Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015.
16 апреля 2009 года в Государственной Думе состоялось совещание на тему «Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015». Многие предприятия отрасли сегодня находятся в затруднительном положении, обусловленном влиянием мирового финансово-экономического кризиса (с конца 2008 года спрос на продукцию нефтегазохимического производства снизился от 30% до 70%). Положение отечественного производителя усугубляется усилением глобальной конкуренции в мире. Возникла реальная необходимость реализации мероприятий как для краткосрочной поддержки, так и долгосрочного развития отрасли. По словам замглавы Минпромэнерго РФ Андрей Дементьев, данным в интервью журнала Прайм-Тасс, стратегия направлена на изменение структуры химической и нефтехимической промышленности России, в которой сейчас преобладает производство продукции низких степеней передела. Другими целями стратегии являются стимулирование платежеспособного спроса, снижение энергоемкости производства. Результатом реализации стратегии должно стать увеличение емкости российского рынка продукции химии и нефтехимии с нынешнего 1 трлн руб в год до 1,4 трлн руб к 2015 г. Доля нефтехимической и химической промышленности в ВВП должна возрасти с 1,7 % в 2006 г до 2,9 % в 2015 г. А.Дементьев добавил, что в сфере таможенно-тарифного регулирования не предполагается каких-то специальных мер поддержки отрасли. Здесь могут использоваться стандартные механизмы, применяемые для поддержки других отраслей: снижение таможенных пошлин на оборудование, не имеющее российских аналогов, стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции, проведение расследований в отношении случаев недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, если речь идет о демпинге либо субсидируемом импорте. Как говорится в материалах к заседанию правительства РФ, сегодня доля химического комплекса в ВВП страны составляет 1,7 %. Доля комплекса в промышленном производстве России находится на уровне 10,2 %, в налоговых платежах во все уровни бюджетов - 0,8 %, доля химической и нефтехимической продукции в общероссийской экспорте составляет 4,4 %. Углубленная переработка углеводородного сырья позволяет получать большую номенклатуру продукции химического комплекса с высокой добавленной стоимостью. Одним из основных условий для развития химического комплекса является наличие быстро развивающего внутреннего рынка и потенциала совокупного спроса на продукцию химического комплекса, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Однако существует системная проблема, которая заключается в том, что между развитием рынка химической продукции и развитием российского химического комплекса наблюдается разрыв, в перспективе нарастающий до критического размера вследствие постепенной утраты имеющихся и отставанием в формировании новых конкурентных преимуществ. К числу основных причин и факторов появления системной проблемы относятся: предельный уровень загрузки мощностей важнейших видов химической и нефтехимической продукции, технологическая отсталость и высокий износ основных фондов; инфраструктурные и ресурсно-сырьевые ограничения; структурные трансформации мирового и российского рынков; низкая инновационная активность предприятий химического комплекса; недостаточная эффективность инвестиционного процесса; неадекватность российского химического машиностроения задачам развития химического комплекса. Реализация стратегии направлена на создание долговременных условий для устойчивого развития предприятий химического комплекса и повышения их конкурентоспособности на глобальных рынках в условиях открытости экономики; преодоление технологического отставания химического комплекса России от ведущих стран мира; успешную реализацию национальных проектов “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”, “Здоровье”, “Образование”, “Развитие АПК”; обеспечение экономической, оборонной и экологической безопасности России. В стратегии рассмотрено два варианта развития химического комплекса. Инерционный сценарий базируется на показателях первого варианта развития экономики до 2020 г, инерционной динамике инвестиционного процесса и низкой инновационной активности, не предусматривающей реализацию прорывных инновационных и новых масштабных инвестиционных проектов. Инновационный сценарий базируется на следующих предпосылках и допущениях: второй вариант развития экономики до 2020 г; масштабный рост инвестиций и ускорение инвестиционного процесса; масштабная технологическая модернизация производства, внедрение ресурсо- и энергосберегающих, а также экологически безопасных технологий; возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции. Предполагается разработка и внедрение в промышленных масштабах новых технологий практически во всех подотраслях химического комплекса, а также развитие нанохимии – новой межотраслевой технологии, интегрирующей последние достижения физики, химии и биологии. На первом этапе /2007-2010 гг/ развитие химического комплекса намечается за счет направления средств компаний, холдингов и предприятий в основном на модернизацию и реконструкцию действующих мощностей, частичный ввод новых производств и более эффективное использование имеющихся мощностей. На первом этапе прогнозируется, повысить глубину переработки нефти с 71,5 проц в 2006 г до 75 проц, долю перерабатываемых попутных нефтяных газов с 48 проц до 65 проц. Основными целями в научно-технической и инновационной сфере на первом этапе будут являться: технологический форсайт развития химическом комплексе; стимулирование инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение новых экономически эффективных, экологически безопасных, ресурсосберегающих технологий химического производства; комплексное техническое перевооружение химического комплекса. На втором этапе /2011-2015 гг/ предусматривается концентрация усилий на вводе новых мощностей и создании конкурентоспособных производств по производству инновационной продукции. Объем экспортных поставок достигнет целевого показателя 2015 г - 18,1 млрд долл, глубина переработки нефти – 80 проц, доля перерабатываемых попутных нефтяных газов – 85 проц. Объем отгруженной инновационной продукции составит 185 млрд руб. На данном этапе усилия научного потенциала будут направлены на реализацию “прорывных” инновационных проектов, технологических процессов по выпуску конкурентоспособной продукции на базе экономически эффективных, экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий по следующим важнейшим направлениям. Реализация “прорывных” инновационных проектов в химической и нефтехимической промышленности позволит снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых по потребительским свойствам видов продукции. Реализация стратегии предлагает осуществление ряда важнейших инвестиционных проектов и инновационных проектов в области прикладных исследований на условиях частно-государственного партнерства. Капиталовложения будут осуществляться в основном за счет частного сектора экономики, однако, роль государства в финансировании инвестиционных проектов возрастет благодаря созданным Инвестиционному фонду, Банку развития и Российской венчурной компании. Ход реализации стратегии будет отражаться в ежегодном докладе “Результаты мониторинга реализации этапов Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года и предложения по уточнению Плана мероприятий по развитию химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г.”. План мероприятий по развитию химической и нефтехимической промышленности до 2015 года.
3.3 Состояние и прогноз производства и потребления изделий из пластмасс в России (ОАО «НИИТЭХИМ» г. Москва)
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост ВВП, платежеспособности населения, инвестиций и других макроэкономических показателей. Наиболее высокие темпы роста прослеживаются в строительстве, сфере товаров народного потребления и услуг. Все эти виды деятельности являются крупнейшими потребителями изделий из пластмасс. Продукцию переработки пластмасс можно разделить на следующие виды: изделия производственного назначения, изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения, профильно-погонажные изделия, пленки, листы, трубы, тара и упаковка. Основными материалами, служащими сырьем для производства указанных видов изделий являются полиолефины, поливинилхлорид с сополимерами винилхлорида, полистирол с сополимерами стирола и полиэтилентерефталат. Емкость российского рынка пластмассовых изделий с 2000 по 2006 гг. выросла в 2,2 раза и составила 3,6 млн. т, в 2007 г., по оценке, достигла 4,1 млн. т. В структуре внутреннего спроса на продукцию из пластмасс в рассматриваемом периоде тара и упаковка составляет 30 - 40%, изделия производственного назначения - 15 - 18%, пленки - 16-17%, профильно-погонажные изделия - 5 - 18%, изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения - 10 - 14%, трубы - 4 - 9%, листы - 2 - 3%. Российский рынок пластмассовых изделий в настоящее время на 80,0% представлен продукцией отечественных производителей, 20,0% составляет импорт. В товарной структуре импорта химической продукции изделия из пластмасс занимают лидирующие позиции, их доля составляет от 21 до 26% от общего объема импорта. Значительная доля импорта полимерной продукции на российском рынке объясняется неконкурентоспособностью отечественных товаров как по качественным, так и по ценовым параметрам, особенно это относится к листам, полимерным изделиям производственного назначения, профильно-погонажным изделиям. В перспективе до 2015 г. прогнозируется изменение структуры потребления изделий из пластмасс. Удельный вес тары и упаковки, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения сократится, доля труб и листов возрастет, удельные веса прочих сегментов переработки пластмасс практически не изменятся. Все сегменты рынка, связанные с переработкой полимерных материалов, в России на протяжении ряда лет динамично развиваются. В первую очередь это связано со стабильно растущим спросом и быстрой окупаемостью вложений. Инвестиционная привлекательность секторов переработки пластмасс, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса, обусловлена, как уже было сказано, развитием экономики страны, видов экономической деятельности, потребляющих продукцию из полимеров, таких как строительство, сельское хозяйство, производство транспортных средств и оборудования, производство пищевых продуктов, а также улучшением условий ведения бизнеса. Самым крупным направлением переработки пластмасс является производство тары и упаковки. Удельный вес этого сегмента в объеме потребления пластмасс сопоставим с показателями в Европе (38%) и США (29%). Наибольшим спросом на внутреннем рынке пользуется тара и упаковка из полиэтилена и полиэтилентереф-талата. Следом идут упаковочные материалы на основе полипропилена, полистирола и ноливинилхлорида. Обеспечение спроса внутреннего рынка на тару и упаковку осуществляется, в основном, за счет отечественных производителей. Экспортная составляющая в суммарном спросе на продукт невелика. У рынка полимерной тары и упаковки есть дальнейшие перспективы развития, обусловленные как наращиванием объемов производства, так и улучшением качества продукции. Среднегодовые темпы роста внутреннего спроса на тароупаковочные материалы в перспективе до 2015 г. прогнозируются на уровне 4,5%. Рынок промышленных изделий из пластмасс является быстроразвивающимся, среднегодовые темпы роста потребления изделий производственного назначения составляют 12%. Основной объем потребляемых в России изделий производственного назначения приходится на изделия из полипропилена, полистирола и полиэтилена, что обусловлено качественными характеристиками и свойствами этих полимеров. Доля импорта во внутреннем рынке превышает 20%. В связи с продолжающимся вытеснением традиционных материалов полимерными и в связи с тенденцией значительного увеличения спроса на пластмассовые изделия со стороны различных производств потребление изделий производственного назначения будет расти. При этом значительную роль на российском рынке этих изделий будет играть отечественное производство. Основными видами сырья для производства полимерной пленки являются полиолефины и поливинилхлорид. Удельный вес полиэтиленовых пленок составляет около 45% российского рынка пленочных материалов, на полипропиленовые и поливинилхлоридные пленки приходится более чем по 20%. Доля производства в обеспечении спроса внутреннего рынка составляет 70%. На рынке пленок присутствует значительное количество мелких производителей, что объясняется относительно небольшими инвестициями в производство и несложным технологическим процессом выпуска. Последние годы наблюдается рост производства более сложных видов пленок: стретч-пленки, многослойной и комбинированной. В странах Западной Европы и США сегодня практически все вводимое в эксплуатацию оборудование по выпуску пленок предназначено для производства многослойных материалов. В России переход с однослойных на многослойные пленки сдерживается дороговизной соответствующего оборудования, тем не менее, в перспективе на российском рынке упаковочных пленок произойдет повышение доли комбинированных, многослойных, ультратонких и высокотехнологичных пленочных материалов, доля простых однослойных пленок сократится. Такие свойства полимеров, как легкость, термостойкость, экологическая чистота, прочность, хороший товарный вид обеспечивают возможность их использования в широком спектре бытовых товаров. Среднегодовые темпы роста потребления изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения составляют 10%. Внутренний рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения на 70-75% состоит из полиэтиленовых изделий, по 10-15% приходится на полистирольные и полипропиленовые изделия, незначительную часть составляют изделия из поливинилхлорида, поликарбоната, полиамида и др. полимеров. Обеспечение спроса внутреннего рынка осуществляется, в основном, за счет российского производства. Экспорт изделий незначителен и осуществляется в страны ближнего зарубежья. Потенциал спроса на российском рынке на изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения из полимеров высок. По оценке специалистов, максимальное потребление пластиковой посуды в мире составляет до 90 кг на человека в год, в то время как в России данный показатель пока не превышает 15 кг. Одним из наиболее быстро развивающихся рынков переработки пластмасс является рынок полимерных труб. Основную долю (примерно две трети) составляют трубы из полиэтилена, 20% приходится на трубы из полипропилена, 12% - на трубы из поливинилхлорида. Рынок полипропиленовых и поливинилхлоридных труб является импортозависимым. В перспективе до 2015 г. прогнозируется снижение доли импорта в обеспечении внутреннего спроса, темпы увеличения потребления составят, в среднем, 10 - 12% ежегодно. Такие темпы роста потребления трубной продукции будут обеспечены за счет высоких темпов роста строительства, а также замены изношенных трубопроводных систем. Рынок листовых пластиков в России развивается достаточно динамично благодаря их применению в таких областях, как строительство и рекламный бизнес. Между тем обеспечение потребностей этого рынка на 40% осуществляется за счет импортных поставок. Одной из наиболее широко представленных в отечественном производстве групп полимерных листов являются листы из полистирола и его сополимеров, тем не менее, ассортиментного ряда выпускаемой продукции недостаточно для удовлетворения потребительского спроса. Объемы импортных поставок поливинилхлоридных, полиэтиленовых и поликарбонатных листов существенно превышают объемы вы пуска отечественных производителей. Пока российский рынок полимерных листов развивается по пути интенсивного импортозамещения. В перспективе до 2015 г. прогнозируется снижение доли импорта в обеспечении внутреннего спроса до 20 - 25% за счет роста отечественного производства. Объемы потребления листовых пластиков возрастут за счет традиционных сфер их применения: строительства, наружной рекламы, производства бытовой техники, спецоборудования. Анализ современного состояния рынка изделий из пластмасс и прогноз его развития на перспективу позволяет сделать следующие выводы:
Заключение: Хозяйственное значение экономии материальных ресурсов (снижения удельных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д.) велико и многообразно. Во-первых, экономия расходования средств производства хотя бы на одном участке производственной подсистемы логистики обязательно влечет за собой повышение общественной производительности труда. В самом деле, если на каком-либо этапе обработки продукта уменьшаются материальные затраты, то общие суммарные затраты живого и овеществленного труда, затрачиваемые на изготовление единицы продукта, уменьшатся. Во-вторых, экономия сырья, материалов, топлива и энергии, выражающаяся в уменьшении расхода материалов на единицу продукции (или на единицу работы), позволяет при неизменном количестве средств производства выпустить большое количество конечного продукта, т. е. увеличить объем выпуска. Это обстоятельство становится особенно существенным, если речь идет о дорогостоящем сырье или материалах. При этом темп (процент) роста выпуска продукции из данного количества сырья или материалов будет всегда по числовому значению больше процента снижения удельной нормы расхода на единицу выпускаемой продукции. В-третьих, экономное расходование материальных ресурсов и уменьшение удельных норм расхода сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции очень важный фактор при осуществлении мероприятий по снижению себестоимости производства и повышению рентабельности. В качестве основных направлений экономии материальных ресурсов промышленного предприятия целесообразно определить: - повышение уровня технологии; - повышение требований к парку основного оборудования; - повышение квалификации персонала; - совершенствование организации; - развитие систем анализа, планирования; - совершенствование нормативной базы и т.д.
Список используемых источников:
1.Перевод с немецкого A. Г. Екимова, Н. А. КатуркинаB., В. Михайлова./ Материалы будующего. Перспективные материалы для народного хозяйства/ Издательство «Химия» 1985 г/ 2.Пути экономии материальных ресурсов. – М.: ИНФРА – М, 1998; 3.Смирнов К. А. Нормирование и рациональное использование материальных ресурсов - Минск: Высшая школа,1990; 4.Экономика ресурсбережения / Под ред. Невелева А.М. – Киев: Наукова Думка, 1999; 5.В. А. Копылов: География промышленности России и стран СНГ: Учебное пособие. – М: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999. 6.Экономика химической промышленности/ под ред. Клименко В.Л.- Л: 1990. 7.Технология важнейших отраслей промышленности/ под ред. Гринберга А.М., Хохлова Б.А.- М.: Высшая школа,1985. 8.Головин С.Н. Оценка результатов хозяйственной деятельности промышленных предприятий. – М.: Финансы и статистика,1998; 9.Ильичев А.И., Вяткин М.П., Калишев Н.В. Кузбасс: Ресурсы, экономика, рынок. Кузбасская энциклопедия. Т.1.- 1995. 10.Еременко В. А., Печеркин А. С., Сидоров В. И. // Хим. пром., 1992, № 3, 56 с. 11.Основы технологии переработки пластмасс/ Под ред. В.Н.Кулезнева, В.К.Гусева. М.: Химия, 1995. 12.Кудрявцева О.В. Ресурсная потребность и ресурсная продуктивность российской экономики //Экономика природопользования, №3, 2008,0,7 п.л. 13.Кудрявцева О.В. Учет потоков природных ресурсов и межотраслевой баланс как средства осуществления ресурсосбережения и анализа экологической эффективности мероприятий// М.: ТЕИС, 2007, 12 п.л. 14.Аукционек С.П. Опросы промышленных предприятий // ЭКО, № 10, 2005. 15.Масютин С.А. Как управлять использованием ресурсов // ЭКО, № 2, 2006. 16.Отраслевой журнал «Пластикс»: индустрия переработки пластмасс/Www.plastics.ru/ 17.Веб-журнал «Полимеры-деньги»
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |