V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
12 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ивановская государственная текстильная академия» (ИГТА)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Методические рекомендации и рабочая программа для студентов I курса заочной формы обучения
Иваново 2008 Методические указания по курсу «Отечественная история» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, включают рекомендации по написанию контрольных работ, тематику семинаров и рефератов, список литературы и контрольные вопросы для самопроверки. Могут быть использованы студентами, самостоятельно изучающими историю по ускоренной программе. Составитель канд. ист. наук, доц. Т.А.Кейфман Научный редактор канд. ист.наук, доц. О.А.Кузнецова
I.РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ Изучение отечественной истории составляет важную часть образования современного специалиста. В.О. Ключевский, авторитет которого как историка в общественном сознании сейчас очень высок, писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться.» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли истории.-М.,1968.-С.332.) Учебный план предусматривает изучение истории студентами I курса всех специальностей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования. В соответствии с ГОСом основные задачи преподавания и изучения истории в технических вузах это: - не только расширение и углубление общей и гуманитарной культуры личности, но и гуманизация ее мышления, образа жизни; - не только получение и усвоение минимума исторических знаний, но, что гораздо важнее и труднее, формирование исторического сознания, дающего возможность свободной социальной ориентации; - приобретение не только навыков работы с историческими источниками, но и опыта объективного научного анализа и умения дать непредвзятую оценку историческим событиям и деятелям. Студенты-заочники (для них в первую очередь предназначены данные методические указания) в течение семестра должны прослушать курс лекций, подготовиться к семинарским занятиям, написать одну контрольную работу и сдать экзамен по курсу «Отечественная история». Во время осенней установочной сессии преподаватели помогают студентам выбрать тему письменной контрольной работы, сообщают основные требования к ее выполнению. Контрольная работа (реферат) выполняется студентами на основе тщательного изучения литературы как по общей, так и по специально рекомендованной теме. Объем контрольной работы должен составлять не менее 20 страниц ученической тетради или 15 страниц формата машинописного листа. Работу надо писать четко, разборчиво на пронумерованных страницах, оставляя поля для заметок рецензента. На первой странице тетради указываются тема работы и план. План составляется студентом самостоятельно и должен включать введение, 3-5 вопросов и заключение. Пункты плана вносятся затем в текст в виде наименований разделов работы, или указывается только номер вопроса плана. Во введении дается обоснование тематического выбора, краткий историографический обзор, в основной части - изложение материала; в заключении - основные выводы по проблеме, самостоятельно сформулированные автором контрольной работы. Изложение материала должно идти строго по плану. Следует раскрыть основные вопросы темы, показав при этом знание и понимание изучаемой литературы. Если в тексте приводятся цитаты, цифры и другие справочные материалы, то необходимо давать ссылки на источник в соответствии с требованиями к библиографии. Примеры для библиографического описания документов (для подстрочных примечаний) приведены ниже. Книга или брошюра Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.-М.:Мысль,1993.-С.40. Статья из журнала Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и первый его правитель//Вопросы истории.-1991.-№1.-С.124. При записи подряд нескольких библиографических ссылок из одного и того же документа приводятся слова «там же» и указываются соответствующие страницы. В повторных ссылках на одну работу данного автора основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускаются и заменяются словами «Указ.соч.», «Цит.соч.» и указывается номер страницы, например: Карамзин Н.М. Записи о древней и новой истории России и ее политическом и гражданском отношениях.-М.:Наука,1991.-С.17. В повторной ссылке: Карамзин Н.М. Указ.соч.-С.21. В конце работы помещается список использованной литературы, включающий только те работы, на которые есть ссылка в тексте. Библиографическое описание (книг, статей) дается так же, как указано выше, но без указания страниц. Контрольная работа может быть зачтена (при соблюдении всех других требований) при наличии ссылок не менее чем на три источника. Работа может оцениваться по пятибалльной системе или пометками «Зачтена», «Не зачтена», «К защите». Последняя означает, что студент-заочник должен защитить работу в ходе устного собеседования с преподавателем. Положительная оценка или оценка «Зачтена» дает допуск к зачету или экзамену по курсу «Отечественная история». Кроме контрольной работы студент-заочник обязан до сессии по графику консультаций пройти собеседование по избранной теме, прослушать обзорные лекции, подготовиться к семинарским занятиям во время установочной сессии и сдать зачет. Для того чтобы студент мог проверить себя и лучше сориентироваться в историческом материале, в методических указаниях предложены четыре варианта тем для семинарских занятий, вопросы для итогового контроля, тесты для самоконтроля. Основная самостоятельная работа студентов заочного факультета приходится на изучение ими исторической литературы. Именно поэтому методические указания содержат обширный список литературы: учебных пособий, справочников, статей в исторических и других журналах. В результате изучения курса «История» студент должен: - иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и знать их хронологию; - знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; - уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
П. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Сущность, формы и функции исторического знания. Мировой исторический процесс: единство и многообразие. Типы цивилизаций, их взаимодействие и взаимосвязь. Современные методологии изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы. Цели и задачи курса «Отечественная история». Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особое. ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Взаимоотношения Древней Руси с кочевниками и Византией. Занятия, быт и культура, особенности социального строя Руси. Этапы развития, этнокультурные и социально-политические процессы становления Киевской Руси. «Норманнская теория» происхождения государственности и ее критика. Принятие христианства. Распространение ислама. Политическое устройство и социальный состав русского общества в Х-ХI вв. Эволюция восточно-славянской государственности в период феодальной раздробленности. Крупнейшие политические центры и их судьба в ХШ-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимоотношений. ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА в ХIV-ХVП вв. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Возвышение Москвы. Особенности формирования единого государства. Предпосылки формирования самодержавных черт государственной власти. Иван IV: альтернативные пути социально-политического развития России. Реформы «Избранной рады». Опричнина: причины, сущность, последствия. Формирование сословной организации общества. Смутное время. Церковь и государство. Особенности и основные задачи экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. ХVП век - кризис Московского царства. ТЕМА 3. ХVШ ВЕК В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ. РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения. Причины и особенности модернизации в России. Реформы Петра I. Бюрократизация системы государственного управления. Российский абсолютизм. Эпоха Екатерины П - время просвещенного абсолютизма в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Помещичьи и крестьянские хозяйства конца ХVШ в. Начало кризиса феодально-крепостнической системы. ТЕМА 4. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ. ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ Построение индустриального общества и социально-политические процессы в Западной Европе. Россия в первой половине ХIХ века. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Александр I: сущность и судьба реформаторского курса. М.М.Сперанский. Восстание декабристов и его последствия. Проблема реформ и революций в российской истории. «Великие реформы» Александра П: предпосылки и причины отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. Реформы (земская, городская, судебная, военная, просвещения) и их последствия. Контрреформы Александра Ш. Противоречивость социально-экономического развития России в пореформенный период. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.
ТЕМА 5. РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: МЕЖДУ РЕФОРМОЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Россия в условиях буржуазной модернизации (кон. ХIХ в. - нач. ХХ в.).Объективная потребность индустриальной модернизации. С.Ю.Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина: причины, сущность, последствия. Изменения политической системы России в ходе революции 1905-1907 гг. Государственная дума — первый опыт российского парламентаризма. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях Первой мировой войны и общественного кризиса. Победа Февральской революции 1917 г. Двоевластие. Проблема выбора пути исторического развития. Причины прихода к власти партии большевиков в октябре 1917 г.: оценка современной историографии. ТЕМА 6. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ (нач. 20-х — кон. 30-х гг.) Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Русская эмиграция. Экономическая и политическая обстановка в стране в нач. 20-х гг. НЭП: сущность, основные цели, перспективы. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти И.Сталина. Сопротивление сталинизму.
ТЕМА 7. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1939-1953 гг.) Международные отношения накануне Второй мировой войны. СССР во второй половине 30-х гг. Советско-германское сближение в оценке советской историографии. Великая Отечественная война. Цена и уроки победы над фашизмом во Второй мировой войне. Идеологическая и военная поляризация послевоенного мира. Причины и истоки «холодной войны». Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура СССР и внешняя политика в послевоенные годы. ТЕМА 8. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ НАЧАВШЕЙСЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (50-80-е гг. ХХ столетия)
Попытки осуществления политических и экономических реформ. Противоречивый характер социально-экономической политики Н.С.Хрущева. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Информационное общество и советская модель «развитого социализма». Гонка вооружений и ее последствия. «Разрядка» международной напряженности: достижения и просчеты.
ТЕМА 9. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х годов. КРАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Мировое сообщество в условиях развивающейся научно-технической революции. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г., ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Становление новой российской государственности (1993 г.-нач. ХХI в.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Ш. СЕМИНАРЫ ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
1.Образование древнерусского государства. Киевская Русь в IХ-ХП вв. 2.Складывание и укрепление Российского централизованного государства. Московское царство в ХIV-ХVI вв. 3.Формирование абсолютной монархии. Государственная деятельность Петра I и Екатерины П. 4. Эволюция государственного строя России в ХIХ в.
Л и т е р а т у р а Алексеев, Ю.Г. Государь всея Руси /Ю.Г. Алексеев. - Новосибирск: Наука,1991. Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ ХVШ в./Е.В.Анисимов.-М.:Наука,1998. Горский, А.А. Москва и Орда /А.А.Горский. - М.: Наука,2000. Гумилев, Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории /Л.Н.Гумилев. - М.: Айрис-пресс, 2002. Павленко, Н.И. Петр Великий /Н.И.Павленко. - М.: Мысль, 1994. Платонов, С.Ф. Очерки истории Смуты в московском государстве ХVI-ХVП вв. /С.Ф.Платонов. - М.: Памятники исторической мысли, 1995. Скрынников, Р.Г. Крест и икона: Церковь и государство IХ-ХVП вв. /Р.Г.Скрынников. - СПб., 2000.
ТЕМА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ (IХ-ХIХ вв.) 1. Социально-сословная структура русского общества в эпоху феодализма. 2. Закрепощение крестьян, его этапы и сущность.
3. Вступление России на путь буржуазной модернизации. Реформы 60-70-х гг. ХIХ в. 4.Возникновение товарно-денежных отношений. Особенности российской экономики и социальной структуры на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Л и т е р а т у р а Буржуазия и рабочие России во второй половине ХIХ-начале ХХ в.-Иваново: ИвГУ, 1994. Корнилов, А.А. Курс истории России ХIХ в./А.А.Корнилов.-М.:Наука,1993. Троицкий, Н.А. Лекции по русской истории ХIХ в./Н.А.Троицкий.-Саратов,1994. Эйдельман, Н.Я. «Революция сверху» в России/Н.Я.Эйдельман.-М.:Книга,1989.
ТЕМА 3. РОССИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ И РЕФОРМ (конец ХIХ в. - 1917 г.) 1. Первая буржуазно-демократическая революция в России, ее причины и этапы. 2. Эволюция политической системы Российской империи в начале ХХ в. Государственная дума. 3. Две попытки «революции сверху» (С.Ю.Витте, П.А.Столыпин). 4.От февраля 1917 г. до Октябрьских событий 1917 г. Выбор пути.
Л и т е р а т у р а Аврех, А.Я. Царизм накануне свержения/А.Я.Аврех.-М.:Наука,1991. Думова, Н.Г. История политических партий России: учебник для студентов вузов/Н.Г.Думова.-М.:Высшая школа,1994.
ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ (20-30-е гг. ХХ в.) 1. Становление советской власти. Гражданская война. 2. Россия в условиях НЭПа. 3.Преобразование страны в ходе первых пятилеток, последствия форсированной индустриализации и массовой коллективизации. 4.Сталинизм. Формирование тоталитарного государства в СССР. Л и т е р а т у р а Бордюков, Г.А. «Военный коммунизм»:ошибки или «проба почвы»/Г.А.Бордюков, В.А.Козлов.-М.,1999. Волкогонов,Д.Триумф и трагедия. Политический портрет И.С.Сталина/Д.Волкогонов.-М.,1990. Очерки истории Советского государства.-М.,1991. IV. ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. «Норманнская теория» и дискуссия о происхождении Древнерусского государства. 2. Принятие христианства на Руси и его последствия. 3. Русь и Орда. Ордынское влияние на Русь. 4. Начало становления Московского княжества. Иван Калита. 5. Иван Грозный и его эпоха. «Избранная рада». Опричнина. 6. Россия накануне и в годы Смуты. 7. Петр I - «великий реформатор» или «злой гений» России (портрет на фоне эпохи)? 8. Россия в первой половине ХIХ в. М.М.Сперанский. 9. Буржуазные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. и их значение. 10. Общественное движение в России ХIХ в. 11. Россия в условиях буржуазной модернизации (кон. ХIХ-нач. ХХ вв.). С.Ю.Витте, П.А.Столыпин. 12. 1917 г. в судьбе России. 13. Проблемы истории гражданской войны. Политика «военного коммунизма». 14. Советское общество в 20-30-е гг. Цена форсированной модернизации. 15. Вторая мировая война и Великая Отечественная война. 16. Десятилетие политической «оттепели». Н.С.Хрущев. 17.Общественно-политические перемены в 1985-1991 гг. Феномен «перестройки». Распад СССР.
V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Всемирная история: учебник/Под ред.Г.Б.Поляка и А.Н.Марковой.-М.:ЮНИТИ,1997. Зуев, М.Н. История России: учебник/М.Н.Зуев.-М.:Высшая школа, 2007. История Отечества: люди,идеи,решения: Очерки истории России IХ-нач.ХХвв./Сост. С.В.Мироненко.-М.:Политиздат,1991. История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций/Под ред.А.А.Радугина.-М.:Центр,2002. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие/В.В.Кириллов.-М.:Юрист,2007. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в3 кн..-М.:Мысль,1993. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник/Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов.-М.: Издательство НОРМА,2002. Орлов, А.С. История России: учебник/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.-М.:Проспект,2005. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории/С.Ф.Платонов.-Ростов/Д:Феникс,2002. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций/Л.И.Семенникова.-М.:Интерпрайс,-1994. История России с древнейших времен до ХVШ века: хрестоматия/Сост. Т.А.Кейфман.-Иваново:ИГТА,2007. Культура русского народа IХ-ХVП вв.(древнерусские города и поселения,быт,обычаи,костюм):хрестоматия/Сост.,вступ.ст., коммент.О.А.Кузнецовой;авт.-сост., ил., прил.В.Л.Соловьев Иваново:ИГТА,2007.
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |