Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация налогового контроля



2019-12-29 807 Обсуждений (0)
Классификация налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство Финансов Российской Федерации

Всероссийская государственная налоговая академия

Реферат

По дисциплине: финансовое право

На тему:

«Налоговый контроль, понятие, виды и методы »

Выполнил: студент группы ЮЗ – 301

                                                                                                Кирюхина Е.А.

                                                                                                        Руководитель:

Москва 2008

Содержание:

 

План

Введение……………………………………………………………………………………..3

1. Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды…………………………5

2. Классификация налогового контроля…………………………………………………9

3. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля…………………………………………………………………………………16 

Заключение…………………………………………………………………………………..23

Список использованных источников………………………………………………………25

 

Введение

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно – экономических формаций, изменение функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[1]  

       Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти.

       Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющееся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общественных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

       К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расхождении средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполнятся неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

       Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков отдельной категории является ограниченным или каким – либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

 

 

Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды

Деятельность государственных органов в сфере налогообложения представляет собой разновидность государственного управления – процесса, имеющего цикличный характер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия. Поэтому налоговый контроль как один из этапов налогообложения есть разновидность государственного контроля, наряду с экологическим, пожарным, архитектурным, дорожным, санитарно-эпидемиологическим. Если быть точнее, налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля, включающего также бюджетный, валютный, банковский и некоторые иные виды контроля.

 Приоритетность налогового контроля как направления контрольной деятельности, в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию.

Налоговый контроль относится к типу финансово – хозяйственного контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц.

Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых правоотношений. При

этом различается налоговый контроль в широком и узком смысле.

Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль

государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению налоговых законопроектов, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов – за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы.

Налоговый контроль в узком смысле – это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль» употребляется в НК РФ.

Объект налогового контроляможноопределить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности.

Предметом налогового контроля, в первую очередь следует определить своевременность и полноту исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

Состав субъектов налогового контроля определяется ст.82 НК РФ, в соответствии с которой, к ним, прежде всего, относятся налоговые органы. контроль вправе налоговые органы. Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделены таможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должна осуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, они обязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях

налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другой необходимой информацией в целях исполнения задач

налогового контроля (п. 3 ст. 82 НК РФ). Проверки налогоплательщиков в отдельных случаях могут также осуществляться Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации некоторыми другими органами власти.

        Подконтрольными субъектами являются любые государственные и

муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в

налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.

       Главной целью налогового контроляявляется создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушения налогового законодательства или их число незначительно.

       К числу задач налогового контроля относятся:

· неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;

· обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);

· предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей. 

Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

1. налоговых проверок;

2. получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

3. проверки данных учета и отчетности;

4. осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5. в других формах, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушении законодательства. В настоящее время такая информация защищается в режиме налоговой тайны, которая является разновидностью конфиденциальной экономической информации.

Под формой налогового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных (проверочных) действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как надзор, ревизия и проверка.

Надзорпредполагает осуществление систематического наблюдения за деятельностью налогообязанных субъектов на предмет соблюдения последними положений законодательства о налогах и сборах.

Ревизия охватывает все (или почти все) стороны финансово – хозяйственной деятельности контролируемого субъекта, поэтому предполагает проведение комплекса контрольных мероприятий. 

Проверка поводится по определенному кругу вопросов посредствам исследования отдельных аспектов деятельности налогообязанных лиц.

Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства осуществления контрольной деятельности. Методы различают в зависимости от того, является он документальным или фактическими.

Документальный налоговый контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся исключительно в документах бухгалтерского (налогового) учета и отчетности.

Для документального налогового контролятипично использование таких методов, как:

· формальная проверка документов;

· арифметический счет;

· юридическая оценка финансово – хозяйственных операций;

· экономический анализ.

Фактический налоговый контрольпредполагает использование всех источников информации и доказательств, в том числе показание свидетелей, результатов обследования помещений и территорий, заключение экспертов и др.

Фактический налоговый контроль предусматривает использование таких методов как:

· учет налогоплательщиков;

· исследование документов;

· получение объяснений;

· осмотр (обследование) помещений (территорий) и предметов;

· инвентаризация;

· привлечение специалиста;

· экспертиза.

Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм и методов и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках кон контрольной деятельности. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.

Налоговый контроль следует определить как важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно.

Контрольные мероприятия жестко затрагивают права и свободы человека. Поэтому все аспекты налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы и методы финансового контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно даже сказать, процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятий придается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными по своей природе.

Налоговый контроль как вид государственно-управленческой деятельности носит властный характер. Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Налоговый контроль является также межведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной или организационной подчиненности.  

К принципам налогового контроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единство налогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность); объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налогового контроля и др.

Важное значение при определении принципов налогового контроля играет Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в г. Лиме (Перу) IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г.

 

Классификация налогового контроля

Классификация налогового контроляпо видам может быть осуществлена по различным основаниям.

1. В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово – хозяйственной операции выделяется:

– предварительный;

– текущий (оперативный);

–  последующий налоговый контроль.

Предварительный налоговый контрольпредшествует совершению проверяемых финансово – хозяйственных операций. Поэтому он позволяет предупредить нарушение законодательства о налогах и сборах. Предварительный контроль призван, кроме того, помочь налогоплательщикам в организации учёта и отчетности, и не нацелен на выявление нарушений законодательства о налогах и сборах. Предварительным, по сути, является внутренний налоговый контроль, осуществляемый в организациях.

Текущий (оперативный) контроль осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово – хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете. Примером оперативного контроля может служить контроль за деятельностью налогообязанных лиц, осуществляемый налоговыми постами.

Последующий контрольсводится к проверке финансово – хозяйственных операций за истекший период времени. Налоговый контроль этого вида осуществляется на основе исследования налоговых деклараций и отчетности, представляемых налогоплательщиками.

2. По объекту выделяются:

– комплексный;

– тематический.

Комплекснымявляется налоговый контроль, который охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов и сборов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

Тематический ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и т.п. Например, тематической может быть признана проверка по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость или акцизов.

3. по характеру выделяют:

– плановый;

– внезапный (внеплановый).



2019-12-29 807 Обсуждений (0)
Классификация налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация налогового контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (807)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)