Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Характер героев в повести Б.Горбатова «Непокоренные»



2019-12-29 2367 Обсуждений (0)
Глава 3. Характер героев в повести Б.Горбатова «Непокоренные» 4.75 из 5.00 4 оценки




 

      Центральной идеей повести является изображение геройства обычных людей. Как должны вести себя в оккупации советские люди? Казалось бы, никаких сомнений: в партизаны и в подпольщики, как Степан и Настя! Но автор не дает такого легкого выбора главному герою. Тарас Яценко – человек духовно богатый, но не сразу приходящий к пониманию смысла совершающегося. Образ старого рабочего – несомненная удача писателя, стремившегося создать подлинно народный характер. С большим искусством передает Горбатов духовную эволюцию героя.[4, c.145]

         В самом начале Тарас не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому когда внук взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, Степан ответил: «Нас это не касается».

         «Не касается» не потому, что ему все равно, кто будет хозяйничать в городе. Нет. Просто Тарас находится во власти представления о том, что его это обойдет стороной. Об этом говорят все детали: плотно закрытые ставни, закрытая дверь, гробовая тишина в доме. Особенно ярко это вырисовывается в том, что хозяин увлеченно, я бы даже сказал, безумно увлеченно делает свои замки и засовы, словно бы пытаясь от кого-то закрыться, заслониться.

         Следующую стадию духовной эволюции героя писатель непосредственно связывает с тем противоречием, которое рождено присущей советскому человеку жаждой   дела и невозможностью работать по приказу оккупантов.[4, c.149]

         Психологически тонко ведет писатель подготовку к изображению окончательного перелома в жизни своего героя.

         Поход с тачкой по пыльным степным дорогам в поисках неразоренных деревень стал для Тараса новым этапом приобщения к народной борьбе. То, что увидел Тарас на дорогах – тысячи людей с тачками и санками, бредущих в надежде обменять свой скарб на продукты, чтобы не умереть с голоду, костры в ночной степи, разговоры, полные ненависти к врагу и веры в победу, - все это помогло ему достигнуть глубину народного горя и меру народного величия. Образ этой военной дороги драматичен, эмоционально напряжен. Как и многие другие образы романа он символичен. Это символ народного горя и несгибаемой силы народного сопротивления.

        «Тачки, тачки, тачки – насколько хватало глаз, одни тачки да спины, согбенные над ними. Спины и тачки – больше ничего не было, словно то была дорога каторжников. Скрипя и дребезжа, катились тачки по камням и тащили за собой людей, измученных, потных, черных от пыли. Казалось, это не люди идут, а сами тачки с прикованными к ним человеческими руками…»[4, c.150]

        Автор не стал ставить в центр повествования предателей. В центре произведения – нравственно чистые,  русские люди, красота их души, еще ярче выявившаяся в тяжелейших испытаниях войны. Кульминацией духовного взлета Тараса стала его встреча со старшим сыном, Степаном. И снова его сын не такой, каким он себе его представлял. Степан – глава подпольщиков, которые ищут добровольцев для разведки и точечных ударов по фашистам. Автор симпатизирует Степану. Писатель не говорит нам, что, пока все сражаются, он сидит в подполье. Наоборот, показывает, насколько важен для партизан Степан и как он поднимает дух людей, побуждая их к тайному сопротивлению.

      Какое Тарас испытывает чувство, видя Степана, чувство гордости, радости за такого сына, такое же чувство гнева и презрения Тарас испытывает к своему второму сыну-Андрею. Вот в этот момент Тарасу и приходиться пожалеть о своем неучастии в жизни и воспитании сыновей. Но если Степан смог вырасти сам патриотом Родины, то Андрею нужна была помощь отца, которую он не получал. Вот и открылись глаза Тараса, когда он понял, какое Андрей доставил семье горе.             

     Андрей пришел домой осенним вечером, одетый в чужую крестьянскую свитку, худой и бородатый, чужой и колючий. “Папка пришел, значит, наши в городе?” – спрашивала дочка Андрея. Нет, ошиблась Марийка. Избавившись от гитлеровского плена, Андрей решил переждать войну, уйти в сторону. “Мы тебя не таким ждали, - сурово заявил ему отец. – Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожидание”. И Тарас “вырубил его из своей души”.

      Суровые слова отца будто сдернули пелену с глаз Андрея, которому до того казалось, что он обрел мирную гавань, что в годину, когда все на земле пошатнулось, лишь родной дом остался неизменным. Упала пелена, и он увидел седую голову жены, понял ожесточение и горечь отца, и нужду, что хозяйничала в хате, и скоро разглядел, какую непримиримую “не на живот, а на смерть” борьбу ведут с врагом и отец, и сестра, и маленький племянник. Андрей решил было идти на завод, но отец запретил ему. Он заставил сына понять, что есть у сына только один путь – снова в армию, снова к оружию. Это был единственный путь домой, и Андрей это понял.

       Другую загадку загадала отцу Настя. Тарас видит, как затаилась от него дочь. Почему она молчит? О чем думает? К чему стремится?

       Вздыхает старый Тарас: “Незнакомое племя!” Не было у него веры в стойкость таких, как Настя. “Где уж им! На папашины деньги учились, горя не видели, с Александром Яковлевичем Пархоменко в поход не хаживали, почем хунт лиха, не знают”. Тарас придирчиво присматривался к Насте и ее подругам. Какой путь изберет его дочь? Терзался отец и не знал, что девушка нашла этот путь раньше, чем он сам, и мужественно идет трудной дорогой подпольщицы. В ней как бы нашел воплощение измененный временем облик комсомолки гражданской войны. О таких поэт М. Светлов писал:

                                              Наши девушки ремешком

                                             Подпоясывали шинели,

                                            С песней падали под ножом,

                                           На высоких кострах горели.[3, c.163-164]

     Изображение нового поколения  не прерывается на Насте, автор ведет ее и далее – к образу Леньки. Этот мальчик полон энергии и сил бороться с немцами. Он луч света в этом царстве жестокости и насилия. Этот мальчишка знает все, что делается в городе. Кто первый говорит Тарасу, что немцы в городе и что немцы убегают? Мальчик тянется к знаниям, к новым для себя открытиям, ему недостаточно уметь читать, считать и писать, нет, ему нужно большее, но он все равно отказывается идти в фашистскую школу. Ленька - это то поколение, за которое находится в подполье Степан, ходит по стране Тарас, умирает на виселице Настя. 

        Конец произведения устремлен в будущее. Наша армия разбивает немца на всех фронтах. Тарас и жители освободили город. Домой на костылях возвращается младший сын Тараса Никифор. Он чувствует себя не усталым, больным солдатом, а жадным, нетерпеливым строителем: “Эх, работы сколько! Работы! А костыли что ж? Костыли скоро долой! И задымим. Будьте любезны!” Андрей воевал вместе с армией и получил медаль “За отвагу”.  

Образы повести «Непокоренные» не оставили равнодушными современников: по мотивам повести в 1945 г. на Киевской киностудии был снят кинофильм «Семья Тараса» (режиссер - Марк Донской). Фильму был присужден Главный приз Золотая медаль МКФ в Венеции-46.

В одном из небольших кинотеатров Лос-Анжелеса близ Голливуда демонстрировался советский фильм «Семья Тараса» («Непокоренные»). Прошло два года после окончания войны, и притихшие зрители, среди которых было немало выходцев из России, взволнованно следили за событиями в украинском городке, оккупированном фашистами. И в тот момент, когда на экране крупным планом появилось сосредоточенное лицо подпольщика Степана Яценко, в зале послышались громкие рыдания. Седая женщина небольшого роста, не сдерживая слез и не отрывая глаз от экрана, кричала: «Степан... это же мой сын Даниил! Я его не видела и ничего не знала о нем долгих семнадцать лет!». [5]

Опера «Семья Тараса» принадлежит к числу наиболее ярких советских героико-патриотических опер. Именно в 1942 г. Дмитрий Кабалевский вместе с либреттистом С. Цениным задумал написать оперу «Семья Тараса». Первая редакция оперы, законченная в 1947 г. и в том же году представленная в Москве, была подвергнута критике. Вторую редакцию композитор закончил к 1950 г. В новом виде «Семья Тараса» была поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, а затем обошла большинство советских и ряд зарубежных оперных сцен. Леонид Баратов (режиссер-постановщик) был удостоен Сталинской (Государственной) премии за постановку в театре имени Кирова оперы "Семья Тараса" Д. Кабалевского (1952 г. ). Критики особо отмечали образ Насти – символ юности, веры, силы и любви. [5]

 

 

Глава 4. Гоголевские традиции в “Непокоренных”

 

         Прочитав книгу Б. Горбатова “Непокоренные”, я задумался, что автор хотел нам показать этой книгой? Он описывал беспримерный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. В этой книге Горбатов учил, как жить, как понимать свой гражданский долг, как быть честным и сильным. В это трудное время не только солдаты были героями, но и простые люди, живущие в городах и деревнях под немцем, не щадили себя.

         Название повести с предельной точностью выражает ее идею. Это книга о духовной силе, несгибаемости, непобедимости народа. “Непокоренные”- это повесть о том, как шла борьба за души людей, не по своей воле оказавшихся в оккупации. Выиграть эту борьбу было не просто, но еще сложнее было решиться на эту борьбу. А кто решался (таких было большинство), до последнего стояли на защите своей страны и городов.

         В своих поисках стиля, интонации повествования Горбатов не случайно, а вполне продуманно опирался на гоголевскую традицию, традицию повести “Тарас Бульба”. Его сближает с Гоголем сознательная установка на изображение героического подвига, совершаемого человеком из глубин народной жизни, сближает высокий речевой стиль, пронизывающая повествование лиричность.[4, c.169]

         Бесспорна близость основных образов к повести Гоголя. Но разве это дает основания говорить о нескромности автора или его подражательности Гоголю? Только на первый взгляд эта символика кажется прямолинейной. Вчитайтесь внимательнее, и вы увидите за символическими образами новизну содержания. Горбатов в создании их идет от реальной действительности своего времени. Кажущаяся традиционность образов становится средством оттенить новизну характеров.

            Но важно подчеркнуть и другое – перекличка с Гоголевскими образами открывает возможность раскрыть глубже героичность русской души, исторические корни, ее питающие.

         Только посмотрев на имена героев, можно увидеть, что они перекликаются с Гоголевскими, Тарас (и тут и там), Андрей (у Гоголя - Андрий), Степан (Остап у Гоголя). Но если посмотреть на сюжетную линию, то можно увидеть много  общего с Гоголевским «Тарас Бульба»:  Андрей разочаровал своего отца своим уходом из казачьего войска (то есть можно сказать, предал родину, как Андрий), как фашисты  казнили Настю (враги убили жену Тараса). В отличие от Гоголя, самое важное для Горбатова было утверждение красоты, благородства нравственного мира  русского человека.            

        Не всем критикам правильно была понята эта связь горбатовской повести с гоголевской традицией. Если Б.Соловьеву признание этой связи не мешало оценить повесть как произведение новаторское (“Звезда”, 1948, № 10), то Ю.Лукин не понял смысла этой переклички с Гоголем. Он писал: “Может быть, несколько нескромно такое нарочитое подчеркивание предпочитаемой близости своих героев, хотя бы по именам, с героями Гоголя”.[4, c.170]       

       Горбатов и сам хотел подчеркнуть эту похожесть своего произведения с Гоголевским. В самом конце есть диалог, который вторым (после имен) навел меня на мысль о связи с «Тарасом Бульба»: “У Степана вдруг радостно защемило в горле. “Что за отец у меня! Что за старик!” Он с любовной гордостью посмотрел на отца, почувствовал себя его сыном и услышал, как глубоко-глубоко в этой земле шумят корни его рода.

       - Хорошего мы с тобой рода, отец! – весело засмеялся он. – Казацкого!

       Старик удивленно просмотрел на сына.

       - Мы не казацкого, с чего ты взял? Не казацкого – рабочего. И прадед твой рабочий был, и дед, и дядья. Вся фамилия наша – рабочая.

        Но Степан весело обнял его за плечи:

        - Казацкого, казацкого! Ты не спорь, отец!”[1, c.116]

        Так ощущает герой Горбатова неразрывность свою с дорогим прошлым родного народа.

        Повесть “Непокоренные” стала заметным событием в советской литературе, она послужила своеобразным ориентиром и для других художников в развитии темы народа в Великой Отечественной войне. Напечатанная сначала в “Правде”, в “Комсомольской правде”, в журнале “Октябрь”, она вышла затем в 1943 году отдельным изданием с тиражом 500 тысяч экземпляров. Только за время войны повесть выдержала двенадцать изданий. И это красноречиво говорило о том, что народ признал и полюбил эту честную и мужественную книгу, написанную Борисом Горбатовым, писателем, который от начала и до конца своего творческого пути был писателем-бойцом, журналистом-бойцом, человеком-бойцом. И поныне его слово остается в боевом строю.[1, c.12] 

                                                             

                                                         

    

 

Заключение

 

Проследив жизненные вехи и творчество Б.Горбатова, можно  резюмировать:

1. Борис Горбатов не сразу выбрал путь прозаика, вначале писал стихи, после нелестного отзыва В.Маяковского понял, что поэзия не его стезя

2. Писательская профессия началась с газетных заметок и статей

3. Б.Горбатов – автор произведений разных жанров: статей, заметок, рассказов, повестей

4. Главная идея его произведений – отражение геройских будней современников

5. Произведения Б.Горбатова получали неоднозначную оценку критиков

 

Проанализировав повесть «Непокоренные», можем определить особенности этого произведения:

1. Повести по праву присуждена Премия. Здесь нет, рисовано трагичных картин, нет пафосности, столь присущей военной прозе 20 века 

2. Произведение не оставило равнодушным современников: по сюжету книги снят кинофильм М.Донским, Д.Кабалевским написана опера

3. В центр повествования нравственно чистые, русские люди, патриоты

4. Прообразами «Непокоренных» послужили реальные лица

5. Сюжет, изложенный автором, на самом деле имел место в истории Донабасса в годы Великой Отечественной войны

6. Особенность композиции повести: анафорические повторы (заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы), подчеркивающие неразрывность глав «Непокоренных», автор сковывает их, как цепью

7. Можно провести параллели между героями «Непокоренных» и «Тарас Бульба» Н.Гоголя: сюжет, герои, идея

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Горбатов. Б. Непокоренные. Москва, Профиздат, 1985. 223с.

2. Карпова В. Чувство времени. Очерки творчества Б.Горбатова. Москва, Художественная литература, 1970. 270с.

3. Коган А. Уроки памяти. Литературно-критические очерки. Москва, Художественная литература, 1989. 476с.

4. Савельев С. А.. Воспоминания о Борисе Горбатове. Москва, Советский писатель, 1964. 494с.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Горбатов_Борис_Леонтьевич.

 

                                                                      

 

 

      



2019-12-29 2367 Обсуждений (0)
Глава 3. Характер героев в повести Б.Горбатова «Непокоренные» 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Глава 3. Характер героев в повести Б.Горбатова «Непокоренные»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)