Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нелегальная публицистика декабристов



2019-12-29 693 Обсуждений (0)
Нелегальная публицистика декабристов 0.00 из 5.00 0 оценок




Неудача ряда попыток организации собственных журналов, неудовлетворенность сузившимися воз­можностями легальной пропаганды и все более усиливавшийся революционный дух декабристской идеологии побудили наиболее решительных декаб­ристов стать на путь нелегального издания тайных программных документов, а также публицистики «малых форм». Декабрист М.С.Лунин признался на следствии, что в 1819 году он приобрел для нужд общества «литографический станок, новейшего в то время изобретения, и приспособленный для переписывания писем». Таким образом, декабристы начали то дело, которое продолжил А.И.Герцен, создавший «Полярную звезду» и «Колокол», замечательные издания бесцензурной русской печати. Но многого сделать декабристам не удалось - без цензуры от­печатана была только «Зеленая книга» - устав Союза Благоденствия, а также «Воззвание к сынам Севера», не дошедшее до нас публицистическое произведение.

Главной формой декабристской нелегальной про­паганды стали переписывавшиеся от руки и в та­ком виде ходившие в обществе произведения. «Нам только и можно лакомиться что рукописным, а пе­чатное так черство, так сухо, что в горло не лезет», - писал близкий в те годы к декабристам П.А.Вяземский.

Одним из зачинателей «рукописной словесности» стал только что вышедший из лицея А.С.Пушкин. Через несколько лет в своем «Послании цензору» Пушкин писал, что кто хочет

Осмеивать закон, правительство иль правы,

Тот не подвергнется взысканью твоему,

Тот не знаком тебе, мы знаем почему, -

И рукопись его, не погибая в Лете,

Без подписи твоей разгуливает в свете.

Пушкин поплатился за свою стихотворную публи­цистику ссылкой на юг. С 1820 г. он лишен был возможности принимать участие в общественной жизни северной столицы - как раз тогда, когда в идеологии декабристов происходили знаменатель­ные перемены. Именно об этом времени пишет ре­акционер Ф.Ф.Вигель: «Я видел, как прежний ро­зовый цвет либерализма стал густеть и к осени [1820 г.] переходить в розово-красный». Созревание революционных идей не замедлило отразиться в не­легальной публицистике. Время надежд на рефор­мы прошло. Декабристы поняли, говоря словами Пушкина, что

царь-отец

Рассказывает сказки.

Нелегальная стихотворная публицистика Пушки­на была первым звеном в цепи произведений «ру­кописной словесности», в ней еще есть надежды на реформы, хотя протест против самодержавия и крепостничества звучит с огромной силой. Другие произведения нелегальной публицистики, последо­вавшие за стихами Пушкина, свидетельствуют, что нелегальная публицистика приобрела революцион­но-республиканский характер.

В 1820 году по Петербургу с быстротой молнии распространилось известие о волнениях в гвардей­ском Семеновском полку. Через несколько дней бы­ла обнаружена прокламация - обращение Семе­новского полка к Преображенскому, которая не на шутку встревожила придворные круги.

До сих пор неизвестно, кто был автором прокла­мации. Страстное разоблачение царской власти и на­дежд на царя заставляет предположить, что авто­ром прокламации был один из тех декабристов, кто уже в это время голосовал за уничтожение царской власти. «Честно истребить тирана, - решительно провозглашает автор, - и вместо него определить человека великодушного, который бы всю силу бед­ности народов мог ощутить своим сердцем и достав­лять средства к общему благу».

Взгляды, изложенные в прокламации, очевидно, долго вынашивались; строгая последовательность мысли, продуманность и завершенность критики и призывов заставляют думать, что распространялись прокламации во время волнений в Семеновском полку не случайно. В полном соответствии с дека­бристскими взглядами автор прокламации опасался народной революции, считая, что только дворяне-офицеры с подчиненными им войсками могут со­вершить переворот в России. Войска, по мысли ав­тора, должны арестовать всех высших чиновников в Петербурге и в губерниях и поставить на их ме­сто представителей армии. Верховную власть будет осуществлять выдвинутый армией «законоуправитель».

Бесстрашие мысли и решительность предложений, обращение к солдатским массам, народный язык, расчет на миропонимание солдата - все это делает прокламацию крупным памятником публицистики времени декабристского движения.

