Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Рекомендуемая литература. А) Основная литература. 1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982. 3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. 4. Массен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте: Сб. Общая психология [ред. Петухов В.В.] Вып.2 «Субъект деятельности». М.: МГУ. С.240-243. 5. Мамардашвили М.К. Философия и личность: Сб. Общая психология. [ред. Петухов В.В.] Вып.2 «Субъект деятельности». М.: МГУ. С.262-269. 6. Профилактика, сохранение и укрепление здоровья: систематика и общие аспекты// Клиническая психология [Под ред. М.Перре, У.Бауманна]. СПб.: Питер, 2002. С. 466-497. 7. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска.// Материалы УШ-Х симпозиумов. [Ред. Бодалев А.А. и др.]. М.: РАГС, 2005. 228 с.
Б) Дополнительная литература. 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982. 2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Психология Отечества. М., 1996. 3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. 4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 5. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. МОДУЛЬ 2 Основы нейропсихологии детского возраста Цель: Знакомство с теоретической и практической подготовкой к проведению нейропсихологической диагностики и коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике трудностей обучения детей с парциальными отклонениями в развитии ВПФ. Задачи: - Овладение теоретическими основами детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению; - Знакомство с основными методами нейропсихологической коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике отставания в развитии ВПФ. Компетентность: Знание основ нейропсихологической диагностики в детском возрасте. Коммуникативность: Сформированное умение взаимодействия с детьми с нейропсихологическими нарушениями, их родителями. А) слушатель должен знать и уметь использовать: · Понятие «нормы» в нейропсихологии; · Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению; · Основные методы диагностики развития высших психических функций; · Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения. Б) слушатель должен иметь навыки: · Элементарной диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения. · Организации помощи детям с трудностями обучения. В) слушатель должен иметь представление о: · Концепции А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга и их значения для анализа трудностей обучения. · Значение теории интериоризации психических функций Л.С.Выготского для построения эффективных методов коррекционно-развивающего обучения.
Г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: нейро- и патопсихологии, психологии развития.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Объем модуля и виды учебной работы. Вид учебной работы Всего часов Общая трудоемкость 24 Аудиторные занятия: 20 Лекции 10 Практические занятия (СЗ) 10 Самостоятельная работа (СР) 4 Экзамены - Зачет +
Содержание модуля Разделы модуля и виды занятий
Содержание разделов Раздел 1. Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению. Принципы нейропсихологии Выготского-Лурии. Структурно-функциональная организация мозга и ее становление в онтогенезе. Социальный генезис высших психических функций (ВПФ). Теория формирования ВПФ как процесса интериоризации (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин). Понятие «зона ближайшего развития» и его применение в нейропсихологической диагностике и коррекции. Динамическая организация и локализация ВПФ. Понятие функциональной системы и возможность перестройки функциональных систем. Концепция А.Р.Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. Функции блоков. Иерархическое строение блоков мозга. Общие закономерности созревания блоков. Соотношение биологического и социального в формировании психических функций. Нейропсихология индивидуальных различий как основа применения нейропсихологических методов в школьной практике. Раздел 2. Методы диагностики развития высших психических функций. Формирование функций III и II блоков мозга и их диагностика. Переработка кинестетической, слуховой, зрительной, полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации. Эфферентная (серийная) организация произвольных движений и действий. Становление серийной организации. Методы диагностики: уровень мануальных движений, уровень артикуляторных программ, синтаксический уровень, уровень текста. Программирование и контроль произвольных действий. Становление произвольной регуляции действий. Переработка кинестетической информации. Роль кинестетической информации в организации произвольных действий (по Н.А.Бернштейну). Переработка слуховой информации. Роль левого полушария в переработке слуховой информации. Переработка зрительной информации. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительной информации. Роль речи в формировании зрительных образов. Переработка полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации.
Раздел 3. Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения. Нейропсихологические основы коррекционно-развивающего обучения. Методы развития и коррекции ВПФ. Необходимость синдромного (системного) анализа картины недоразвития ВПФ и выявления первичного дефекта. Учет принципа системного строения ВПФ в коррекционном обучении. Стратегии нейропсихологической реабилитации: (1) аналитические: а) «атака слабости», б) развитие «сильных» компонентов, в) смешанные; (2) холистическая – интерактивный подход; (3) системная – создание (развитие) функциональной системы с опорой на сохранные звенья и «выращивание» слабого звена в процессе специально организованного социального взаимодействия. Общие вопросы организации коррекционно-развивающего обучения. Тематический план лекций. 1. Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению. 2. Методы диагностики развития высших психических функций. 3. Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения. Тематический план практических занятий. 1. Системность строения высших психических функций. Анализ системного строения функции письма. 2. Методы диагностики процессов переработки кинестетической информации. Трудности в речи и письме у детей с отставанием в развитии функций переработки кинестетической информации. Методы диагностики процессов переработки слуховой информации. Трудности в речи и письме у детей с недоразвитием слухоречевых функций. Методы диагностики процессов переработки зрительной информации. Варианты трудностей обучения у младших школьников с отставанием в развитии зрительных функций. 3. Методика развития функций программирования и контроля действий «Школа внимания» (Н.М.Пылаева, Т.В.Ахутина, 1997). Организация учебной деятельности и взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем обучении. Разработка коррекционно-развивающих программ на основе функционального нейропсихологического диагноза. Методы контроля успешности коррекционных курсов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |