Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.



2019-12-29 373 Обсуждений (0)
Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Решение задач зависит от содержания музыкального воспитания: от подбора репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и т.д.

Первая задача  связана с развитием музыкальных способностей детей. Б.М.Теплов выделяет три музыкальные способности:

-ладовое чувство

-музыкально-слуховые представления

-чувство ритма

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, это различение общего характера музыки и определенных отношений между звуками. О.В.Радынова утверждает, что “…ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.

Музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Переживание ритма, а следовательно, и восприятия музыки – это активный процесс, предполагающий “соделывание” разнообразных движений. “Восприятие музыки иногда не является только слуховым процессом, оно всегда слухо-двигательный процесс” – считает Б.М.Теплов. Ритм – одно из выразительных средств музыки, передающее содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Три основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) составляют основу музыкальности. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д. Кстати, первая задача музыкального воспитания дошкольников гласит как раз о развитии творческих способностей детей.

В первой задаче говорится о том, что способности детей (музыкальные и творческие) необходимо развивать с помощью различных видов музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве), т.к. эмоциональная отзывчивость необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

У некоторых детей уже на первом году жизни все основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. “Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей” – считает Б.М.Теплов.

Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Важно определять показатели развитости каждой музыкальной способности (при помощи диагностики Б.М.Теплова) в соответствии с возрастными возможностями детей.

Вторая задача музыкального воспитания дошкольников связана с формированием музыкальной культуры детей, которая является одной из областей художественной культуры. Компонентами музыкальной культуры дошкольников являются:

1. Музыкальная деятельность:

-восприятие музыки

-исполнительство

-творчество

-музыкально-образовательная деятельность

2. Знания, умения, навыки:

-опыт восприятия

-исполнительские умения и навыки (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах)

-творческие умения и навыки (восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество)

- общие знания о музыке, культурные навыки

3. Музыкально-эстетическое сознание:

- эстетическая потребность, установка, интерес к музыке

-эстетические эмоции, переживания и чувства

-эстетическая оценка, вкус.

 

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это сама музыка.

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются рано. Примерно до 3-х лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. Нельзя забывать, что на раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2-3 лет) закладываются основы музыкальной культуры, и в этот период важно создать условия для восприятия детьми художественно-ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

Примерно на 4-5 году жизни отчетливее начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания: дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, первичные оценки становятся более глубокими. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первичными оценками музыкального произведения при ответе ребенка на вопросы:

-Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?

- Какое настроение в ней преобладает?

- В чем это выражается?

Уже в 4 года ребенок наивно отвечает на эти вопросы, а 5-летний ребенок способен на более аргументированный ответ.

В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. При оценке дети опираются на свой опыт. Воображение, фантазия становятся живыми. Дети внимательно слушают произведения, глубже чувствуют общее настроение произведения, контрастные его части. Дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопоставлять произведения по сходству и контрасту и т.д.

С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети могут более сознательно рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки. Именно поэтому целенаправленную работу по ознакомлению детей с музыкальными жанрами целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте.

При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагается различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, автора, исполняет произведение. На втором занятии педагог может исполнить фрагмент этого произведения. Дети (средний и старший возраст), вспоминают его название и автора, определяют общий характер произведения и его частей. На третьем занятии (средний и старший возраст) предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определяется их роль в создании музыкального образа.

 

 

Анализ задач



2019-12-29 373 Обсуждений (0)
Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)