Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физическая культура и спорт на пути реформ



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Физическая культура и спорт на пути реформ 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из основополагающих задач муниципальной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, как эффективного средства привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, их оздоровления, повышения уровня физического развития и профилактики правонарушений.

Переход к новой экономической формации в условиях новой России вызвал структурную перестройку всех сфер жизни людей. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта. По мнению ряда ученых, множество факторов и явлений способствуют ухудшению, а в ряде случаев – кризисному состоянию отдельных звеньев и организаций системы физической культуры и спорта.

Изучение всех групп связей и проявлений социального феноме­на физической культуры – общих, частных и конкретных – может создать, в конечном счете, наиболее полную картину объекта изучения физической культуры и научно обоснованную структуру оптимального развития и управления.

В этой связи особая роль принадлежит массовой физической культуре.

Массовая физическая культура подразумевает развитие физической культуры среди широких масс и различных групп населения, освоение ценностей физической культуры широкими слоями общества, она является существен­ным фактором, определяющим качество здоровья и поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.

К сожалению, в последнее десятилетие прошлого века из-за пло­хо продуманной политики, хронического отсутствия финансовых ресурсов и недостаточного внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный оздоровительный потенциал во многом был утерян.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г. подчерк­нуто, что одной из острых проблем является демографическая ситуация, для решения которой необходимо, в том числе снизить уровень смертности населения. В Послании отмечено, что «...результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом».

Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с помощью комплекса хорошо продуманных государственных мероприятий, воплощенных в системной про­грамме.

Осуществляя модернизацию экономики, Правительство Российской Федерации распоряжением от 29 октября 2002 г. № 1507-р включило развитие массовой физической культуры и спорта в число стратегических целей социальной политики государства, что нашло свое отражение в количественном росте государственных расходов и переходе к отраслевому принципу финансирования.

Решение этих комплексных задач предполагает, кроме исполь­зования чисто экономических инструментов, разработку моделей управления и организации сферы производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг через систему их стандар­тизации и сертификации, применение социально-экономических инструментов государственного и общественного регулирования, основанных на маркетинговых и других системах стратегического менеджмента.

Такой подход предусматривает целенаправленное осуществление государственной политики через реализацию государственных программ отраслевого развития на федеральном, территориальных и местных уровнях.

С развитием рыночных отношений роль государства в регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг становится дифференцированной, что выражается в применении различных методов прямого и косвенного воздействия (ценовых, налоговых, кредитных).

Особое место в политике государства по развитию физической культуры и спорта отводится территориальным государственным органам власти, которые обеспечивают деятельность учреждений спортивной направленности, используя различные финансовые механизмы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из сложившихся принципов разграничения расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федера­ции доля финансирования физической культуры и спорта из региональных бюджетов выше, чем из федерального бюджета, за счет имеющихся на конкретной территории спортивных сооружений и проведения различных спортивных мероприятий.

Исходя из изложенного можно отметить ведущую роль влияния бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в финансировании основных показателей физической культуры и спорта.

Анализ статистических данных за период с 2000 по 2008 г. свиде­тельствует об общей тенденции роста основных показателей развития физической культуры и спорта в стране. Численность занимающихся спортом с 11,8 млн. человек в 2000 г. выросла к 2008 г. на 6,7 млн. и составила 18,5 млн. человек(Приложение А).

Однако в настоящее время по этому показателю мы значительно отстаем от развитых стран, в которых физическими упражнения­ми на постоянной основе занимается до 60% населения, тогда как в Российской Федерации – только 15,0%.

Несовершенство государственного регулирования в физкультурно-спортивной сфере подтверждается заметным различием в пока­зателях количества занимающихся физической культурой и спортом по федеральным округам (Приложение Б). Например, в Приволжском федеральном округе это 16%, а в Южном федеральном округе – 11,3% от общей численности населения этих территорий.

Одним из факторов, обусловливающих столь низкие показатели, является недостаток специалистов, обеспечивающих этот процесс. Подобное положение дел в массовой физической культуре существовало всегда. Мы только должны более четко расставить акценты в управлении процессом, связанным с индивидуальными, самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Эти занятия нуждаются в чет­ком планировании, организации и других атрибутах управления. По существу, в этой ситуации тренеры, педагоги и организаторы – заочные консультанты, а руководит своей физкультурной деятель­ностью сам занимающийся.

Согласно прогнозу, для наиболее эффективной реализации функций физической культуры (социальной, экономической, оздо­ровительной) необходимо, чтобы в стране регулярно занима­лось физической культурой и спортом 30% населения. Такого уров­ня, по расчетам экспертов, мы можем достигнуть только к 2015 г. Поэтому из-за низкого процентного показателя занимающихся физической культурой и спортом (15%) в ближайшие годы будут оставаться невысокими и обеспеченность населения спортивными сооружениями, и размер выделяемых средств на развитие массо­вого спорта, так как существует зависимость этих нормативов от количества занимающихся физкультурой и спортом.

По данным статистики, за последние годы спортивные сооруже­ния страны способны единовременно принять более 5,5 млн. чело­век, что составляет одну пятую часть от утвержденного норматива пропускной способности. Уровень обеспеченности спортивными залами составляет только половину от необходимого количества, а бассейнами – и того меньше.

Приходится констатировать, что имеющегося в настоящее время в стране количества спортивных сооружений недостаточно для ре­ализации минимально необходимого объема двигательного режима населения и организации качественной учебно-тренировочной работы учреждений спортивной направленности.

Таким образом, сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и требующих неот­ложного решения:

— недостаточная вовлеченность населения в регулярные занятия физической культурой;

— несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;

— недостаточное количество профессиональных тренерских и врачебных кадров;

— отсутствие на государственном уровне активной пропаганды здорового образа жизни и внедрения общечеловеческих ценностей, включающих заботу о здоровье будущего поколения.

При этом эффективность сферы физической культуры и спорта возрастет, если она юридически будет оформлена в отрасль. Следует отметить, что согласно действующей в Российской Федерации клас­сификации отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) физическая культура и спорт являются составной частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» – это, естественно, снижает не только их значимость, но и потенциал раз­вития с вытекающими последствиями социально-демографической направленности.

Как уже было отмечено, услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного с учетом обеспечения доступности данного вида услуг для всех категорий населения.

По моему мнению, объектами государственного регулирования, способствующими развитию массовой физической культуры, в ближайшие годы должны стать:

1. Система государственных минимальных социальных стан­дартов, включающая в себя перечень общедоступных и бесплатных услуг учреждений физической культуры и спорта; нормативов обеспеченности спортивными сооружениями; нормативов охва­та занимающихся в школах высшего спортивного мастерства и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; нормативов кадрового обеспечения учреж­дений дополнительного образования спортивной направленности. Данная характеристика рассматриваемых услуг обусловливает их включение в понятие социальных услуг.

2. Разработка и внедрение нового спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества». Его доступность и система тестирования состояния физической подготовленности населения Российской Федерации позволят вовлечь в орбиту регулярных занятий физической культурой население разных воз­растов, а освоение ряда спортивных дисциплин комплекса можно рассматривать как один из факторов обеспечения безопасности жизни в чрезвычайных ситуациях.

3. Деятельность субъектов Российской Федерации по развитию массовой физической культуры в рамках разграничения полномо­чий между федеральными органами власти и местными органами государственной власти.

При этом их задачами становятся:

— разработка нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;

— принятие и реализация региональных и межмуниципаль­ных программ и проектов в области физической культуры и спорта;

—  деятельность муниципальных органов самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта.

Развитие физической культуры и спорта в муниципальных образованиях в первый период начала реализации федерального закона будет затруднено по следующим причинам:

— неготовность большинства городских и сельских поселений взять на себя финансирование инфраструктуры физкультурно-спортивной сферы в необходимых объемах, что отрицательно скажется на проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий и показателях вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом;

— недостаточная проработка механизма договорных отношений по организации работы по физической культуре и спорту между муниципальными образованиями различного уровня;

— отсутствие механизма решения вопросов обеспечения спор­тивной подготовки, выходящей за рамки массовой физической культуры, деятельности учреждений спортивной направленности системы дополнительного образования, отнесенных к компетенции муниципальных образований, поселений и округов.

4. Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физи­ческой культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 го­да» (далее – Программа).

Программой предусматривается создание условий для укрепле­ния здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев обще­ства к регулярным занятиям физической культурой и спортом; определены приоритеты развития массовой физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан.

Исходя из направленности задач финансовые ресурсы могут быть инвестированы в развитие и модернизацию:

— спортивной инфраструктуры и пропаганды здорового образа жизни;

— спорта высших достижений и систему антидопингового кон­троля (через финансирование научно-исследовательских работ);

— специализированной инфраструктуры.

Одна из основных особенностей Программы – непрерывная адаптация к потребностям россиян и в случае необходимости – ее оперативная корректировка. Эту задачу следует решать путем постоянного мониторинга удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры, а также расчета показателя степени вовлеченности граждан в физическую активность.

Таковы основные объекты государственного регулирования, которые в ближайшие годы будут играть главную роль в развитии массовой физической культуры. Однако без реализации всеми уровнями исполнительной власти определенных мер решение этой социальной задачи будет затруднено.

Определенные управленческие решения, по нашему мнению, должны быть направлены:

1) на федеральном уровне:

– на реализацию вновь принятого Федерального закона «О фи­зической культуре и спорте в Российской Федерации» и действу­ющей Программы;

– на разработку методических рекомендаций по организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий;

– на проведение семинаров-совещаний в регионах для специали­стов физической культуры различных структур;

– на совершенствование системы проведения общероссийского смотра-конкурса среди спортивных клубов по месту жительства;

2) на региональном уровне:

– на принятие необходимых изменений и дополнений в зако­нодательство субъекта Российской Федерации и решение вопро­са финансового обеспечения физической культуры и спорта;

– на принятие и реализацию региональных программ развития физической культуры и спорта;

– на разработку предложений развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях и в органах местного са­моуправления;

– на осуществление кадровой политики, направленной на повы­шение квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта;

3) на муниципальном уровне:

– на определение наиболее эффективной системы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании с учетом сложившейся практики, развития традиционных видов спорта, имеющейся материально-технической базы и необходимо­сти обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей жителей муниципального образования в занятиях физической культурой и спортом;

– на восстановление деятельности общественных физкультурно-спортивных клубов и спортивных клубов по месту работы за счет средств работодателя;

– на создание системы общедоступных массовых спортивных мероприятий;

– на проработку вопросов договорных отношений в сфере физиче­ской культуры и спорта между муниципальными образованиями различного уровня, создание межмуниципальных связей;

– на разработку и реализацию целевой муниципальной (меж­муниципальной) программы развития физической культуры и спорта;

– на принятие мер к повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта.

Данная деятельность должна осуществляться на принципах программно-целевого управления и предусматривать возможность финансовой поддержки не только государством, но и предприни­мателями.

Только на основе системного подхода с учетом всех составля­ющих состояния физической культуры можно наметить комплекс мер, реализация которых позволит наиболее оптимально обеспечить условия для развития на территории муниципальных обра­зований массовой физической культуры и спорта, детско-юноше­ского спорта и с наименьшими издержками преодолеть проблемы структурных реформ.



2019-12-29 220 Обсуждений (0)
Физическая культура и спорт на пути реформ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физическая культура и спорт на пути реформ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)