Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансово-экономическая основа местного самоуправления.



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Финансово-экономическая основа местного самоуправления. 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ.

♦ Понятие, виды и правовое регулирование экономической основы
местного самоуправления.

♦ Право органов местного самоуправления на создание предпри­ятиями, учреждениями и организациями, их отношения.

♦ Правовое регулирование финансовой основы местного само-
управления.

Задача: Городской муниципальный совет принял постановление об ут­верждении правил торговли на территории города, в котором установил, что графики работы всех магазинов в городе устанавливаются их руково­дителями по согласованию с начальником управления торговли админист­рация, а руководители наиболее крупных универмагов, универсамов, торго­вых домов, независимо от формы собственности, утверждаются главной городской администрации.

Прокомментируйте данное постановление городского совета. Кто яв­ляется собственником муниципального имущества и как осуществляется управление муниципальным имуществом?

 

 

Понятие, виды и правовое регулирование экономической основы местного

самоуправления.

Определение экономической основы местного самоуправления было сформулиро­вано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации». Согласно этому Закону, «Экономическую основу мест­ного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собствен­ность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образова­ния» (ст. 28).

Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная и иная собственность, служащая источником получения доходов для органов местного само­управления и удовлетворению потребностей населения соответствующего муниципаль­ного образования.

Органы местного самоуправления имеют право создавать в соответствии с законо­дательством предприятия, учреждения и организации любых организационно-правовых форм.

Принцип достаточности собственных средств есть непременное условие осуще­ствления местного самоуправления, что подтверждается и опытом зарубежных стран, в которых каждый муниципалитет имеет собственность, свои источники доходов в виде местных или четко фиксированной доли общегосударственных налогов. И хотя, как по­казывает практика последних лет, этих источников недостаточно для покрытия всех ме­стных расходов, тем не менее наличие собственной экономической основы является не­обходимой предпосылкой сохранения статуса самостоятельности органов местного са­моуправления.

Один из первых нормативно-правовых актов, уделивших непосредственное внима­ние этой проблеме - Указ Президента России «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», подписанный 22 декабря 1993г. Финансово-экономическая са­мостоятельность местного самоуправления рассматривается как условие жизнеспособ­ности местного самоуправления и гарантия эффективности его деятельности. В нем оп­ределены:

• состав муниципальной собственности;

• порядок формирования муниципальной собственности;

• право органов местного самоуправления в административном и судебном по­
рядке оспорить любое решение органов государственной власти, так или иначе
касающихся проблем деятельности местного самоуправления. Наиболее широкие возможности для формирования финансово-экономической основы дея­тельности органов местного самоуправления открыло принятие Гражданского
кодекса РФ, Федерального закона от 25 сентября 1997г. «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 июля 1998г. «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и му­ниципальных ценных бумаг». Эти нормативно-правовые акты закрепили осно­вы финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления.

Одной из важных составляющих экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность.

Она представляет собой достояние жителей соответствующей территории.

В соответствии с законом в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находя­щиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и иные финансово-кредитные организации, муниципальные жи­лищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здраво­охранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Муниципальная собственность на землю формируется путем безвозмездной пере­дачи органами государственной власти Российской Федерации и ее субъекта государст­венных земель, находящихся в границах территории, подведомственной органам мест­ного самоуправления, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» (п. 2 ст. 12) в общих чертах раскрыто содержание понятия «территория муниципального образования». Территорию муниципального образования составляют;

а) земли городских, сельских поселений, т. е. муниципальные земли;

б) прилегающие к ним земли общего пользования;

в) рекреационные зоны;

г) земли, необходимые для развития поселений.

Территория муниципального образования может включать и другие земли в грани­цах муниципального образования независимо от формы собственности и целевого на­значения.

К объектам муниципальной собственности в ходе реформы отнесены:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, нахо­дящихся в ведении соответствующего города (за исключением городов районного под­чинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

• жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных орга­нов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том чис­ле здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юри­дическим лицам, а также встроенно-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

• жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предпри­ятия, обслуживающие перечисленные объекты;

• объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в со­став имущества предприятий), городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслу­живание, содержание и ремонт указанных объектов;

• другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов госу­дарственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории со­ответствующих городов:

• предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

• оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-
технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и
объемов услуг указанных предприятий;

• учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансе­ров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хрониче­скими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образо­вания, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сель­ского хозяйства РФ.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслужи­вания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети), а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения РФ, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабо­чего снабжения.

Основным субъектом права муниципальной собственности Конституция РФ (ст. 130) определила население муниципального образования, которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. Это принципиальное положение полу­чило дальнейшее развитие в Гражданском кодексе РФ, в п. 1 ст. 215 которого субъекта­ми права муниципальной собственности объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. Таким образом, субъектами муниципальной собст­венности являются различные муниципальные (публично-правовые) образования в це­лом, а не их органы управления. Кроме того, подтверждена принципиальная установка на четкое разграничение государственной и муниципальной собственности.

Вместе с тем, от имени соответствующего муниципального образования - собст­венника - его правомочия могут осуществлять те или иные его органы, а также (по их специальному поручению и от их имени) юридические лица и граждане, что не делает их собственниками данного имущества.

Органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте в качестве юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятель­ным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. Ча­стью этого имущества - денежными средствами - они отвечают по своим обязательст­вам. При осуществлении ими правомочий собственника - муниципального образования - они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно иму­щество казны (средства соответствующего бюджета) составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим дол­гам.

В связи с этим муниципальное имущество делится на две части:

1) имущество, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное за му­ниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряже­ние;

2) средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципаль­ную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муници­пального образования (п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

С точки зрения интересов имущественного оборота, такое разделение муниципаль­ного имущества значимо, прежде всего, для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

Российское законодательство, определяя общие для всех участников имуществен­ных отношений нормы, относящиеся к праву собственности, устанавливает и особенно­сти. Эти особенности обусловлены тем, что население самостоятельно решает вопросы местного значения, владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственно­стью; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но могут быть наделены законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Среди особенностей участия муниципальных образований в гражданском обороте необ­ходимо назвать следующие:

• к муниципальным образованиям не могут применяться правила, регламентирующие создание и ликвидацию юридического лица;

• в состав имущества муниципального образования, которым оно отвечает по своим обязательствам, не включается имущество, закрепленное за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муници­пальной собственности;

• обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Муниципальная собственность может быть приватизирована. Под приватизацией в законодательстве принято понимать отчуждение (переход) имущества, в основном не­движимого, из муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законода­тельством.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что «порядок и условия приватизации му­ниципальной собственности определяются населением непосредственно или представи­тельными органами местного самоуправления самостоятельно.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет» (п. 4 ст. 29).

Основными положениями государственной программы приватизации государст­венной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в настоящее время предусматривается использование следующих способов приватизации:

безвозмездная передача акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации, работниками указанных предприятий и приравненным к ним лицам в соответствии с установленными льготами;

продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе при­ватизации (по инвестиционному, коммерческому конкурсу, на аукционе, на специализи­рованном аукционе по продаже акций);

продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами (на аукционах, по коммерческому и инвестиционному конкурсам);

выкуп арендованного имущества;

продажа предприятий товариществам в соответствии с установленными льготами.

Гражданский кодекс РФ в ст. 279 устанавливает порядок выкупа земельных участ­ков для муниципальных нужд, если таковых для развития поселений оказывается недостаточно. Земельные участки могут быть изъяты у собственников решением федераль­ных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соб­ственник земельного участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельно­го участка должен быть письменно уведомлен об этом органом, принявшим такое реше­ние. Решение об изъятии подлежит государственной регистрации. Выкупная цена, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. При оп­ределении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собст­веннику изъятием земельного участка, в том числе убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, включая упу­щенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен другой участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, го­сударственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе зе­мельного участка в суд. Иск предъявляется в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления от государственной регистрации решения об изъя­тии земельного участка.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Феде­рации и уставами муниципальных образований, - население непосредственно.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной соб­ственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим ли­цам, сдавать в аренду, отчуждать (в установленном порядке), а также совершать с иму­ществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в до­говорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать так­же условия использования земель, находящихся в границах муниципального образова­ния.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются на­селением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с положениями Устава.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Муниципальная собственность признается и защищается государством равным об­разом с государственной, частной и иными формами собственности.

Органы местного самоуправления также вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельно­сти, решать вопросы их реорганизации и ликвидации исходя из нужд населения.

Право органов местного самоуправления на создание предприятиями, уч реждениями и организациями, их отношения.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют цели, условия и по­рядок деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собст­венности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организа­ций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предпри­ятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, стро­ятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

I. Собственником от имени населения выступает представительный орган, распо­ряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляет местная администрация в соответствии с правилами устава о местном самоуправлении и дейст­вующим законодательством.

2. В соответствии с распределением компетенции органы местного самоуправления вправе:

а) передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во владение и пользование (постоянное или временное), сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и правовыми актами пред­ставительного органа, изданными в пределах компетенции;

б) распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;

в) устанавливать при отчуждении муниципальных предприятий ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;

г) требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они играют особо важную роль в обеспечении коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;

д) получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;

е) передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другими органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обладают преимущественным по отношению к государственным органам правом на приобретение находящихся на их территории зда­ний, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд.

3. Органы местной администрации в пределах своей компетенции управляют объ­ектами муниципальной собственности, а также распоряжаются средствами соответст­вующего местного бюджета.

4. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное за му­ниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве хозяйственного веде­ния.

5. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное собст­венником за состоящим на муниципальном бюджете учреждением, находится в его опе­ративном управлении.

6. Перечень объектов муниципальной собственности, распоряжение которым осуще­ствляется с согласия представительного органа, а также размер вклада органов местного самоуправления в имущество предприятий из бюджетных средств устанавливаются со­ответствующим представительным органом.

Органы местного самоуправления вправе:

• координировать участие предприятий и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории;

• объединять (на добровольной основе) средства предприятий, организаций, гра­ждан и местного бюджета для финансирования, строительства, ремонта и со­
держания объектов производственной и социальной инфраструктуры;

• выступать заказчиком на выполнение работ («муниципальный заказ») по благо­устройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строитель­ству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, по производству продукции, оказанию услуг, выполнении других работ, необхо­димых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных по­требностей населения, с использованием предусмотренных для этого собствен­ных материальных и финансовых ресурсов.

Материально-техническое обеспечение органов местного самоуправления и муни­ципальных предприятий и организаций осуществляется на основе прямых хозяйствен­ных связей, оптовой и розничной торговли.

Материальные ресурсы, необходимые для социально-экономического развития территории и распределяемые централизованно, выделяются органами местного само­управления соответствующими государственными органами управления.

Органы местного самоуправления управляют государственными предприятиями в соответствии с принципами:

неделимости имущества унитарного предприятия;

материальной заинтересованности работников предприятий (их экономического стимулирования);

создания фондов этих предприятий по указанию государства. Фонды не становятся объектом долевой или иной собственности работников, а принадлежит государству до момента выплат конкретным лицам;

образования уставного фонда, размер которого не может быть менее минимума, определенного социальным законом. В отсутствие такого закона сохраняет силу общее правило о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской дея­тельности, в соответствии, с которым размер уставного фонда капитала муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минималь­ной оплаты труда в месяц, установленному законодательством на дату предоставления устава предприятий для регистрации;

государственной регистрации устава предприятия как единственного учредитель­ного документа такого юридического лица. Устав должен содержать наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и це­ли деятельности, размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;

единоначалия, то есть руководящим органом такого предприятия является его единственный руководитель (директор), назначаемый государством и ему подотчетный;

государство вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по на­значению имущество унитарного предприятия и распорядиться им по своему усмотре­нию. Отчуждать или распоряжаться имуществом такого предприятия орган местного самоуправления имеет право лишь с разрешением государства.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учрежде­ниями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, осуще­ствляются следующим образом:

1.Органы местного самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности на подведомственной территории.

2. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения на ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории, либо иные ограничения хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных зако­нодательством.

3.Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в составе муниципальной собственно­сти, строятся исключительно на договорной основе.

4.Представительные органы вправе устанавливать в соответствии с законодатель­ством налоговые, иные льготы и преимущества предприятиям в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход соответствующего местного бюджета.

5.Использование предприятиями природных ресурсов на соответствующей терри­тории осуществляется с согласия соответствующего органа местного самоуправления в соответствии с разделением компетенции между органами местного самоуправления, определенными законодательством или уставом (положением) о местном самоуправле­нии.

6.Условия использования месторождений полезных ископаемых, находящихся на самоуправляющейся территории, определяются правовыми нормативными актами пред­ставительного органа в соответствии с законодательством (федеральным и субъекта Российской Федерации).

7.0рган местного самоуправления соответствующей территории или поселения оп­ределяет квоту на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в му­ниципальной собственности, и устанавливает плату за их использование.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством выступают заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального обра­зования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответ­ствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Муниципальный заказ мо­жет определяться на конкурсной основе. Например, в районной управе г. Москвы пол­номочия по распределению муниципального заказа выполняет дирекция единого заказ­чика (ДЕЗ).

Имеют ли право органы местного самоуправления осуществлять внешнеэкономи­ческую деятельность?

В интересах населения органы местного самоуправления вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Участие органов местного самоуправления во внешнеэкономических связях осу­ществляется в порядке, установленном законодательством.

Местная администрация вправе:

• заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретать
продукции за счет имеющихся в ее распоряжении валютных средств и на иной
основе;

• создавать совместные предприятия по выпуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению, а также участвовать в создании других предпри­ятий, организовывать приграничную торговлю;

• создавать муниципальные внешнеэкономические организации, оказывать предприятиям помощь в развитии экспортных возможностей.

Перечисленные договоры и соглашения могут утверждаться представительным ор­ганом.

 

Правовое регулирование финансовой основы местного самоуправления.

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные бюджеты (сме­ты доходов и расходов, если нет самостоятельного бюджета, например, в районной управе города Москвы); местные налоги и сборы; внебюджетные фонды; платежи за пользования природными ресурсами муниципального образования; доход от участия ор­ганов местного самоуправления в кредитно-финансовых отношениях, доход от муници­пальных банков и другие доходы в соответствии с законодательством.

Средства местных бюджетов, внебюджетных и валютного фондов, иное муници­пальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учрежде­ниями, составляют муниципальную казну.

В Европейской хартии местного самоуправления самая большая статья посвящена источникам финансирования органов местного самоуправления. Для обеспечения фи­нансовой основы организации и деятельности местного самоуправления предлагается руководствоваться следующими основными положениями:

1.Органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономи­ческой политики государства на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться при реализации своих функций и задач.

2.Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть достаточ­ны для осуществления, определенных законом, полномочий.

3.Часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

4.Финансовые источники, на которых основываются средства местных органов управления, должны быть разнообразными и гибкими, чтобы изменяться адекватно рас­ходам, возникающим при осуществлении компетенции местных органов.

5.правовыми мерами обеспечивается защита финансово неустойчивых органов ме­стного самоуправления за счет ввода процедур финансового выравнивания или иных эк­вивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов. Однако эти процедуры и меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного само­управления в пределах их компетенции.

6.Порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо согласовать с органом местного самоуправления.

7.Предоставлемые органам местного самоуправления субсидии, не должны, по возможности жестко предназначаться на финансирование определенных проектов. Пре­доставление субсидий не может идти в ущерб свободе выбора органов местного само­управления в области их собственной компетенции.

8.Для финансирования расходов по капиталовложениям органы местного само­управления должны, соблюдая законодательство, иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала. (Европейская хартия местного самоуправления. Ст. 9).

В определении и укреплении финансовой основы местного самоуправления важное значение имело принятие 15 апреля 1993 г. Закон РФ «Об основах бюджетного прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Фе­дерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Данный Закон закрепил право муниципального образования на формирование и исполнение местного бюджета, опре­делил обязательства органов государственной власти по обеспечению минимального местного бюджета, сформулировал основные требования по формированию и использо­ванию внебюджетных фондов органов местного самоуправления. Усиление было по­священо также постановление Верховного Совета РФ от 22 июля 1993г. «О создании муниципальных органов местного самоуправления в проведении инвестиционной поли­тики и политики приватизации, должно было в целом упрочить финансово-экономические основы местного самоуправления Конституция РФ определила право ор­ганов местного самоуправления:

а) самостоятельно формировать, утверждать и испол­нять местный бюджет;

б) устанавливать местные налоги и сборы.

К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, ут­верждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их ис­полнением органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно.

В местных бюджетах могут быть предусмотрены - в качестве составной части -сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муници­пальными образованиями.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, от­числения от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соот­ветствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъек­тов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправле­ния для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от привати­зации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дота­ции, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления; другие средства, образующиеся в резуль­тате деятельности органов местного самоуправления.

Местные налоги и сборы - налоги и сборы, которые самостоятельно устанавлива­ют представительные органы местного самоуправления в соответствии с законами Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Конституцией РФ (ст. 132-133), предусмотрено, что органы государ­ственной власти, наделяя органы местного самоуправления отдельными полномочиями, передают и необходимые для их осуществления материальные и финансовые ресурсы; компенсируя дополнительные расходы, возникшие в результате их решений.

Эти конституционные положения получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ко­торый:

• предусмотрел, что в местных бюджетах могут включать в качестве составной
части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являю­щихся муниципальными образованиями;

• регламентировал основные источники и местного бюджета, в доходную часть которого зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от феде­ральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами (федеральными и субъектов Россий­ской Федерации), закрепленными на долговременной основе, финансовые сред­ства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступ­ления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предпри­ятий, учреждений и организаций, дотаций, субвенций, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного са­моуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельно­сти органов местного самоуправления;

• отметил, что сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами го­сударственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

• установил, что в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации;

• определил, что органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечивают минимальные местные бюджеты.

Минимальные .местные бюджеты расчетный объем доходов и расходов местных бюджетов, обеспечивающих покрытие минимально необходимых расходов - не ниже минимальных государственных социальных станд



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Финансово-экономическая основа местного самоуправления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансово-экономическая основа местного самоуправления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)