Сущность, структура и типы социальных групп.
Изучение социальных групп имеет особое значение для социологии. Это связано с тем, что, в отличие от иных типов общностей, они оказывают на человека неизмеримо более сильное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе. Под социальной группой в социологии чаще всего понимают объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля (11.3); 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия. Последний признак является важнейшей отличительной чертой социальной группы и проявляется: 1) в непосредственной мотивированности взаимодействий не личными потребностями, а интересами всей группы; 2) в институционализорованном характере этих взаимодействий. В свою очередь, институционализация социальных взаимодействий в группе проявляется: 1) в статусно-ролевом дифференцировании членов группы (каждый член группы занимает определенный статус внутри группы и выполняет соответствующие данному статусу роли); 2) в формировании устойчивой внутренней структуры (иерархии), обеспечивающей успешное функционирование группы; 3) в наличии формальных и неформальных отношений (групповых норм, традиций, обычаев). Типология социальных групп: 1. По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку: а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п. 2. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п. 3. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-исследовательские (коллектив ученых); в) политические (партия) и т.п. 4. По численности: а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (5.3); б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность). 5. По характеру внутригрупповых связей: а) формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение) (признаки формальной группы: 1) заданная чаще всего извне рациональная цель; 2) предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; 3) четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы); б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы нередко возникают неформальные группы (друзей, влюбленных, сообщников). 6. По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования: а) этнические (расовые); б) культурные (субкультурные); в) с теми или иными видами и структурами внутригрупповых связей; г) выполняющие те или иные функции; д) решающие те или иные задачи и т.д. Малые группы. 8.9. Малые группы среди прочих типов социальных групп привлекают особое внимание социологов. Это вызвано тем, что 1) каждый из нас принадлежит не к одной, а к нескольким малым группам; 2) они воздействуют на своих членов с особой силой. 10. Особенности малых групп: 1) в них происходит прямой контакт между членами группы, непосредственное межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) ее сплачивают общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) наблюдается жесткое внутригрупповое распределение функций и социальных ролей; 4) складывается общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения; 5) они четко локализованы в пространстве и устойчивы во времени. 11. Внутригрупповые взаимодействия в малых группах отличаются: 1) персонифицированным характером (каждый член группы с каждым ее представителем взаимодействует особым образом); 2) формированием "мы-сознания" (как бы "растворением" индивида в группе, идентификацией себя со всеми ее членами); 3) эффективным групповым контролем; 4) неповторимой индивидуализированной структурой (каждый член группы занимает тот групповой статус и выполняет те социальные роли, которые соответствуют его индивидуальным качествам). 12. Выделяют два вида малых групп: 1) первичные – небольшие группы, члены которых хорошо знают друг друга или большинство из их представителей, отношения в группе тесные и взаимозависимые (семья, группа друзей, производственная бригада); б) вторичные – более многочисленные, могут иметь в своем составе одну или несколько первичных групп; степень взаимовлияния в группе зависит от того, насколько глубоко членами группы интернализованы (усвоены) групповые ценности и нормы (трудовой коллектив, студенты одного курса). 13. Э.Шиллз выделяет три типа малых групп: 1) первоначальные – имеют прочные, многолетние связи и традиции (семья); 2) личные – группы друзей, основанные на симпатии и созданные на базе личных потребностей в объединении; 3) идеологические – объединяют людей с общими ценностями (религиозные, политические). 14. Размер малой группы может колебаться от 2-3 до 20-25 человек (при оптимальной численности 7-9 чел.). Наблюдения показывают, что группы с бoльшей численностью неизбежно распадаются на несколько малых групп. 15. Возможные модели отношений в малой группе представлены на рис. 5. 16. 17. Уровень удовлетворенности групповыми отношениями наибольший в многоканальной схеме, средний – в центрированной и минимальный – в круговой. 18. Факторы, определяющие уровень сплоченности членов малой группы: 1) частота взаимодействий индивидов; 2) групповой характер взаимодействия; 3) стиль руководства (демократический или авторитарный); 4) психоэмоциональное состояние членов группы (радостное, безразличное или гнетущее); 5) наличие или отсутствие угрозы течению группового процесса; 6) статусные и поведенческие характеристики членов группы (по установкам, возрасту, полу, профессиям, морали и т.д.).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |