Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

«Ивановская государственная текстильная академия»

(ИГТА)

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические рекомендации и рабочая программа

для студентов I курса заочной формы обучения

 

Иваново 2008

Методические указания по курсу «Отече­ственная история» составлены в соответствии с Государ­ственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, включают рекомендации по написа­нию контрольных работ, тематику семинаров и рефератов, список ли­тературы и контрольные вопросы для самопроверки. Могут быть использованы студентами, само­стоятельно изучающими историю по ускоренной программе.

Составитель канд. ист. наук, доц. Т.А.Кейфман

Научный редактор канд. ист.наук, доц. О.А.Кузнецова

   

I.РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

Изучение отечественной истории составляет важную часть об­разования современного специалиста. В.О. Ключевский, авторитет ко­торого как историка в общественном сознании сейчас очень высок, писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностя­ми, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться.» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли исто­рии.-М.,1968.-С.332.)

Учебный план предусматривает изучение истории студентами

I курса всех специальностей в соответствии с требованиями Государ­ственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессио­нального образования.

В соответствии с ГОСом основные задачи преподавания и изу­чения истории в технических вузах это:

- не только расширение и углубление общей и гуманитарной культу­ры личности, но и гуманизация ее мышления, образа жизни;

- не только получение и усвоение минимума исторических знаний, но, что гораздо важнее и труднее, формирование исторического со­знания, дающего возможность свободной социальной ориентации;

- приобретение не только навыков работы с историческими источни­ками, но и опыта объективного научного анализа и умения дать непредвзятую оценку историческим событиям и деятелям.

   Студенты-заочники (для них в первую очередь предназначены

данные методические указания) в течение семестра должны прослу­шать курс лекций, подготовиться к семинарским занятиям, написать одну контрольную работу и сдать экзамен по курсу «Отечественная исто­рия». Во время осенней установочной сессии преподаватели помога­ют студентам выбрать тему письменной контрольной работы, сообща­ют основные требования к ее выполнению.

Контрольная работа (реферат) выполняется студентами на основе тщательного изучения литературы как по общей, так и по специ­ально рекомендованной теме. Объем контрольной работы должен со­ставлять не менее 20 страниц ученической тетради или 15 страниц формата машинописного листа. Работу надо писать четко, разборчиво на пронумерованных страницах, оставляя поля для заметок рецензен­та.

На первой странице тетради указываются тема работы и план. План составляется студентом самостоятельно и должен включать введение, 3-5 вопросов и заключение. Пункты пла­на вносятся затем в текст в виде наименований разделов работы, или указывается только номер вопроса плана. Во введении дается обоснование тематич­еского выбора, краткий историографический обзор, в основ­ной ча­сти - изложение материала; в заключении - основные выводы по проблеме, самостоятельно сформулированные автором контроль­ной работы. Изложение материала должно идти строго по плану. Сле­дует раскрыть основные вопросы темы, показав при этом знание и по­нимание изучаемой литературы.

Если в тексте приводятся цитаты, цифры и другие справочные материалы, то необходимо давать ссылки на источник в соответствии с требованиями к библиографии.

Примеры для библиографического описания документов (для подстрочных примечаний) приведены ниже.

Книга или брошюра

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.-М.:Мысль,1993.-С.40.

Статья из журнала

Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и первый его правитель//Вопросы истории.-1991.-№1.-С.124.

При записи подряд нескольких библиографических ссылок из одного и того же документа приводятся слова «там же» и указывают­ся соответствующие страницы. В повторных ссылках на одну работу данного автора основное заглавие и следующие за ним повторяющие­ся элементы опускаются и заменяются словами «Указ.соч.», «Цит.соч.» и указывается номер страницы, например:

Карамзин Н.М. Записи о древней и новой истории России и ее политическом и гражданском отношениях.-М.:Наука,1991.-С.17.

В повторной ссылке:

Карамзин Н.М. Указ.соч.-С.21.

В конце работы помещается список использованной литерату­ры, включающий только те работы, на которые есть ссылка в тексте. Библиографическое описание (книг, статей) дается так же, как указа­но выше, но без указания страниц.

Контрольная работа может быть зачтена (при соблюдении всех других требований) при наличии ссылок не менее чем на три источ­ника. Работа может оцениваться по пятибалльной системе или помет­ками «Зачтена», «Не зачтена», «К защите». Последняя означает, что студент-заочник должен защитить работу в ходе устного собеседова­ния с преподавателем. Положительная оценка или оценка «Зачтена» дает допуск к зачету или экзамену по курсу «Отечественная история».

Кроме контрольной работы студент-заочник обязан до сессии по графику консультаций пройти собеседование по избранной теме, прослушать обзорные лекции, подготовиться к семинарским занятиям во время установочной сессии и сдать зачет.

Для того чтобы студент мог проверить себя и лучше сориенти­роваться в историческом материале, в методических указаниях предложены четыре варианта тем для семинарских занятий, вопросы для итогово­го контроля, тесты для самоконтроля.

Основная самостоятельная работа студентов заочного факульте­та приходится на изучение ими исторической литературы. Именно поэтому методические указания содержат обширный список литера­туры: учебных пособий, справочников, статей в исторических и дру­гих журналах.

В результате изучения курса «История» студент должен:

- иметь научное представление об основных этапах в истории чело­вечества и знать их хронологию;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исто­рических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

 

П. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сущность, формы и функции исторического знания. Мировой исторический процесс: единство и многообразие. Типы цивилизаций, их взаимодействие и взаимосвязь. Современные методологии изуче­ния истории. Формационный и цивилизационный подходы. Цели и задачи курса «Отечественная история». Понятие и классификация ис­торического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особое.

ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ           ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Взаимоотношения Древней Руси с кочевниками и Византией. Занятия, быт и культура, особенно­сти социального строя Руси.

Этапы развития, этнокультурные и социально-политические процессы становления Киевской Руси. «Норманнская теория» проис­хождения государственности и ее критика. Принятие христианства. Распространение ислама. Политическое устройство и социальный со­став русского общества в Х-ХI вв.

Эволюция восточно-славянской государственности в период фео­дальной раздробленности. Крупнейшие политические центры и их судьба в ХШ-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимоотношений.

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО

        ГОСУДАРСТВА в ХIV-ХVП вв.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Возвыше­ние Москвы. Особенности формирования единого государства. Пред­посылки формирования самодержавных черт государственной власти.

Иван IV: альтернативные пути социально-политиче­ского развития России. Реформы «Избранной рады». Опричнина: при­чины, сущность, последствия. Формирование сословной организации общества.

Смутное время. Церковь и государство.

Особенности и основные задачи экономического развития Рос­сии. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодально­го землевладения. Крепостное право в России.

ХVП век - кризис Московского царства.

ТЕМА 3. ХVШ ВЕК В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ.

            РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Европа на пути модернизации общественной и духовной жиз­ни. Характерные черты эпохи Просвещения.

Причины и особенности модернизации в России. Реформы Петра I. Бюрократизация системы государственного управления. Рос­сийский абсолютизм. Эпоха Екатерины П - время просвещенного аб­солютизма в России. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Помещичьи и крестьянские хозяйства конца ХVШ в. Начало кризиса феодально-крепостнической системы.

ТЕМА 4. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ. ПРОТИВОРЕЧИЯ

                                  РАЗВИТИЯ

Построение индустриального общества и социально-политиче­ские процессы в Западной Европе.

Россия в первой половине ХIХ века. Становление индустриаль­ного общества в России: общее и особенное.

Александр I: сущность и судьба реформаторского курса. М.М.Сперанский. Восстание декабристов и его последствия. Пробле­ма реформ и революций в российской истории.

«Великие реформы» Александра П: предпосылки и причины отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. Реформы (земская, городская, судебная, военная, просвещения) и их послед­ствия.

Контрреформы Александра Ш. Противоречивость социально-экономического развития России в пореформенный период.

Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в.

Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.

 

 

ТЕМА 5. РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА:

               МЕЖДУ РЕФОРМОЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация обще­ственных процессов.

Россия в условиях буржуазной модернизации (кон. ХIХ в. - нач. ХХ в.).Объективная потребность индустриальной модернизации. С.Ю.Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина: причины, сущность, последствия.

Изменения политической системы России в ходе революции 1905-1907 гг. Государственная дума — первый опыт российского пар­ламентаризма. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях Первой мировой войны и общественного кризиса.

Победа Февральской революции 1917 г. Двоевластие. Проблема выбора пути исторического развития. Причины прихода к власти пар­тии большевиков в октябре 1917 г.: оценка современной историогра­фии. 

ТЕМА 6. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

                         (нач. 20-х — кон. 30-х гг.)

Гражданская война и интервенция, их результаты и послед­ствия. Русская эмиграция. Экономическая и политическая обстановка в стране в нач. 20-х гг. НЭП: сущность, основные цели, перспективы. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последс­твия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Уси­ление режима личной власти И.Сталина. Сопротивление сталинизму.

 

      ТЕМА 7.  СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПЕРИОД ВТОРОЙ

           МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ

                НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1939-1953 гг.)

Международные отношения накануне Второй мировой войны. СССР во второй половине 30-х гг.

Советско-германское сближение в оценке советской историо­графии. Великая Отечественная война. Цена и уроки победы над фа­шизмом во Второй мировой войне. Идеологическая и военная поляри­зация послевоенного мира. Причины и истоки «холодной войны». Со­циально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура СССР и внешняя политика в послевоенные годы.

ТЕМА 8. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ

НАЧАВШЕЙСЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ    РЕВОЛЮЦИИ

                             (50-80-е гг. ХХ столетия)

 

Попытки осуществления политических и экономических ре­форм. Противоречивый характер социально-экономической политики Н.С.Хрущева. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Информационное общество и советская модель «развитого социализ­ма». Гонка вооружений и ее последствия. «Разрядка» международной напряженности: достижения и просчеты.

 

 

ТЕМА 9. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО

    РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х годов.

          КРАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Мировое сообщество в условиях развивающейся научно-тех­нической революции. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г., ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Становление новой российской государственности (1993 г.-нач. ХХI в.). Россия на пути радикальной социально-экономической мо­дернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

Ш. СЕМИНАРЫ

ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ

                        ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

 

1.Образование древнерусского государства. Киевская Русь в IХ-ХП вв.

2.Складывание и укрепление Российского централизованного государства. Московское царство в ХIV-ХVI вв.

3.Формирование абсолютной монархии. Государственная дея­тельность Петра I и Екатерины П.

4. Эволюция государственного строя России в ХIХ в.

 

Л и т е р а т у р а

Алексеев, Ю.Г. Государь всея Руси /Ю.Г. Алексеев. - Новосибирск:  Нау­ка,1991.

Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ ХVШ в./Е.В.Анисимов.-М.:Наука,1998.

Горский, А.А. Москва и Орда /А.А.Горский. - М.: Наука,2000.

Гумилев, Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории /Л.Н.Гу­милев. - М.: Айрис-пресс, 2002.

Павленко, Н.И. Петр Великий /Н.И.Павленко. - М.: Мысль, 1994.

Платонов, С.Ф. Очерки истории Смуты в московском государстве ХVI-ХVП вв. /С.Ф.Платонов. - М.: Памятники исторической мысли, 1995.

Скрынников, Р.Г. Крест и икона: Церковь и государство IХ-ХVП вв. /Р.Г.Скрынников. - СПб., 2000.

 

 

ТЕМА 2.  КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-

            ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

                                     (IХ-ХIХ вв.)

1. Социально-сословная структура русского общества в эпоху феодализма.

    2. Закрепощение крестьян, его этапы и сущность.

 

3. Вступление России на путь буржуазной модернизации. Ре­формы 60-70-х гг. ХIХ в.

4.Возникновение товарно-денежных отношений. Особенности российской экономики и социальной структуры на рубеже ХIХ-ХХ вв.

 

Л и т е р а т у р а

Буржуазия и рабочие России во второй половине ХIХ-начале ХХ в.-Иваново: ИвГУ, 1994.

Корнилов, А.А. Курс истории России ХIХ в./А.А.Корнилов.-М.:Наука,1993.

Троицкий, Н.А. Лекции по русской истории ХIХ в./Н.А.Троицкий.-Саратов,1994.

Эйдельман, Н.Я. «Революция сверху» в России/Н.Я.Эйдельман.-М.:Книга,1989.

 

ТЕМА 3. РОССИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ И РЕФОРМ

                               (конец ХIХ в. - 1917 г.)

1. Первая буржуазно-демократическая революция в России, ее причины и этапы.

2. Эволюция политической системы Российской империи в на­чале ХХ в. Государственная дума.

3. Две попытки «революции сверху» (С.Ю.Витте, П.А.Столы­пин).    

4.От февраля 1917 г. до Октябрьских событий 1917 г. Выбор пути.

 

Л и т е р а т у р а

Аврех, А.Я. Царизм накануне свержения/А.Я.Аврех.-М.:Наука,1991.

Думова, Н.Г. История политических партий России: учебник для студентов вузов/Н.Г.Думова.-М.:Высшая школа,1994.

 

ТЕМА 4.   ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-

   ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ

                                (20-30-е гг. ХХ в.)

1. Становление советской власти. Гражданская война.

2. Россия в условиях НЭПа.

3.Преобразование страны в ходе первых пятилеток, последствия

форсированной индустриализации и массовой коллекти­визации.

4.Сталинизм. Формирование тоталитарного государства в СССР.

Л и т е р а т у р а

Бордюков, Г.А. «Военный коммунизм»:ошибки или «проба почвы»/Г.А.Бордюков, В.А.Козлов.-М.,1999.

Волкогонов,Д.Триумф и трагедия. Политический портрет И.С.Стали­на/Д.Волкогонов.-М.,1990.

Очерки истории Советского государства.-М.,1991.

 IV. ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. «Норманнская теория» и дискуссия о происхождении Древнерусского государства.

2. Принятие христианства на Руси и его последствия.

3. Русь и Орда. Ордынское влияние на Русь.

4. Начало становления Московского княжества. Иван Калита.

5. Иван Грозный и его эпоха. «Избранная рада». Опричнина.

6. Россия накануне и в годы Смуты.

7. Петр I - «великий реформатор» или «злой гений» России (портрет на фоне эпохи)?

8. Россия в первой половине ХIХ в. М.М.Сперанский.

9. Буржуазные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. и их значение.

10.  Общественное движение в России ХIХ в.

11. Россия в условиях буржуазной модернизации (кон. ХIХ-нач. ХХ вв.). С.Ю.Витте, П.А.Столыпин.

12.  1917 г. в судьбе России.

13. Проблемы истории гражданской войны. Политика «военного коммунизма».

14. Советское общество в 20-30-е гг. Цена форсированной модернизации.

15. Вторая мировая война и Великая Отечественная война.

16. Десятилетие политической «оттепели». Н.С.Хрущев.

17.Общественно-политические перемены в 1985-1991 гг. Феномен «перестройки». Распад СССР.

 

V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Всемирная история: учебник/Под ред.Г.Б.Поляка и А.Н.Марковой.-М.:ЮНИТИ,1997.

Зуев, М.Н. История России: учебник/М.Н.Зуев.-М.:Высшая школа,

2007.

История Отечества: люди,идеи,решения: Очерки истории России IХ-нач.ХХвв./Сост. С.В.Мироненко.-М.:Политиздат,1991.

История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций/Под ред.А.А.Радугина.-М.:Центр,2002.

Кириллов, В.В. История России: учебное пособие/В.В.Кириллов.-М.:Юрист,2007.

Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в3 кн..-М.:Мысль,1993.

Мунчаев, Ш.М. История России: учебник/Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов.-М.: Издательство НОРМА,2002.

Орлов, А.С. История России: учебник/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.-М.:Проспект,2005.

Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории/С.Ф.Платонов.-Ростов/Д:Феникс,2002.

Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций/Л.И.Семенникова.-М.:Интерпрайс,-1994.

История России с древнейших времен до ХVШ века: хрестоматия/Сост. Т.А.Кейфман.-Иваново:ИГТА,2007.

Культура русского народа IХ-ХVП вв.(древнерусские города и поселения,быт,обычаи,костюм):хрестоматия/Сост.,вступ.ст., коммент.О.А.Кузнецовой;авт.-сост., ил., прил.В.Л.Соловьев Иваново:ИГТА,2007.

 



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)