Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Филиал Волго-Вятской академии государственной службы

В г. Рыбинске Ярославской области

 

Контрольная работа

По курсу: "Государственные и муниципальные финансы"

Вариант 4

 

Студент: Мокриенко О.С.

Группа:______ГП 3-07_______

№ зач.кн.______1734_________

Преподаватель:Потапенко Н.А.

Оценка:____________________

Дата:_______________________

 

Рыбинск, 2009 г.

Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания

Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга:

· соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии);

· структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности;

· механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий;

· порядок выпуска и обращения государственных займов;

· порядок предоставления и возврата государственных кредитов;

· порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним;

· другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

В этой связи принято говорить об управлении государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием.

Согласно ст. 100 БК РФ муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах (п. 3 ст. 100 БК РФ).

В объем муниципального долга включаются:

1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием (п. 4 ст. 100 БК РФ) [1, 3, с. 187].

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга (п. 5 ст. 100 БК РФ). Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет (п. 6 ст. 100 БК РФ). Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (п. 3 ст. 101 БК РФ).

Раздел 2. Виды управления государственным долгом

Управление государственным долгом можно условно разделить на стратегическое и оперативное. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

Прежде всего, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают:

· предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;

· источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;

· предельный размер внешних заимствований;

· предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам – участникам СНГ;

· направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;

· верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

При этом руководствуются Бюджетным кодексом, где определено, что:

1. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации

2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации

    Кроме того, по представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Эти органы определяют

· генеральные условия выпуска отдельных займов;

· порядок эмиссии и обращения долговых обязательств;

·   время выпуска очередного займа и условия его функционирования;

· организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг;

· организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств;

· организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий;

· осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. При этом они исходят из норм заложенных в федеральном законодательстве.

Обслуживание и погашение государственного внутреннего долга осуществляет Центральный банк РФ. Банк проводит свою работу на основе специальных соглашений с Минфином РФ. Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Вопросы обслуживания внутреннего долга освещены в статье 119 Бюджетного кодекса.

Обслуживание муниципального долга производится в соответствии правовыми актами органов местного самоуправления (п. 6 ст. 119 БК РФ).

Поступления средств от займов отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета, а расходы на обслуживание долговых обязательств по муниципальным ценным бумагам как расходы на обслуживание муниципального долга.

Предоставление муниципальных гарантий (МГ). МГ предоставляются юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. Решением о бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень муниципальных гарантий на сумму, превышающую 0, 01% расходов местного бюджета. Они предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления, который обязан провести проверку финансового состояния получателя гарантии.

Бюджетные учреждения в РФ не имеют права получать кредиты у кредитных организаций, юридических и физических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Муниципальные унитарные предприятия регистрируют свои займы у третьих лиц в соответствующем финансовом органе, который и ведет реестр их задолженности.

Система учета и регистрации муниципальных заимствований. МО РФ регистрируют свои займы в Министерстве Финансов РФ. Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченным органом в муниципальную долговую книгу в срок не более 3 дней с момента возникновения обязательств. Эта информация в обязательном порядке передается органу, ведущему долговую книгу субъекта РФ и затем в государственную долговую книгу РФ. Муниципальная долговая книга содержит информацию об объеме долговых обязательств МО (в т.ч. гарантий), о дате заимствований, о формах обеспечения, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другую информацию, состав которой определяется представительным органом местного самоуправления муниципальных заимствований.

Ответственность по муниципальным облигациям. Отличие муниципальных займов от государственных состоит в том, что выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местного бюджета. Государство не несет ответственности по обязательствам МО, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Порядок выпуска муниципальных облигаций, размещения, обращения, и распространения их определяется законодательством РФ. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом ОМС о местном бюджете на текущий финансовый год. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения бюджета.

Методологические подходы к организации муниципальных займов в РФ.

Данная проблема достаточно подробно была рассмотрена в трудах русских экономистов Л.А. Велихова, А.В. Чаянова. Они исходили из той посылки, что займы носят возвратный характер и должны использоваться только на развитие МО. Велихов выделял обыкновенные (текущие) расходы коммун и чрезвычайные (не постоянные). Для покрытия этих расходов должны использоваться различные источники доходов, которые можно назвать экстрординарными:

- отчуждение имущества;

- заблаговременное накопление фондов;

- субсидии государства;

- заем или кредит.

Особую важность для развития территорий имеют заемные средства. Источниками их могут выступать:

- население;

- государство;

- частные кредитные учреждения;

- другие органы местной власти (взаимный кредит).

Наиболее значимой формой муниципальных займов является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач.

Велихов выделяет четыре формы взаимного кредитования:

- посредничество при отыскании нужных кредитов;

- создание учреждений для взаиморасчетов между МО-ми без посредства денег;

- муниципальные банки, в которых ответственность ограничена долей участия каждого МО.

- муниципальные банки взаимного кредита с солидарной ответственностью.

Применение той или иной формы взаимного кредита зависит, прежде всего, от величины МО и его финансово-экономической мощности. Сейчас в РФ существуют МО с формирующими ФПГ (финансово-промышленными группами), где учитываются все 4 формы взаимного кредитования и МО, которые объединяют муниципальные гарантии для получения наиболее дешевого и крупного займа.

Современный научный и нормативно-правовой подход к муниципальным заимствованиям России состоит в том, что они рассматриваются как один из источников образования муниципальных финансов, в частности, источник финансирования дефицита местного бюджета (по проекту или в ходе его исполнения), источник финансирования бюджета развития (капитальные вложения) или целевых муниципальных программ.

Практика муниципальных заимствований в РФ показывает, что многие МО использовали и используют данный механизм мобилизации финансовых ресурсов на территории. Этот инструмент применяется и для финансирования дефицита местного бюджета через муниципальные облигации и кредиты коммерческих банков и для финансирования целевых муниципальных программ капитального характера (предусмотренных Уставом МО), например, строительство жилья в городе, обновление подвижного состава общественного автотранспорта, другое. Остановимся на этом поподробнее.

Использование муниципальных займов для финансирования капитальных затрат. Органы местного самоуправления осуществляют капитальные расходы, в основном, за счет средств бюджета развития. Регулирование этих расходов должно предусматривать:

Создание в соответствующих муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- установления льгот по уплате местных налогов;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения путем муниципальных займов;

Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

- размещения на конкурсной основе средств местного бюджета для финансирования инвестиционных проектов.

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, кроме того, вправе предоставлять на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет местных бюджетов.

Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами на очередной финансовый год.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительным органом местного самоуправления.

Средства бюджета развития должны аккумулироваться на специальных счетах, открываемых отделениями Федерального казначейства или учреждениях Центрального банка РФ или банка, обслуживающего соответствующий местный бюджет.

Средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе.

Управление бюджетом развития осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные (специально созданные) ими органы.

Порядок и условия предоставления средств из бюджета развития должны быть разработаны представительным органом местного самоуправления и не должны противоречить действующему. Очень многие МО РФ - крупные города имеют положительный опыт использования займов для финансирования развития локальной территории (г. Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль и другие). Также необходимо отметить, что большинство МО РФ имеют и большие проблемы по обслуживанию своих муниципальных долгов и, особенно, погашению их. Отсюда, анализ методики и практики муниципальных заимствований в РФ имеет большое научное и прикладное значение.

Таким образом, в широком смысле слова, в качестве муниципальных займов рассматриваются денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита местного бюджета от физических и юридических лиц (резидентов или нерезидентов) на основании заключенных договоров, по которым возникают долговые обязательства МО как заемщика или гаранта.



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)