Развитие духовности и творческих способностей студентов, формирование гармонично развитых личностей
Воспитательная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания. Под воспитанием студентов понимается целенаправленная деятельность преподавателей, ориентированная на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Основной задачей в воспитательной работе со студентами является создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии. Наиболее актуальными являются следующие задачи воспитания: формирование у студентов высокой нравственной культуры; 1. формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; 2. формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; 3. привитие умений и навыков управления коллективом посредством участия в различных формах студенческого самоуправления; 4. сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи; 5. укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению. В ПГТУ в качестве основных приняты три интегрированных направления воспитания: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное воспитание. Профессионально-трудовое воспитание студентов является в университете специально организованным и контролируемым процессом приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики. Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников вуза является их социальная компетентность, т.е. сформированность знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием, и характером приобретаемой профессии. Важным элементом подготовки специалистов к управленческой деятельности может явиться обязательная управленческая практика студентов как в условиях производственного коллектива, так и в стенах университета. Гражданско-правовое образование в вузе является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире. Формирование правосознания студента – сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося российского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания студентов в университете должна охватывать весь период их обучения. Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Воспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры российского интеллигента является важнейшей задачей в процессе становления личности. Большое внимание необходимо уделять формированию способности к восприятию и пониманию художественных произведений, проявлению интереса к миру искусства посредством коллективных посещений театров, музеев, выставок, проведения творческих вечеров, встреч, концертов известных деятелей культуры Прикамья. Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на ведение здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в нестабильном обществе. Основные направления воспитания должны присутствовать в планах работы на всех уровнях, во всех воспитательных мероприятиях университета как в учебное, так и внеучебное время: на лекциях и семинарах, производственной практике, в работе кураторов со студентами, на занятиях в кружках и секциях, в делах студенческих общественных организаций. В современных условиях видятся следующие пути совершенствования воспитательной работы в университете: · создание системы повышения квалификации организаторов воспитательной работы; · разработка планов, программ, проектов по отдельным направлениям воспитательной деятельности; · информационное обеспечение воспитательной деятельности: организация выставок, проведение тематических радио и телевизионных программ, размещение информации на Интернет-сайтах; · изучение состояния социально-психологического климата в студенческих коллективах, анализ статистики антисоциальных явлений в студенческой среде, правонарушений и других антигуманных явлений; · изучение, обобщение и распространение положительного опыта, разработка рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы со студентами. Для подготовки квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономического и культурного развития в университете необходимо стимулировать и поощрять научно-исследовательскую работу студентов. Основные направления развития НИРС до 2010 года: 1. Внедрение новых и совершенствование существующих форм организации научно-исследовательской работы студентов, базирующихся на отечественном, зарубежном опыте и в соответствии с научными направлениями университета. 2. Развитие у студентов навыков научно-исследовательской работы, осуществление органичного единства обучения и творческого подхода к профессии. 3. Привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских работ, финансируемых из различных источников (договоры, гранты, программы и т.д.) с оплатой труда. Представление студентов и молодых ученых к различным научным стипендиям, премиям за научные достижения. 4. Более широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава университета и научных сотрудников академических, отраслевых институтов к осуществлению научного руководства исследовательскими работами студентов и молодых ученых. 5. Популяризация научно-исследовательской деятельности, информирование студентов о состоянии и достижениях НИРС в вузовских и местных средствах массовой информации. 6. Обеспечение наиболее эффективного отбора одаренной и талантливой молодежи для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре, пополнения научных и технических кадров. 7. Привлечение учащихся старших классов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев) к выполнению научно-исследовательской работы для создания непрерывной многоступенчатой (школа - вуз) подготовки высококвалифицированных специалистов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |