Примерная схема режима дня общеобразовательной школы с учетом активизации деятельности во внеучебное время
В общеобразовательных учреждениях работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену. Режим школьного учреждения определяется учебным расписанием. От правильности составления расписания зависит динамика работоспособности учащихся, как дневная, так и недельная. Анализ расписания необходимо проводить в начале учебного года и второго полугодия до утверждения его директором учебного заведения. Режим школьного учреждения должен строиться на основании примерной схемы режима дня общеобразовательной школы, учитывающей ход дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся (рис.1). Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2 классе - до 1,5 часов, в 3-4 классах - до 2 часов, в 5-6 классах - до 2,5 часов, в 7 классе - до 3 часов, в 8-11 классах - до 4 часов. Работа групп продлённого дня должна строиться в соответствии с Методическими указаниями "Организация и режим работы групп продлённого дня". В группах продлённого дня продолжительность прогулки для младших школьников должна составлять не менее 2-х часов, учащихся 5-8 классов - не менее 1,5 часов. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения и должна соответствовать пределам длительности подготовки домашних заданий. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные игры, спортивные игры, общественно-полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и т.д.). Факультативные, индивидуальные и групповые занятия должны составлять для учащихся 1-4 классов не более 2 часов, 5-9 классов - не более 3 часов, 10-11 классов - не более 4 часов в неделю. Для факультативных занятий должно составляться отдельное расписание. Они должны планироваться на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устанавливается перерыв продолжительностью 45 минут. При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физической культуры, а для учащихся среднего и старшего возраста - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов. Школьное расписание должно строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
I II III Период работы Рис.1. Динамика дневной и недельной кривой работоспособности учащихся I - период врабатывания, II - период высокой и устойчивой работоспособности, III - период снижения работоспособности: а) - зона неполной компенсации, б) - зона конечного порыва, в) - зона прогрессивного падения. В расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2, 3, 4 уроках. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течении недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду. На эти в школьное расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. При составлении расписания рекомендуется пользоваться таблицами, в которых трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Шкала трудности предметов для младших классов (Агарков В.И., 1986)
Шкала трудности предметов для старших классов (Сивков И.Г., 1975)
Дополнением к таблицам трудности предметов могут служить данные опроса учащихся современных образовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для старших школьников. Для учащихся младшего и среднего возраста распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы её наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегчённым днём. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. Гигиенически регламентируется и длительность отдыха детей между уроками - перемены. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений должна быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажёрами рекреациях. В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: - в сентябре - 3 урока по 35 минут; - со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый; - со второго полугодия - по общим правилам. Для обучающихся в 1-х классах в течение года должны устанавливаться дополнительные недельные каникулы. Полная гигиеническая оценка (экспертиза) расписания включает исследование и оценку следующих составляющих. 1. Количество учебных смен в школе и начало занятий 1-й и 2-й смены. 2. Малые и большие перемены (продолжительность, место и количество больших перемен). 3. Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах (общее количество ежедневных и еженедельных уроков по классам). 4. Место уроков в расписании учебного дня и недели в зависимости от степени их трудности. 5. Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели. 6. Распределение уроков сходных по характеру учебных действий. 7. Наличие сдвоенных уроков по изучению одного предмета. 8. Место уроков физкультуры и труда в расписании дня и недели (по классам). 9. Соответствие учебной нагрузки динамике работоспособности учащихся. 10. Наличие облегченного дня в течение учебной недели. 11. Особенности организации занятий первоклассников (наличие «ступенчатого» режима обучения). Оценка соответствия школьного расписания гигиеническим требованиям проводится с использованием критериев, представленных в следующей таблице. Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |