Дании специальных условий и ситуаций. Они, во-первых, инициируют
Появление определенных психических функций и, во-вторых, позволя- Ют целенаправленно их изменять и формировать. Формирующий экспе- Римент воплощает в себе единство исследования психического развития Детей с их воспитанием и обучением. Этот метод опирается на конст- Руирование и переконструирование новых программ воспитания и обу- Чения и способов их реализации. Таким образом, формирующий экспе- Римент выступает как метод экспериментального развивающего воспи- Тания и обучения детей. Кроме формирующего эксперимента, в психологии выделяют ес- Тественный, лабораторный, экспериментально-патологический и неко- Торые другие виды экспериментов. Лабораторный эксперимент – это исследование, проведенное В некоторой искусственной обстановке (например, в лаборатории), в ос- Нове которого лежит специально созданная ситуация, позволяющая экс- Периментатору фиксировать интересующие его зависимости. В отличие От естественного лабораторный эксперимент предполагает организацию Достаточно искусственной, необычной для учащихся системы заданий И условий их выполнения. Испытуемый в условиях лабораторного экс- 130 Перимента знает, что с ним экспериментируют, но, как правило, лишен Информации о характере задач, которые решает социальный психолог В эксперименте. Естественный эксперимент (впервые предложен А. Ф. Лазурским В 1910 г.) по своему замыслу должен исключить то напряжение, которое Возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, И перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, бе- Седа, игра, приготовление домашних заданий и т. д.). Примером естест- Венного эксперимента может служить исследование зависимости про- Дуктивности запоминания от установки на длительное сохранение мате- Риала в памяти. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого- Педагогического исследования, называют психолого-педагогическим Экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познава- Тельных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при Выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т. д. Следует сказать, что в последние годы некоторые психологи И философы утверждают, что «в психологии эксперимент невозможен». С этим положением можно согласиться, если под экспериментом пони- Мать классический естественно-научный эксперимент, а не социальный Эксперимент и его differentia specifica. В социально-гуманитарных науках широко применяется сравни- Тельный (компаративистский) метод, опять же с учетом специфики их предмета. Так, в психологии этот метод реализуется в двух вариантах. Сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и другим параметрам – метод поперечных срезов. Поперечные срезы – Это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онто- Генеза (младенчество, детство, юность и т. п.), полученных в исследова- Ниях соответствующих контингентов. Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени – лонгитюдный метод (от лат. long – длинный). Длительное систематическое изучение одних и тех же испытуемых по- Зволяет определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз Жизненного цикла человека. Лонгитюд широко применяется при изуче- Нии возрастной динамики, преимущественно в детском возрасте (осо- Бенно близнецов). Назовем еще некоторые из своеобразных методов, подходов и принципов, характерных именно для социально-гуманитарного познания: – симуляционный метод (проведение наблюдения в специальной Обстановке, нечто промежуточное между наблюдением и экспериментом часто используется в системе обучения в виде различных тренингов); 131 – интервью (устный опрос); анкетирование (письменный опрос); свободная беседа; – тестовый метод (особенно популярен в психологии); – изучение документов (где документ имеет весьма широкое зна- Чение. Письменные источники, бытовой инвентарь, произведения ис- Кусства, одежда и многое другое могут выступать объектами целена- правленного изучения); – анализ содержания, или контент-анализ [метод количественного Выявления точного содержания сообщений (пропаганды, официальных Речей и т. п.), при котором используются формализованные процедуры Изучения скрытого содержания, представляющие результат в численном выражении]; – социометрические методы (составление социограмм, социомат- риц для визуализации и изучения внутригрупповых взаимоотношений); – биомедицинские исследования (изучение функциональных харак- теристик организма, состояния здоровья, генетического статуса и др.); – активное вмешательство (использование возмущающего воздей- Ствия в исследовательских целях – вмешательство в процессы коммуни- кации, воспитания и т. п.); – моделирование (например, проведение деловых игр в исследо- вательских целях); – клинический метод, ориентированный на длительное и разно-
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |