Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Защита земельных прав, способы защиты земельных прав.



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Защита земельных прав, способы защиты земельных прав. 0.00 из 5.00 0 оценок




Провозглашенное в ст.2 Конституции РФ положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, находит подкрепление в нормах земельного права.

История развития земельных отношений в советский и постсоветский периоды претерпела значительные изменения, как по содержанию, так и по формам и титулам их обладания. Равным образом изменяются правовые формы и способы защиты земельных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Способы защиты земельных прав:

· Статья 59 ЗК РФ называет один из способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ. Признание права применяется в разрешении споров, связанных с защитой вещных прав. Наибольшее распространение оно получило при защите права собственности. Например, если лицо (гражданин или юридическое лицо) считает, что стало собственником земельного участка в силу приобретательной давности, то оно вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. При удовлетворении исковых требований право собственности возникает на основании решения суда, которое, в свою очередь, является юридическим основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на земельный участок.

Признание права осуществляется только судом путем вынесения соответствующего судебного решения. При этом данный способ может применяться как самостоятельно, так и в совокупности с иными способами защиты гражданских прав, установленных в ст. 12 ГК РФ.

В п. 2  статьи 59 ЗК РФ ФЗ от 21.07.2001 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является в качестве одного из оснований для государственной регистрации наличия права на недвижимое имущество называет судебное решение, вступившее в законную силу (п. 1 ст. 17). Правила вступления в силу решений судов и арбитражных судов устанавливаются гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством (ст. 209 ГПК РФ, ст. 180 АПК РФ). Судебное решение, установившее право на землю, в трехдневный срок направляется в учреждение юстиции по регистрации прав. Регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда (п. 1 ст. 28).

· Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих, право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения является, следующим способом защиты земельных прав.

   Статья 60 ЗК РФ раскрывает содержание способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ, применительно к земельным правоотношениям.

1) Правовые акты признаются недействительными судами общей юрисдикции и арбитражными судами по правилам, установленным процессуальным законодательством (гл. 24, 25 ГПК РФ, гл. 23, 24 АПК РФ). Подведомственность и подсудность споров определяется статьями гл. 3 ГПК РФ, гл. 4 АПК РФ.

Согласно ст. 3 ФКЗ от 21.07.94 "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд РФ может принять решение о признании правового акта не соответствующим Конституции РФ. В силу ст. 79 данного Федерального конституционного закона акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.

2) Самовольное занятие земельного участка предполагает пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. Собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). В таких случаях имеет место виндикационный иск, удовлетворение которого приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права (возврату земельного участка).

3) Перечень случаев, когда нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, является открытым. Один из таких законов - ГК РФ. Например, нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено в результате применения судом последствий недействительности сделок (ст. ст. 166, 167 ГК РФ), удовлетворения требования о возврате неосновательного обогащения (ст. 1103 ГК РФ) и т.п.

  Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) Признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст.61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) Приостановление исполнения неправомерных актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления производится соответствующими государственными или муниципальными органами в порядке, установленном законодательством и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3) В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.11.2002 N 833, Главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации, городов, районов и их заместители имеют, в частности, право выдавать предписания о приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, ведущихся с нарушением права юридических лиц и граждан на землю или создающих угрозу их нарушения.

4) О восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок.

· Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав (см. ст. ст. 12, 13 ГК РФ). Указанные положения гражданского законодательства и правила п. 1 ст.61 ЗК РФ основываются на ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Законом РФ от 27.04.1993 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлено, что к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (ст. 2).

Таким образом, в суд могут быть обжалованы как акты в широком смысле (действия и правовые акты), так и бездействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, если заявитель полагает, что соответствующий акт или бездействие не соответствует требованиям закона и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области земельных отношений.

Под действием в праве понимают юридический факт, который возникает по воле людей, т.е. является волеизъявлением, влекущий возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. В зависимости от соответствия или несоответствия праву действия подразделяются на правомерные (порождают правоотношения, субъекты которых наделяются позитивными правами и обязанностями) и неправомерные (являясь правонарушениями, влекут возникновение правоохранительных отношений, т.е. отношений ответственности, возлагающих на виновную сторону обязанность претерпеть неблагоприятные последствия).

Правовые акты могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

Нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Нормативные правовые акты классифицируются, в частности, в зависимости от вида субъектов нормотворчества, определяющего юридическую силу акта. Различаются, например, конституция и иные законы, принимаемые высшим представительным органом государственной власти или в результате референдума, а также подзаконные правовые акты - нормативные правовые акты президента, правительства, министерств, органов местного самоуправления.

Ненормативные (индивидуальные) правовые акты направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица. Они вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. В качестве примеров ненормативных правовых актов можно привести решения уполномоченных органов (в форме постановлений, распоряжений, решений и т.п.) о предоставлении земельного участка конкретному лицу, об изъятии определенного земельного участка и др.

И наконец, в суд может быть обжаловано неправомерное бездействие соответствующего органа или должностного лица. В теории права под бездействием понимают воздержание лица от совершения действия, пассивное правомерное или противоправное деяние. Как и действие, бездействие является юридическим фактом, возникающим в результате волеизъявления лица. Бездействие может быть правомерным, т.е. не нарушающим правовых норм, регулирующих отношения, в рамках которых совершается деяние в форме бездействия, или реализующим нормы права, специально рассчитанные на их реализацию субъектами правоотношений путем воздержания от совершения действий. В этих случаях бездействие порождает правоотношения, субъекты которых обладают позитивными правами и обязанностями.

  Возможно и бездействие, являющееся юридически индифферентным, например, в сфере общественных отношений, не регулируемых правом, или бездействие, хотя и совершаемое в рамках правовых отношений, но с которым не связаны те или иные юридические последствия. Данный тип бездействия правоотношений не порождает.

Бездействие, как и действие, может быть противоправным, т.е. социально вредным (а в уголовном праве - общественно опасным) деянием, выразившимся в несовершения общественно полезного действия, которое орган или лицо могли и должны были совершить в силу возложенных на них законом или иными правовыми актами юридических обязанностей. В таком качестве бездействие является элементом объективной стороны правонарушения, влекущего возникновение правоохранительных отношений, в частности, правоотношения юридической ответственности.

В зависимости от подведомственности дела признание недействительными неправомерных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления производится судом общей юрисдикции или арбитражным суд.

   В судах общей юрисдикции производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части осуществляется по правилам гл. 24, а по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих - гл. 25 ГПК РФ.

Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с гл. 23, а ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - гл. 24 АПК РФ.[1]

Целесообразно также иметь в виду, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Речь идет, например, о Европейском суде по правам человека - постоянно действующем суде, образованном государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 04.11.1950, в целях обеспечения соблюдения их обязательств по данной Конвенции.

 

Европейский суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все предусмотренные национальным законодательством средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Так, согласно ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам в России является Верховный Суд РФ. Поэтому гражданин Российской Федерации может обратиться со своим делом в Европейский суд лишь по прохождении этой инстанции и получении письменного отказа. Важно не пропустить 6-месячный срок для обращения в суд.[2]

 В соответствии со ст. 13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Один из таких способов - возмещение убытков.

Напомним, что под убытками понимают выраженные в денежной форме имущественные потери, возникшие у лица и находящиеся в причинной связи с неправомерным действием или бездействием другого лица. Согласно ст. 15 ГК РФ убытки могут возникнуть в двух формах: а) реальный ущерб, т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества; б) упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Возмещение убытков - это один из основополагающих принципов гражданского законодательства, в соответствии с которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа или органа местного самоуправления, а также действиями либо бездействием должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации либо муниципальным образованием.

Требования о возмещении убытков, причиненных государственным органом или органом местного самоуправления, являются гражданско-правовыми, хотя их основанием служат действия (бездействие) в сфере управления. В связи с этим при определении состава убытков, условий привлечения к ответственности, сроков исковой давности применяются ст. ст. 15, 1069, 1071 и иные статьи ГК РФ.

Убытки подлежат возмещению при наличии вины и доказанности их размера, причинной связи между убытками и незаконными действиями (бездействием) в сфере управления, в том числе незаконными актами причинителя вреда.

· Нарушением прав собственников земельных участков им могут быть причинены убытки, которые подлежат возмещению в полном объеме виновными лицами. Возмещается как реальный ущерб в имуществе, так и упущенная выгода (см. ст. 15 ГК РФ). В Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"  даны разъяснения понятий реального ущерба в имуществе и упущенной выгоды. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров.

 Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

В соответствии с названным Постановлением размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Минэкономразвития России и Минимуществом России.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитывается разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

 Разнообразие возможных нарушений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяет и ряд возможностей восстановления нарушенного права. Права на земельный участок как на имущественный объект относятся к субъективным гражданским правам, о способах защиты которых говорит ст. 12 ГК РФ. Одним из способов защиты является восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Таким восстановлением буду восстановление плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведение снесенных зданий, снос незаконно возведенных зданий, строений и сооружений и т.п. Конечно, принуждение к исполнению обязанности в натуре представляет значительные сложности, поэтому довольно часто вместо исполнения в натуре с виновного лица взыскивается возмещение убытков, включая расходы на восстановление прежнего состояния земельного участка.

 

· Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд обусловлено соблюдением гарантий интересов собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора. Заинтересованному лицу по его желанию вместо изымаемого земельного участка может быть предложен другой земельный участок. Таким образом, производится обмен одного участка на другой. К такому обмену должны применяться нормы ГК РФ о договоре мены (ст. ст. 567 - 571). Кодекс говорит о замене равноценным земельным участком изымаемого участка. Однако соблюдение этого правила не безусловно, поскольку при согласии сторон договора мены допускается обмен неравноценных товаров с доплатой стороне, предоставившей более ценный товар (см. ст. 568 ГК РФ). Собственнику земельного участка может быть предложено перемещение имеющихся на участке построек на предоставляемый другой земельный участок.

Изъятие земельного участка может произойти только после того, как будет возмещена стоимость жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемом участке. Кроме того, подлежит возмещению стоимость многолетних насаждений. До изъятия земельного участка в полном объеме должны быть возмещены убытки правообладателя согласно ст. 62 Кодекса.

 Уведомление собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков о предстоящем изъятии участка должно быть произведено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, не позднее, чем за год до предстоящего изъятия, как того требует п. 3 ст. 279 ГК РФ. До истечения года изъятие земельного участка допускается только с согласия правообладателя (п. 3 ст. 279 ГК РФ).

 Согласно ст. 280 ГК РФ собственник и после получения уведомления об изъятии земельного участка сохраняет все правомочия собственника - права владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он вправе осуществлять новое строительство, расширение и реконструкцию зданий и сооружений на земельном участке. Это право в соответствии со ст. 283 ГК РФ принадлежит и другим правообладателям. Кодекс говорит о расходах, понесенных собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на проведение и других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли. ГК РФ установлено, что все затраты и убытки в связи с указанными действиями могут быть отнесены на правообладателя. Кодекс более определенно говорит о том, что такие расходы возмещению не подлежат.

 При изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка у собственника, если он не пожелает бесплатно получить равноценный земельный участок, ему возмещается рыночная стоимость земельного участка.

 



2019-12-29 213 Обсуждений (0)
Защита земельных прав, способы защиты земельных прав. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Защита земельных прав, способы защиты земельных прав.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)