Целям декабристской пропаганды служила и фор­ма катехизиса. Декабристы-публицисты учли, что этот необычный «жанр», служивший церкви для вдалбливания народу религиозных догм, благодаря своей вопросно-ответной форме дает возможность «разложить» сложные понятия на ряд простейших. Поэтому, по словам К.Ф.Рылеева, «такими сочи­нениями удобнее всего действовать на умы народа».

Один из виднейших декабристов - С.И.Мура­вьев-Апостол - совместно с М.П.Бестужевым-Рюминым написал революционную прокламацию «Православный катехизис», который широко рас­пространялся в 1825 году во время восстания в Черниговском полку. Размноженный в довольно большом количестве экземпляров полковыми писа­рями, «катехизис» ходил по рукам далеко за пре­делами Василькова, где квартировал полк; его чи­тали даже в Киеве. Учитывая религиозные чувства солдат, авторы прокламации искали доказатель­ства необходимости революционного переворота не только в экономическом и политическом состоянии России, но и в христианском вероучении.

«ВОПРОС: Для чего же русский народ и русское воинство-несчастно?

ОТВЕТ: Оттого, что цари похитили у них свободу.

ВОПРОС: Стало быть, цари поступают вопреки воле божией?

ОТВЕТ: Да, конечно, бог наш рек: бол[ьш]ий в вас да бу­дет вам слуга, а цари тиранят только народ.

ВОПРОС: Должны ли повиноваться царям, когда они по­ступают вопреки воле божией?

ОТВЕТ: Нет!..

ВОПРОС: Какое правление сходно с законом божиим?

ОТВЕТ: Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равны­ми...

 ВОПРОС: Стало быть, бог не любит царей?

ОТВЕТ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притесните­ли народа, а бог есть человеколюбец...

ВОПРОС: Что же, наконец, подобает делать христолюби­вому российскому воинству?

ОТВЕТ: Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христиан­ского... ополчиться всем вместе против тиранства и восстано­вит!) веру и свободу в России.

А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь».

Конечно, составители прокламации понимали, что в священных книгах можно найти и прямо противо­положные цитаты, но они считали, что в таком виде призыв к восстанию против царя и крепостничества будет более доходчив, и не ошиблись. Вместе с тем такие аргументы говорят и о слабости авторов про­кламации, не захотевших или не сумевших приве­сти более близкие солдатам жизненные доказатель­ства враждебности самодержавия и крепостниче­ства народу.

Публицистический характер поэзии декабристов особенно ярко выявился в знаменитых агитацион­но-сатирических песнях, создававшихся в 1823 - 1824 гг. К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым-Марлинским. «Критика оружием» самодержавно-крепостниче­ского строя, освященного церковью, - вот основная идея агитационной поэзии декабристов-публицистов. И она нашла живой отклик не только в среде дека­бристов, но и проникла в солдатские массы.

«Хотя правительство всеми мерами старалось истребить сии песни, где только могли находить их, - писал брат А.А.Бестужева декабрист Н.А.Бе­стужев, — но они были сделаны в простонародном духе, были слишком близки к его состоянию, чтобы можно было вытеснить их из памяти простолюди­нов, которые видели в них верное изображение сво­его настоящего положения и возможность улучше­ния в будущем... Рабство народа, тяжесть притес­нения, несчастная солдатская жизнь изображались в них простыми словами, но верными красками.»

Действительно, Рылеев и Бестужев нарисовали глубоко правдивую картину крестьянской жизни, ко­торая приводила к выводу о необходимости реши­тельных революционных перемен в России:

 

Ах, тошно мне

И в родной стороне;

Всё в неволе,

В тяжкой доле,

Видно, век вековать?

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями,

Как скотами,

Долго ль будут торговать?

По две шкуры с нас дерут:

Мы посеем, они жнут;

И свобода

У народа

Силой бар задушена.

А что силой отнято,

Силой выручим мы то.

И в приволье,

На раздолье

Стариною заживем.

 

Используя мотивы народных песен, их строй, образность, язык, Рылеев и Бестужев создали об­разцы публицистической поэзии, проникнутой духом народного творчества, верно рисующей картины на­родной жизни и с революционной смелостью зову­щей в бой. Рылеев и Бестужев показали себя в нелегально распространявшихся песнях подлин­ными мастерами стихотворной публицистики.

Нелегальная публицистика декабристов - важная составная часть их пропагандистской деятельности. Именно здесь наиболее отчетливо раскрываются их взгляды на центральные проблемы жизни России; именно здесь ярчайшим образом запечатлена их ре­шимость бороться да конца против самодержавно-крепостнического строя, за счастье и свободу народа,

Идеи декабристов, начавшие победное шествие в легальных журналах конца 10-х годов XIX в. и окончательно оформленные и раскрытые в нелегальной публицистике начала 20-х годов, перед са­мым восстанием 1825 года вышли на страницы де­кабристских альманахов.

 

 

«Под политической печатью».

 Альманахи декабристов

В 1821 году последняя из ранних декабристских организаций - Союз Благоденствия - была распу­щена, и наиболее решительные ее члены приступи­ли к организации Северного и Южного обществ, программы которых постепенно приобретали революционно-республиканские черты. Среди членов Северного общества были выдающиеся литераторы-декабристы К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев-Марлинский, В.К.Кюхельбекер. Именно в годы деятель­ности Северного общества они создали свои лучшие произведения, каждое из которых - и в этом осо­бенность декабристской литературы и критики - было насыщено политическими мотивами, каждое из которых несло публицистический заряд большой взрывчатой силы.

Период высшего подъема движения декабристов, связанный с деятельностью Северного общества (1823-1825), ознаменовался новыми чертами их журнально-публицистического творчества. Дека­бристов, продолжавших участвовать в «Сыне отече­ства» и «Соревнователе», давно уже не удовлетво­ряли значительно сузившиеся возможности ис­пользования этих журналов в пропагандистских целях. «Сын отечества» Греча в начале 20-х годов отошел от постановки политических проблем, и де­кабристы могли выступать там только с литературно-критическими материалами. Здесь была опубли­кована известная статья К.Ф.Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». «Соревнователь» в 20-х годах, позиция которого оставалась просветительской, также не давал возможно­сти широко поставить легальную пропаганду.

«Недостаток благородного, честного журнала с каждым годом становится ощутительнее», - пи­сал в это время К.Ф.Рылеев П.А.Вяземскому. Но в силу цензурных условий декабристы не имели возможности создать собственный журнал. Поэто­му с 1823 года они приступили к изданию альма­нахов, для организации которых не надо было испрашивать разрешения цензуры (хотя каждая книжка контролировалась обычным порядком). 

Альманахи А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева «По­лярная звезда» и «Мнемозина» В.К.Кюхельбеке­ра и В.Ф.Одоевского стали ведущими декабрист­скими легальными изданиями, которые в художе­ственных и литературно-критических произведениях пропагандировали политические идеи. В этих альманахах, особенно в «Полярной звез­де», нашла наиболее полное воплощение литератур­но-публицистическая программа декабристов, кото­рая была сформулирована еще в уставе Союза Благоденствия — «Зеленой книге». Наряду с уча­стием во всех сферах общественной жизни члены Союза Благоденствия, как указывалось в «Зеленой книге», достигают своих целей «изданием повременных сочинений..., сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека». Для литератора-декабриста «истинно изящное есть все то, что возбуждает в нас высокие и к добру ув­лекающие чувства». С другой стороны, «описание предмета или изложение чувства, не возбуждаю­щего, но ослабляющего высокие помышления, как бы прелестно оно ни было, всегда недостойно дара поэзии».

Свое понимание этой программы Н.И.Гнедич выразил так: «Перо пишет, что начертается на серд­цах современников и потомства. Им писатель сра­жается с невежеством наглым, с пороком могучим, и сильных земли призывает из безмолвных гробов на суд потомства». И литературная программа Со­юза Благоденствия, и слова Гнедича свидетельст­вуют о неразрывном единстве, о взаимопроникнове­нии художественного и публицистического начал в произведениях декабристов. В любом своем произ­ведении декабристы были публицистами, поэтому-то Н.А.Бестужев видел основную особенность художественного творчества Рылеева в том, что он преследует политические цели: «...постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечествен­ников чувствования любви к отечеству, зажечь же­лание свободы».

Имя Рылеева сделалось широко известным пос­ле опубликования им в 1820 г. на страницах «Нев­ского зрителя» послания «К временщику». Поэт-декабрист, метивший во всесильного Аракчеева, все­гда в своем творчестве был художником и публици­стом:

О, как на лире я потщусь того прославить,

 Отечество мое кто от тебя избавит!

 

Твои дела тебя изобличат народу:

 Познает он, что ты стеснил его свободу,

 Налогом тягостным довел до нищеты,

Селения лишил их прежней красоты...

Тогда вострепещи, о временщик надменный!

 Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В том же 1820 году единство поэзии и публици­стики продемонстрировал в своем программном стихотворении «Поэты» Кюхельбекер:

В руке суровой Ювенала

Злодеям грозный бич свистит

И краску гонит с их ланит,

И власть тиранов задрожала.

«Я не поэт, а гражданин», - сказал о себе Ры­леев, и к этому могли присоединиться все литера­торы-декабристы. Любое их произведение было проникнуто политическими идеями, художественное произведение становилось пропагандистским высту­плением, орудием общественной борьбы.

«Полярная звезда», лучший альманах декабри­стов, выходил в Петербурге по одной книжке в год в 1823-1825 гг. Идея издания была выдвинута на собрании декабристов, происходившем у Рылеева.

Вокруг «Полярной звезды» сосредоточились не только декабристы-литераторы, но и все выдающие­ся писатели 20-х годов. Кроме самих декабристов, в нем печатали свои произведения Пушкин, Гри­боедов, Вяземский, Баратынский, Д.Давыдов, Дель­виг, Крылов, Жуковский и др. Бестужев и Рылеев так подбирали произведения для альманаха, чтобы читатель получил книжку не только лучших произ­ведений литературного года, но и почерпнул бы в них передовые идеи времени. Каждое стихотворе­ние или очерк, повесть или статья так или иначе помогали воспитанию читателя в декабристском ду­хе, и в этом заключается значение «Полярной звез­ды». Декабристы считали альманах своим органом и всячески способствовали его распространению. Тираж его был огромным для того времени - он достигал полутора тысяч.

 «Полярная звезда» отличалась строгостью отбора материала. Каждое произведение так или иначе «ра­ботало» на декабристов, даже если оно принадле­жало перу писателей недекабристского круга. Изда­тели альманаха выработали строгие принципы составления книжек. Роль передовой отводилась лите­ратурно-критическим обзорам А.А.Бестужева.

Основа обозрений Бестужева - краткие, но выра­зительные характеристики этапов истории русской литературы, общественно-политических условий ее развития, оценки творчества писателей и их важней­ших произведений. Буквально в нескольких словах Бестужев умел показать отличительные особенности творчества писателя.

Рассматривая литературные явления с декабри­стских позиций, Бестужев неизменно пропагандиру­ет творчество тех литераторов, произведения кото­рых созвучны декабристским идеям.

«Гром отдаленных сражений одушевляет слог ав­торов, - писал о характере современной литерату­ры А.А.Бестужев, - и пробуждает праздное вни­мание читателей… и под политической печатью сло­весность кружится в обществе». Уделяя огромное внимание произведениям на исторические темы, переносясь в эпохи борьбы за свободу, декабристы заявляли, что цель этих исторических произведений «обнаруживается в приноровлении, которое может сделать сам читатель».

Определяя направленность творчества Рылеева, А.А.Бестужев писал, что его цель - «возбуждать доблести сограждан подвигами предков».

Особенно явственно «политической печатью» от­мечены речи и монологи героев, которые были ха­рактерны для декабристской литературы и несли главный публицистический заряд.

Такие речи-монологи были почти всегда важней­шей составной частью рылеевских дум. Вот монолог Рогнеды из одноименной думы, напечатанной в «Полярной звезде»:

Впервые днесь ропщу... Увы!

Почто губителя отчизны

Сразить не допустили вы

И совершить достойной тризны!

С какою б жадностию я

На брызжущую кровь глядела,

С каким восторгом бы тебя,

Тиран, угасшего узрела.

Обширную речь героя вводит А.А.Бестужев-Марлинский в свою повесть «Роман и Ольга», пове­ствующую о борьбе вольного Новгорода за свою независимость от московского князя:

«Вольные местичи вольного Новагорода!.. Вам предлагают купить мир - временною уступкою прав своих и вечным стыдом родины. Граждане! разве не испытали вы, что уступки становятся чужим пра­вом? разве серебряным лезвием отразили предки булат Андрея Боголюбского? - Наш колокол не дает спать в Кремле Василию: заснем ли мы под грозою?., или нет в Новегороде сердец новогород­ских, или не стало мечей, или мы разучились вла­деть ими?»

О каких бы событиях истории ни шла речь в про­изведениях декабристов, под прозрачной маской историзма читатель угадывал, что это - обраще­ние к сегодняшнему дню, что устами исторических героев говорят с читателем декабристы, проповедуя свои идеи. Призыв к восстанию, к решительной борьбе с угнетением и несправедливостью - вот пафос творчества декабристов-литераторов и публи­цистов.

К «Полярной звезде» в 1824 году присоединилась «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоев­ского. Этот альманах издавался в Москве че­тыре раза в год объемистыми книжками боль­шого формата. Уже внешний вид альманаха и его периодичность говорили о журнальном характере «Мнемозины».

Здесь печатались произведения А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, П.А.Вяземского. Грибоедов опубликовал в «Мнемозине» своего «Давида», в котором воспевается победа над Голиафом - победа свободы. Борьбе двух братьев - республиканца и тирана - посвя­щен отрывок из трагедии Кюхельбекера «Аргивяне». Кюхельбекер в «Мнемозине» активно поддержал критику дворянского общества, раздавшуюся со страниц «Полярной звезды». Дополняя характери­стики, данные Бестужевым, Кюхельбекер в своем фельетоне «Земля безглавцев» создал сатирическую картину дворянского общества. Характеризуя жи­телей фантастической страны Акефалии (Земли безглавцев), Кюхельбекер показывает, что «нормальное» воспитание там состоит в отпиливании го­ловы и вытравливании сердца. Но люди, над которыми проделали эти «воспитательные операции», вовсе не теряют светских качеств. При таком воспи­тании сохраняется остроумие и красноречие, «быст­рота и легкость в разговорах», - а что еще надо для светской беседы, в которой «они все твердят одно и то же». Важен для этого общества и еще один результат такого воспитания: «Избавившись от голов и сердец, акефалийцы получают ненасыт­ную страсть к палочным ударам, которые состав­ляют их текущую монету». Таков дворянин - акефалиец, безголовое остроумие которого сочетается с приверженностью к палочному правлению. Сарка­стический смех над светским обществом завер­шается в фельетоне резким обличением: «Безглавцы омерзели мне по своему нелепому притворству: они беспрестанно твердят о головах, которых не имеют, о доброте своих сердец, которыми гнушают­ся. Получающие самые жестокие побои, ищу­щие их везде, где только могут, утверждают, что их ненавидят».

Декабристы создали литературу высокого гражданского пафоса, в которой постоянно звучала проповедь подвига во имя освобождения отечества от рабства и угнетения. Их творчество было публи­цистично, тенденциозно в лучшем смысле слова.

 

 

Заключение

Публицистическая деятельность декабристов обо­рвалась выстрелами на Сенатской площади. Реак­ция торжествовала: «Первые два выстрела рассея­ли безумцев с «Полярною звездою», Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами», - писал Н.М.Карамзин.

Мечта декабристов не сбылась, но я считаю, что их деятельность составляет важный период истории русской передовой публицистики. Продолжая традиции журналистов — просвети­телей XVIII века, наследуя публицистиче­скую направленность произведений Радищева, де­кабристы внесли свой заметный вклад в сокровищ­ницу публицистического мастерства. Прав был Кюхельбекер, утверждая, что декабристы научились «облекать полемику в ост­роумную одежду разговоров». На мой взгляд, работы, с которыми я познакомилась, - это достойный пример для подражания многим современным публицистам. Мне, как будущему журналисту, есть чему поучиться, ведь публицистика декабристов – это классика.

 

 

Список используемой литературы

1. А.Ю.Щербаков. Декабристы. Заговор против России, Нева, 2005г

2. Декабристы. Эстетика и критика, М., 1991г

3. Мемуары декабристов. Правда, 1988г

4. В.Г.Базанов. Очерки декабристской литературы. Пуб­лицистика. Проза. Критика. М, 1953г

5. А.Г.Цейтлин. Творчество Рылеева. М., 1955г

6. Декабристы. Поэзия. Драматургия. Проза. Публици­стика. Литературная критика. М.—Л., 1951г

7. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах. М., 1951г

8. Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1 Л., 1950г

 



2019-12-29 693 Обсуждений (0)
Нелегальная публицистика декабристов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нелегальная публицистика декабристов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)