространственные ошибки в выполнении правил расположения учебных предметов на партах и требований учителя, связанных с направлениями движения (вперед, назад, в сторону и др.); • в чтении — суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное различение сходных по форме букв и др.; • в письме — неумение соотнести букву и линии в тетради, т. е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону; • в математике — ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении, несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»; • в рисовании — глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке и др.; • в гимнастических упражнениях — неправильное направление движения при перестроении под команду (в правую сторону вместо левой и наоборот), трудность переключения с одного направления движения на другое и т. д. В числе основных причин этих трудностей Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко (1964) называют, во-первых, незавершенность процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга и, во-вторых, обилие вновь вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими действиями учеников и специальной тренировкой анализаторов на различение пространственных признаков и отношений между объектами. Логика развертывания поэтапной работы по развитию и совершенствованию пространственной ориентации к устранению ее недостатков у детей может быть следующей: • уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала — в двухмерном пространстве: правая — левая сторона тела, а затем — в трехмерном пространстве); • уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов по отношению к соб- 170 ственному телу (ближнее окружение, затем дальнее окружение); • уточнение и обогащение представлений об обобщенных пространственных признаках окружающих объектов (несколько признаков одного предмета, смена основания для классификации — классификация предметов по разным признакам); • начальный этап формирования квазипространственных синтезов — работа с изображениями на листе бумаги (сначала в вертикальной плоскости, затем в горизонтальной); • обозначение словом квазипространственных синтезов (например: Маша выше Оли. Кто ниже?). Обязательным условием обеспечения результативности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения, а также наработка навыков оперирования пространственными представлениями в мыслительном плане (квазипространственные представления). Формирование представлений и понятий о признаках формы и величине предметов УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЧЕМ ПОХОЖИ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ ? » Ход занятия: Детям предлагается найти сходство предметов на предъявляемой карточке.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |