Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение теории утилитаризма к вопросам государства и права



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Применение теории утилитаризма к вопросам государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




Бентам считает, что закон сам по себе - зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. «Каждый закон есть нарушение свободы». Тем не менее, получается, что закон - зло неизбежное, так как без него невозможно обеспечить безопасность. Главным предметом заботы законодательства Бентам называет частную собственность: «Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет существовать».

Обеспечение безопасности, считал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе. Пытаясь найти ответ на вопрос о пределах законодательного регулирования, Бентам анализирует «нравственные обязанности», которые делит на две группы.

В первую группу попадают нравственные обязанности по отношению к себе, которые составляют правила благоразумия. Поскольку причинить вред самому себе можно только случайно, страх возможных последствий этой ошибки является достаточным и единственным стимулом, предупреждающим такой вред. Поэтому законодатель не должен регулировать те действия и отношения, где люди могут вредить только сами себе. Бентам приводит в пример попытку законодательным путем искоренить пьянство, разврат, расточительство, которое принесет больше вреда, чем пользы, ибо приведет к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности.

Во вторую группу попадают «обязанности по отношению к общему благу», где законодательство определяет налоги и некоторые другие обязанности лиц.

Поэтому, исходя из теории Бентама, законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими – стороны сами, руководствуясь «моральной арифметикой», определяют условия договора, исходя из «собственной пользы». Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные капиталистом наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту. В данном случае необходимо помнить, что в то время рабочий класс еще не имел собственных организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности.

Вместе с тем во многих сочинениях Бентама можно встретить дух резкой критики устаревших политических и правовых учреждений Англии и континентальной Европы.

Бентам настаивал на реформе права, его кодификации, отмене ряда феодальных институтов, за совершенствование системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории доказательств и т.п. Со своими проектами он обращался к правительствам Англии, Франции, России, Испании, США и других стран.

Известную эволюцию претерпели взгляды Бентама на наилучшую форму правления. Вначале он одобрял конституционную монархию в Англии, высказывался за высокий имущественный ценз, долгосрочное избрание представительства. В этот период он резко осуждал демократию как анархию. Однако под влиянием буржуазных радикалов, ставивших вопрос об упразднении ряда феодальных пережитков в государственном строе Англии, Бентам меняет свои взгляды. Известную роль в этом сыграло и упрямое нежелание правительства внять его призыву о реформе права.

Потом Бентам начинает выступать с острой критикой монархии и утверждает, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) принадлежит народу. В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) уже настаивал на демократических позициях, которые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, он настаивает на республиканском устройстве государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он – за их кооперацию, взаимодействие, ибо «эта взаимная зависимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход... Если бы власти были безусловно независимы, между ними были бы постоянные столкновения». