Значение «Мира искусства» в качестве явления художественной культуры
Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX-XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы живописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960). Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства Сергея Павловича Дягилева (1872-1929) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно. «Мир искусства» открыл для русской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности финскую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэлитов и графика Обри Бёрдсли. Огромное значение для мастеров, объединившихся вокруг Бенуа и Дягилева, имело сотрудничество с литераторами-символистами. В двенадцатом номере журнала за 1902 г. поэт Андрей Белый опубликовал статью «Формы искусства», и с тех пор крупнейшие поэты-символисты регулярно печатались на его страницах. Однако художники «Мира искусства» не замкнулись в рамках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, свободной творческой личности [18]. Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка. Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.
Заключение Анализируя специфические проблемы социодинамики отечественной культуры и ее особенности, мы уже отмечали, что для российского общества в особенно сильной степени характерны циклические изменения. Такого рода изменения имеют место в каждой культуре, хотя и в разных масштабах. Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. В качестве варианта циклических изменений следует рассматривать инверсию, при которой социокультурные изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полюса культурных значений к другому. Инверсия может охватывать как духовные, так и политические изменения общественного бытия. Список используемых источников 1 Баткин Л.М. Пристрастия: Избранные эссе и статьи о культуре. М.: ТОО "Курсив - А", 2004. 2 Белый А. На рубеже двух столетий: Воспоминания. М.-Л.: Земля и фабрика, 2003. 3 Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М.: Просвещение, 2005. 4 Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 2007. 5 Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. 6 Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 2009. 7 Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России, 1900-1910 гг. М.: Наука, 2006. 8 История искусств: Отечественное искусство /Т.В. Ильина/. М.: Высшая школа, 2004. 9 История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда. М.: Прогресс - Литера, 2005. 10 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-Пресс,2007. 11 Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М.: Радикс, 2005. 12 Крыщук Н. Искусство как поведение: Книга о поэтах. Л.: Сов. писатель: Лениград. отд-е, 2009. 13 Культура русского модернизма. Статьи, эссе и публикации. М.: Наука, 2003. 14 Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 2007. 15 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры:. М.: Прогресс, 2004-2005. Т. 1-3 16 Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала ХХ века. М.: Искусство, 2001. 17 Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград: Изд-во Калин. ун-та, 2004. 18 Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже: 1908-1929. М.: Искусство, 2008. 19 Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад? Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 20 Пути и миражи русской культуры. СПб.: Северо-Запад, 2004. 21 Русская художественная культура второй половины XIX в. Картина мира / Под ред. Г.Ю. Стернина. М.: Наука, 2001. 22 Русская поэзия серебряного века: 1890-1917: Антология. М.: Наука,2003. 23 Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 2009. 24 Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 25 Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Современники о Дягилеве: Тт. 1-2. М.: Изобразит. иск-во, 2002. 26 Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина XIX в.). М.: Наука, 2005.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |