Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Этимология термина «благотворительность»



2019-12-29 462 Обсуждений (0)
Глава 1. Этимология термина «благотворительность» 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

Благотворительность является одной из актуальных тем нашего времени. На данный момент благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом №135 от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующим положением Конституции Российской Федерации (ст.39) и Гражданским кодексом. Считаю нужным отметить, что, в отличие от других стран, благотворительность в России не облагается налогами.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольческая деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст.1).

Закон не только дает определение благотворительности, но и четко определяет цели благотворительной деятельности.

Наша цель – проанализировать благотворительную деятельность учреждений во второй половине XIX – начале XX века и нашего времени.

Задачи исследования: во-первых, рассмотрение различных аспектов благотворительности, во-вторых, исследование благотворительной деятельности учреждений в обозначенный период.

Тема благотворительности еще мало изучена. Наибольшую информацию о благотворительности предоставляет О. Жирнов в своей работе "Вятский городской общественный Федора Веретенникова банк»[1]. Помогает в изучении темы благотворительности и Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона[2]. Особый интерес представляют статьи К. Ощепкова[3].

Не стоит забывать, что, освещая общественную деятельность, мы можем проанализировать дух прошлых веков. Что немаловажно, изучение данной темы может рассказать нам о социально-политическом, культурном и экономическом развитии нашего региона и в целом всей страны. Более того, заметна тенденция повышения или понижения расходов учреждений в Вятской губернии и в целом по России в разные годы в связи с часто меняющимся экономическим положением в стране.

Не стоит также забывать, что благотворительность в наше время является очень почетным и уважаемым занятием. Она свидетельствует о гуманности, широте души и бескорыстности.

 

Глава 1. Этимология термина «благотворительность»

Благотворительность - почти забытое в советское время явление - на исходе XX столетия вновь возвращается в повседневную жизнь. Возвращается медленно, но закономерно, вследствие тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа. Человеческой природе свойственно сострадание, и все чаще проявляется сегодня потребность оказать помощь ближнему, тем более что в последние годы у части населения появилась для этого реальная возможность.

Прерванная традиция добролюбия и попечения о нуждающихся, имевшая когда-то, еще в дореволюционной России, широким образом проявляться, заставила нас обратиться к опыту прошлого.

В России, с ее исторически сильным владычеством государственной и церковной власти, традиция попечительства о нуждающихся всегда была заметной. В большой степени опорой народа в трудные годы были монастыри. Православные обители не только спасали население от голода в неурожайные годы, но и обеспечивали крестьян при необходимости зерном для посева. В монастырях сберегали на этот случай своего рода " страховой" фонд ". Там находили приют немощные и осиротевшие; желающие могли приобщиться к началам грамоты и средневековой образованности, церковному искусству. В случае критической ситуации в стране - например, в голодные годы начала XVII века - на помощь народу приходила царская власть: по распоряжению Бориса Годунова были открыты государевы житницы, из которых людям раздавался хлеб. Вплоть до XIX века в российском обществе оставалось не так много места для проявления частной благотворительности на западный образец. Тем не менее, бояре и богатые купцы нередко жаловали огромные суммы на " милостыню бедным "[4].

Простор для развития благотворительной деятельности в рамках гражданского общества открылся в России, пожалуй, лишь с великих реформ императора Александра II, освободивших страну от излишней опеки власти. Пионером частной благотворительности " английского типа " стал близкий родственник императорской фамилии - принц П. Г. Ольденбургский. Вслед за ним на поприще частной благотворительности появляются фигуры известных промышленников и купцов, деятелей искусств и огромное число работников земского и городского самоуправления, общими усилиями которых к началу ХХ столетия в России складывается настоящая система попечительства, способная помочь человеку любого возраста, попавшему в беду: ребенку - сироте, немощному, больному, старому, оказавшемуся без пищи и крова.

Развивающаяся, действительная карта помощи нуждающимся в те годы не была столь однозначно привлекательной, какой она выглядит на парадных снимках. И все же в отечественной истории не было другого периода, когда общественность так широко откликалась бы на беды сограждан. Чтобы оценить распространенность добровольной помощи ближним и ее размеры, достаточно вспомнить всероссийский размах кампании помощи голодающим в 1891 - 1892 году, во главе которой стояли известнейшие люди страны. Обилие благотворительных комитетов и обществ в предреволюционные годы, сборы средств на борьбу с тифом и туберкулезом, организацию попечения о детях, семьи которых пострадали во время Первой Мировой войны. Конечно, во всем этом было много показного, но гораздо больше - искреннего, идущего от сердца желания помочь нуждающимся, поддержать его. Это ощущение нравственной обязанности протянуть руку слабому - долг каждого человека, сознающего свою ответственность за другого - быть может, самое ценное, чему может научить нас прежняя Россия, Россия, которую мы потеряли[5].

Считаем нужным уточнить, что "благотворительный" - это имеющий целью оказание помощи неимущим. В русском языке XI - XVII века известны только слова " благотворитель ", "благотворец", " тот, кто делает другим добро, благодетель ". Собственно русское производное прилагательное с суффиксом "-ный " от русского " -услав. благотворитель"[6].

В XIX – начале XX века благотворительность становится всенародным движением, охватившим все слои общества и все этносы страны[7]. К примеру, старообрядческие купцы занимались благотворительностью не только по отношению к своим общинам, но и в светской сфере, в рамках благотворительных обществ. Они помогали больницам, многочисленным общественным организациям. Отличительной особенностью является то, что старообрядцы практически не участвовали в благотворительности на нужды образования и искусства. В России также являлась распространенной традиционная мусульманская благотворительность, но она обеспечивала средствами лишь собственные мечети[8].

Наряду с государственной, церковной и земско-муниципальной благотворительностью в дореволюционной России значительное распространение получила филантропия частная. Особенно интенсивно она развивалась в пореформенную эпоху, то есть с 1860-х годов и до начала ХХ века. К 1890 – м годам 75 % средств, израсходованных в России на филантропические цели, были частными. Первоначально среди жертвователей и меценатов преобладали представители дворянства, землевладельцы, но с развитием частной торговли и промышленности на ведущие позиции вышли предприниматели. Это связано, в первую очередь, с общим процессом экономического развития России. Период от крестьянской реформы 1861 года до революции 1917 года в истории нашей страны может считаться временем относительно свободного развития частного предпринимательства, а, следовательно, и благотворительности[9].

Благотворительный - склонный к благотворению; готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении - устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих или ради попечения об них[10].

Меценат - (между 74 и 64 гг. - VIII в. до н.э.) в Древнем Риме приближенный императора Августа. Покровительство поэтам сделало имя "Меценат" нарицательным. Меценат оказывал покровительство и поддержку Горацию и Вергилию. С его именем отождествляют меценатство и филантропию - покровительство наукам и искусствам, помощь неимущим и благотворительность.

Благотворительность за годы советской власти, как и понятия, сердоболие, призрение ушли из нашего обихода, стали анахронизмами. В большой советской энциклопедии о благотворительности сказано, что это "помощь, лицензионно оказываемая представителями господствующего класса", в обществе нет нужды и бедности, а потому и нет благотворительности[11]. Но слово благотворительность состоит из двух частей - "благо" и "творить". И разве необходимость творить благо могло когда-нибудь устареть или иметь какие-либо временные рамки? Русскому человеку изначально присущи такие качества, как сострадание, доброта, сочувствие, сердоболие, без различия сословий.

Чтобы понять в полной мере размах благотворительных пожертвований прошлого, надо учитывать, что 100 тыс. рублей XIX века, сегодня эквивалентны примерно 1 млн. американских долларов[12].

Благотворительность как культурный концепт является своеобразным зеркалом, отражающим целый пучок социальных взаимосвязей. Видный французский лингвист Эмиль Бенвенист в своем классическом труде "Словарь индоевропейских социальных терминов" уделил особое внимание группе понятий давать - брать в индоевропейском словаре. Здесь переплетаются религиозные аспекты (дар как жертва), экономические (передача имущества) и юридические (смена владельца). Примечательно, что с древнегерманского языка термин переводится, как "поделить мое добро между бедными". Аналогичные переводы встречаются и в древнегреческом языке. Понятие бесплатности, безвозмездности в латинском языке одновременно относится и к сфере экономики, и к сфере морали, поскольку оно связано с денежными отношениями и со сложным понятием "милость, благодеяние, благодать".

Серьезной ошибкой можно считать предположение, что явление благотворительности имеет лишь экономический смысл. Помимо нормального процесса обмена, благотворительность - это нечто, передаваемое безвозмездно, в знак благодарности. Более того, процесс дарования в сфере благотворительности имеет мощный религиозный подтекст. Глагол "благотворить" и производные от него пришли в русский язык в процессе восприятия христианской религии и византийской литературы. В греческом языке данный термин являлся синонимом добротворения.

Что касается XIX века, то словоупотребление термина "благотворительность" и родственных слов нашло отражение в "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля. Он приводит слова: " благо " как синоним добра; "благота" как обилие, богатство, достаток; "благость" как высшая степень любви и милосердия, соединение всех добродетелей. Отмечено, что в сложных словах корень "благо" сохраняет значение "добро".

В XIX веке наряду со словом "благотворитель" в лексикон вошло слово "жертвователь". Реже употребимым были синонимы "донор" и "донатор".

Для обозначения заведений употреблялся ряд терминов. Богадельня - заведение для призора дряхлых, увечных и неисцелимых нищих. Название "приют", которое первоначально означало "пристань, пристанище, кров, скрывище, убежище, прибежище, приклон, спокоище" со временем стало употребляться также применительно к заведениям "для призрения дряхлых, убогих, или сирых" (богадельни) и к детским приютам (воспитательные заведения). До 1917 года слово "убежище" также употреблялось, но реже, чем богадельня или приют.

Термин "призрение" (вариант общественное призрение) происходил от глагола "призревать", то есть "бросить на кого - либо взгляд с сочувствием, состраданием", а также "приютить". Термин "призрение" означает деятельность, связанную с социальной реабилитацией основных категорий населения, нуждающихся в защите, - детей, стариков и инвалидов, то есть тех, кто не мог себя прокормить собственным трудом. Термин "общественное призрение" употребляли в названии административных органов и в государственном делопроизводстве. Весьма употребительным было также слово "попечение" (забота, старание о ком - либо) и производные от него - "попечительство" (как тип учреждения) и "попечитель" (лицо, покровительствующее учреждению, но не состоящее в нем на службе). Получившие распространение примерно с начала XIX века термины «помощь бедным, помощь нуждающимся» были весьма применимыми в течение XIX - начала XX веков и возможно дословно воспринятыми из английского языка (poor relief).

В употреблении термина "благотворительность" в первой половине XIX века наблюдается фокусировка - он все более применялся не к государственной деятельности, а к области общественной активности, связанной, в первую очередь, с передачей юридическим или физическим лицам (но только не субъектами государства) денежных и материальных средств для помощи нуждающимся. Естественно, что сами заведения могли быть государственными, но целесообразно использующими такую помощь.

Наряду с терминами, происходившими из средневековых рукописных памятников, с конца XVIII века лексический ряд понятий благотворительности стал пополняться также терминами, которые представляли собой кальки с западноевропейских слов или словосочетаний. Так, вошедший в это время термин "филантропия" (человеколюбие) пришел не из греческого, а из английского языка, в котором употреблялись как синонимы charity и philanthropy.

Что же касается стран Европы и Северной Америки, то за последние сто лет повсеместное употребление приобрел термин social wet face (общественное благоденствие, общественное благополучие). Будучи обозначением, как определенной социальной политики, так и конкретной деятельности, этот термин не имеет русского аналога, как, впрочем, не имеет аналогов в российских жизненных реалиях, ибо применим, на наш взгляд, лишь к государствам с высоким качеством жизни и развернутыми государственными социальными программами. Понятие social welfare включает в себя также систему мер, проводимых государством и общественными организациями для поддержания определенного прожиточного минимума для нормального существования всего населения страны в экономическом, общественном и правовом смыслах.

В советский период "призрение" было заменено на "социальное обеспечение", а в кризисные 1990 - е годы на более подходящее понятие "социальная защита". В круг действия органов социальной защиты в последнее десятилетие было включено решение специфических вопросов здравоохранения, образования, обеспечения в старости, труда и многих других, относящихся к благополучному существованию населения и осуществлению основных гражданских прав личности.

Обобщая очерк терминологии, следует сказать, что до сих пор четких границ понятия "благотворительность" в русском языке не существует. Не редко не только в журналистике, но и в учебной и даже в научной литературе проявляется заблуждение, что всякое доброе дело есть благотворительность. Но такая дефиниция в корне ошибочна.

Строго говоря, только оказание бескорыстной помощи частными лицами частным же лицам можно называть "благотворительностью" в полном смысле слова. В России с XVIII века (а в западноевропейских странах раньше) помощь нуждающимся стала развиваться (сначала слабо, затем все сильнее), наряду с благотворительностью, как социальная обязанность государства по отношению к подданным (гражданам). Основным критерием для проведения границы между функцией государства и частной деятельностью (то есть благотворительностью) в деле помощи бедным является тип источника финансирования (из государственного бюджета или из доходов частных лиц) и институциональное оформление этой помощи (государственный или гражданский характер заведения, акции, отдельного случая). Несомненно, благотворительность редко существует в чистом виде, чаще всего этот способ социальной коммуникации носит синтетический характер: к примеру, посредником к передаче денег, продуктов питания и медицинского оборудования от частного лица или группы лиц может выступать как государственный орган, так и общественная организация или же частное лицо.

В разные исторические эпохи воззрения по вопросу помощи согражданам, неспособным прокормить себя собственным трудом, как и оптимальные практические способы помощи им, были разными. Однако в целом идея социальной обязанности государства поддерживать экономически слабые категории граждан получила воплощение в социальной политике развитых стран и стала одним из основных достижений гражданского общества. Но имея реальное воплощение в регионах, где действует модель устойчивого развития и экономика относительно стабильна, государственная функция защиты малоимущих зачастую терпит крах в странах с несбалансированным и слабым бюджетом. Поэтому в современном мире дискуссии о разумных пределах помощи развитых стран бедным государствам, государственных и общественных структур малоимущим гражданам внутри собственного государства - вновь и вновь стоят на повестке дня в международных организациях, правительственных сферах, в общественном мнении.

В этих условиях благотворительность проявляет себя как динамичный институт, способный быстро реагировать в экстренных ситуациях, свободный от бюрократических оков и, зачастую, от личных амбиций самих же жертвователей.



2019-12-29 462 Обсуждений (0)
Глава 1. Этимология термина «благотворительность» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Этимология термина «благотворительность»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)