Глава 1. Общая характеристика статуса подозреваемого в уголовном процессе России
Введение Принятый 22 ноября 2001 года и вступивший в силу 1 июля 2002 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации призван олицетворять собой результат всех демократических преобразований, произошедших в правовой системе нашей страны с момента принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Провозглашение в нем того, что одним из назначений уголовно-процессуального законодательства является защита личности от ограничений её прав и свобод в ходе осуществления уголовного преследования, наряду с признанием верховенства норм Конституции и международного права, вывело обеспечение прав и законных интересов личности в сфере уголовного судопроизводства на принципиально новый качественный уровень. В этом контексте особенно важное значение приобретают проблемы участия в уголовном процессе подозреваемого как фигуры, которая объективно вовлекается в уголовно-процессуальные отношения при наиболее неблагоприятных для целей соблюдения прав личности условиях: дефиците имеющейся в распоряжении органов предварительного расследования информации об обстоятельствах совершения преступления; интенсивном применении мер уголовно-процессуального принуждения; осуществлении не только уголовно-процессуальной, но и оперативно-розыскной деятельности. Наряду с введением в уголовное судопроизводство большого количества принципиально новых, радикальных по отношению к ранее действовавшему УПК РФ положений, призванных оказать существенное воздействие на повышение общего уровня обеспечения прав и законных интересов подвергаемых уголовному преследованию лиц, нельзя не отметить факт оставления в практически неизменном виде регламентации правового положения подозреваемого. Данное обстоятельство обусловливает необходимость дальнейшего исследования актуальных проблем теории и практики участия подозреваемого в уголовном процессе. Проблему несвоевременности наделения лица надлежащим процессуальным статусом усугубляет предусмотренная в новом законодательстве возможность производства отдельных следственных действий (освидетельствования, назначения экспертизы) до возбуждения уголовного дела, а также объективно существующая практика производства до этого момента и других процессуальных действий. Таким образом, наряду с актуальными проблемами обеспечения прав подозреваемого при применении к нему мер уголовно-процессуального принуждения и производстве следственных действий с участием последнего требуют скорейшей теоретической разработки и новые, ранее не известные практике законодательные аспекты осуществления указанной деятельности. Изложенные выше обстоятельства требуют теоретического осмысления новых концепций и идей, изучения практики применения уголовно-процессуального законодательства, её обобщения с целью дальнейшего усиления процессуального положения подозреваемого в уголовном судопроизводстве. Целью написания данной выпускной квалификационной работы является изучение процессуально-правового статуса подозреваемого в российском уголовном процессе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: 1. Рассмотреть становление и развитие института подозреваемого уголовном процессе. 2. Раскрыть понятие подозреваемого как участника уголовного процесса. 3. Исследовать основания и порядок признания лица подозреваемым. 4. Рассмотреть права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе. 5. Выявить актуальные вопросы совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение подозреваемого. Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в уголовном судопроизводстве между подозреваемым и иными участниками уголовного процесса. Предметом исследования выступают правовые нормы уголовно-процессуального права, регламентирующие правовое положение подозреваемого в уголовном судопроизводстве. В качестве методологической основы исследования использованы: всеобщий метод познания – материалистическая диалектика; общенаучные методы исследования – дедукция и индукция, анализ и синтез, логический, ретроспективный; частно-научные – системного анализа, сравнительного правоведения, логико-формальный, системный (обобщение следственной и судебной практики), социологический (интервьюирование и анкетирование). Следует отметить, что изучением статуса и процессуально-правового положения подозреваемого в уголовном процессе России занимались такие известные процессуалисты как: В.К. Вуколов, О.Х. Галимов, Л.М. Голубева, Н.И. Гуковская, А.И. Долгова, А.С. Ландо, В.В. Леоненко, Е.Б. Мельникова, Г.М. Миньковский, В.Т. Очередин, Д.А. Рогозин, В.Я. Рыбальская, Г.П. Саркисянц, Р.С. Хисматуллин, В.В. Шимановский и др., ими исследовались проблемы процессуального положения подозреваемого, его права и обязанности, а также актуальные вопросы совершенствования законодательства регулирующего правовое положение подозреваемого. Положения выносимые на защиту: 1. п.11). ст.5 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемое органом дознания, дознавателем, следователем в рамках расследования уголовного дела при наличии указанных к тому в законе оснований и выражающаяся в удержании в специально отведенном для этого помещении (ИВС) в течении не более 48 часов». 2. Дополнить п.5 ч.1 ст.46 УПК РФ следующим содержанием: «… либо допрошенное следователем и дознавателем в связи с наличием подозрения в совершении преступления». 3. Дополнить ст.92 УПК РФ ч.5 следующего содержания: «Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен исчисляться с 1). момента доставления этого лица в орган дознания или к следователю 2). если задержание указанного лица произведено на основании постановления о задержании, вынесенного органами дознания или следователем, то с момента его фактического задержания.
Глава 1. Общая характеристика статуса подозреваемого в уголовном процессе России
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |