Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная Дума в годы Первой мировой войны и причины её роспуска



2019-12-29 1911 Обсуждений (0)
Государственная Дума в годы Первой мировой войны и причины её роспуска 0.00 из 5.00 0 оценок




Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгорав-шиеся оппозиционное движение в российском обществе. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказались за доверие правительству и отказ от оппозиционной деятельности. 24 июля 1914 г. Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.[20]

С началом войны Сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за военные кредиты. Третья сессия была созвана для принятия бюджета.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счёты» с Правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.[21]

Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В 1915 г. остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916 г – 74 металлургических завода. Экономика страны уже не могла содержать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0.5 млн. кадровых рабочих.

Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.
С началом четвёртой сессии (19 июля 1915 года) выступивший с декларацией

 

 правительства И.Л. Горемыкин, вместо оценки политического положения (которого требовала Государственная дума), предложил Государственной думе обсудить три малозначительных законопроекта. Крайне правые поддержали правительство, однако другие фракции от кадетов до националистов выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны» (т.е. Государственной думы).[22]

Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Государственной думы и часть групп Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа 1915 года соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав которого вошли 236 депутатов Государственной думы ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и три группы Государственного совета (академическая, центр и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты; трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его.[23]

Программа блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ряда ограничений в правах национальных меньшинств (прежде всего евреев), восстановлении деятельности профсоюзов и др.

Программа не могла устроить правительство, и 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена на каникулы.

Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с правительством. Члены Государственной думы активно сотруд-ничали с правительством, принимая участие в работе «особых совещаний».

9 февраля 1916 года возобновились занятия Государственной думы. Хотя правительственная декларация не отвечала требованиям «Прогрессивного блока», Государственная дума занялась обсуждением бюджета.

На пятой сессии Государственная дума пошла на прямой конфликт с правительством, отказавшись от «деловой работы», приступила к обсуждению общего положения в стране. «Прогрессивный блок» потребовал отставки Б.В. Штюрмера и А.Д. Протопопова, обвиняя их в симпатиях к Германии. 10 ноября 1916 года Штюрмер получил отставку.[24]

Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе несколько законопроектов, касавшихся просвещения и местного самоуправ-ления. В ответ Дума выразила недоверие правительству (к ней присоединился Государственный совет). 16 декабря 1916 года Государственная дума вновь была распущена на каникулы.

В конец 1916 г. парламентская элита вступает в последнюю (предшествую-щую февралю) фазу эволюции своего менталитета, ознаменовавшуюся отчаянной экспансией мифа о руководящей роли Думы. Поведение оппози-ционных политиков в этот труднейший для государства момент недвусмыс-ленно свидетельствует, насколько условным и незначительным был для большинства из них вопрос о политической ответственности за свои действия. Они всё более ощущают бессилие Думы, её неспособность влиять на политику царизма. Пока власть делала перестановку старых бюрократических кадров, популярность Думы катастрофически падала, угасала вера в её руководящую роль.[25]

В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложи-лось критическое положение с продовольствием (снежные заносы не позволили своевременно подвести в столицу вагоны с мукой). 23 февраля, в Международный женский день недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград.[26]

В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917 года, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер.

В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря 1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днём на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.

Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства».

В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена и в полном составе Дума уже не собиралась.[27]

Безвластной Думе оставалось выполнять лишь функцию символа «Великой революции». В политической риторике постоянно звучали тирады о влиянии Думы на общественное сознание, что предопределило триумфальную победу над царизмом и всенародное признание режима «Свободной России». Именно Дума обеспечила единение в борьбе с самодержавием - залог успеха «национальной и надклассовой революции».[28]

27 февраля 1917 года частным совещанием членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля 1917 года принял решение взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка.

В результате 2(15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.

Окончательно предрешилась судьба Думы 2 марта, на первом заседании Временного правительства. В этот же день согласованный накануне состав кабинета был официально обнародован - до издания Николаем Манифеста об отречении. Не удосуживаясь сохранить хотя бы видимость легитимного формирования новой власти, оказавшиеся во главе неё политики-оппози-ционеры поспешили объявить, что вся полнота власти, принадлежавшая монарху, должна считаться переданной не Государственной Думе, а Временному правительству (по крайней мере до созыва Учредительного собрания).

Временное правительство не отменило распоряжение о временной приоста-новке деятельности, но и не распустило Думу. С этого времени она существо-вала как «частное учреждение», причём депутаты продолжали получать государственное денежное содержание.

После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение, будущее Царства Польского, установление хлебной монополии, деятельности почт и телеграфов и т.д.[29]

Наиболее активно «частные совещания» Думы действовали при первом составе Временного правительства, когда они собирались четыре раза. Депутаты этих и последующих совещаний демонстрировали всяческую поддержку Временному правительству.

Самой значительной акцией в этом плане было «частное совещание» бывших депутатов Государственной думы всех четырех созывов, состоявшееся 27 апреля 1917 года. Участники совещания говорили о необходимости установления в стране единовластия и оказания Временному правительству ("своей народной власти") – «возможного содействия», поскольку оно отвечало тем идеалам, которые себе народ поставил.[30]

6 (19) октября 1917 года IV Государственная дума четвертого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 ноября и началом избирательной кампании.
18 (31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

Таким образом, Государственная дума - по сути единственный легальный институт публичной политики в самодержавной России - изначально была далека от традиционных для демократических государств парламентских идеалов. Как показала история, законодательная деятельность IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь её развития – в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива.

 

Заключение

Подводя итог, следует сказать, что цель исследования, поставленная в начале работы была достигнута.

Государственная дума Российской империи являлась высшим законодательным представительным органом России (1906-1917). Дума рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. Государственная дума Российской империи избиралась по куриальной системе, по четырем неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая), выборы были неравными, непрямыми, многоступенчатыми. Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав. Государственная дума не имела права изменять Основные законы Российской империи, её решения могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

ДеятельностьГосударственной думы определялась Регламентом, который закреплял основы статуса депутатов, порядок работы палаты и компетенцию. Работой Государственной думы руководил председатель Государственной думы. За работу в Думе депутатам полагалось жалование. С первых дней работы Государственной думы в ней началось оформление фракций и групп. Как правило, во главе думских фракций находились лидеры политических партий.

Практически у IV Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось.

Трагедия Думы неразрывно связана с трагедией страны, – обе они попали под «локомотив истории». Между тем историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше её сил – она была не столько средством спасения страны, сколько барометром её настроений, что обуславливалось и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами.

История создания и деятельности Государственной Думы показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых активных его политических сил. В России же социально-политическая ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм неё стремился к поискам такого компромисса, чем обрёк себя на гибель.

Как показала история, законодательная деятельность IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь ее развития – в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива.

В целом, делается был сделан новый важный шаг в изучении истории Государственной Думы России. В борьбе за утверждение начал принципиально нового государственного устройства правящая партия большевиков нуждалась в идеологическом обосновании закономерности социалистических преобразований, превосходства советской системы органов власти над буржуазными, и в этом смысле особое значение имели отличия Советов, формировавшихся на классовой основе и соединявших исполнительную и законодательную власть, от такого института буржуазной демократии, как парламент.

Интерес общества к данной теме вызвал появление целого ряда фундаментальных исследований, подкрепленных солидной источниковой базой, а также расширение проблематики научных разработок и новаторские подходы к постановке и рассмотрению нетрадиционных вопросов. Весьма отрадно, что данная тема стала разрабатываться не только столичными учёными, но и в регионах. В последние годы появилось немало интересных диссертационных работ, соприкасающихся или пересекающихся с проблемами, рассматриваемыми в данной работе.

В сегодняшний момент в России только происходит становление законодательной власти. У нас она не имеет таких высоких традиций, как , к примеру, Англии и в других странах Западной Европы. Но с каждым годом Государственная дума становится всё более профессиональной, и это отражается на её нормотворческой деятельности.

Список использованной литературы

 

1. Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. - М.: Советская энциклопедия, 1983.



2019-12-29 1911 Обсуждений (0)
Государственная Дума в годы Первой мировой войны и причины её роспуска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная Дума в годы Первой мировой войны и причины её роспуска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1911)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)