Налоговая система России 1991-1998гг.
Переход экономики России на принципы рыночного хозяйствования выявил острую необходимость реформирования всей финансовой системы страны, и прежде всего — в налоговой сфере. Первые попытки структурных налоговых изменений, предпринимаемые в начале 1990-х гг., хоть и заменили ранее существовавшую советскую систему планового распределения прибыли предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов, но не решили (а в тех условиях тотальной нестабильности и не могли решить) основную задачу налоговой системы — учесть интересы всех субъектов экономических отношений6. Первыми законодательными актами, принятыми в рамках налоговых преобразований, были Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» и Закон РФ от 18.10,1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации». В декабре 1991 г. законами РФ, вводимыми в действие с 01.01.1992, был и утверждены НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц и другие налоги и пошлины. Изменения налоговой системы России в тот период были зафиксированы в Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы). Закон об основах налоговой системы впервые в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в ___________________ 6 Налоги и налоговая политика: учебник/ Пансков В.И.- М.: 2007-280с. действие новых налогов. Налоговую систему образовывала совокупность отношений по взиманию налогов, сборов, пошлин и других платежей в установленном законом порядке. В состав федеральных налоговв соответствии с Законом об основах налоговой системы вошли: · налог на добавленную стоимость; · акцизы на отдельные группы и виды товаров; · налог на доходы банков; · налог на доходы от страховой деятельности; · налог с биржевой деятельности (биржевой налог); · налог на операции с ценными бумагами; · таможенная пошлина; · отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; · платежи за пользование природными ресурсами; · подоходный налог (налог на прибыль с предприятий); · подоходный налог с физических лиц; · налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; · гербовый сбор; · государственная пошлина; · налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; · сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. К региональным налогамбыли отнесены: · налог на имущество предприятий; · лесной налог; · плата за воду, забираемую промышленными предприятиями · сбор на нужды образовательных учреждений Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложения, круг плательщиков, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. К местным налогамЗаконом об основах налоговой системы были отнесены: · налог на имущество физических лиц; · земельный налог; · налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; · налог на рекламу; · налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; · налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. НДС, акцизы, налог на доходы банков, налог от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, сборы за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний зачислялись в федеральный бюджет. Подоходный налог {налог на прибыль с предприятий) и подоходный налог с физических лиц выступали регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним в бюджеты разных уровней определялись при утверждении бюджета субъекта РФ. Гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, зачислялись в местные бюджеты. Для России 1990-х гг. были характерны общий высокий уровень налогового бремени, неоправданно большое количество налогов и сборов, неравномерное распределение налоговой нагрузки поотраслям экономики и отдельным налогоплательщикам, сложность и методическая необработанность законодательных норм и правил исчисления налогов, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для плательщиков и получателей налогов, нестабильность налоговых норм, приоритет ведомственных инструкций над законами, неоднозначность и расплывчатость отдельных принципиальных положений законов, введение налоговых норм задним числом, огромное количество дополнений и пояснений к официальным текстам законов, стойкое нежелание со стороны налоговых органов консультировать налогоплательщиков, низкая общая налоговая культура всех участников налоговых отношений. Устранить существующие недостатки можно было путем, создания единой законодательной и нормативной базы налогообложения, которая учитывала бы интересы всех субъектов налоговых отношений и служила платформой для строительства единой, логически цельной и согласованной системы налоговых платежей. Именно такие задачи ставились перед создателями Налогового кодекса РФ, первая часть которого была принята 31 июля 1998 г. Федеральным законом № 146-ФЗ. С точки зрения налоговой системы переходный период к рыночной экономике можно разделить на два этапа. Первый этап начался в 1991 г. принятием всех основных законов о налогах и завершился в 1998 г. Он характеризуется постоянными изменениями налогов в течение каждого календарного года, неожиданным и плохо обоснованным введением дополнений в налоговое законодательство, почти полным отсутствием научного прогнозирования последствий тех или иных законодательных решений. Экономика в этот период характеризуется значительным снижением всех социально-экономических показателей, включая инвестиции в основной капитал и объемы промышленного производства. Продукция промышленности сократилась почти в два раза. При этом спад производства не был структурным, а охватывал все отрасли. Дефолт августа 1998 г. усугубил экономическую ситуацию. Основные направления налоговой политики государства на первом этапеналоговой реформы: 1) снижение налогового бремени на отечественного товаропроизводителя; 2) перенос центра налогового давления с товаропроизводителей на потребителей продукции путем снижения прямых налогов через некоторое ужесточение косвенных налогов; 3) выравнивание налогообложения за счет отмены ряда налоговых льгот; 4) упрощение системы налогов и сборов; 5) ликвидация практики уплаты налогов бартерным методом и денежными суррогатами; 6) ограничение права представительных органов регионов и органов местного самоуправления в области федеральных налогов; 7) повышение собираемости налогов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1142)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |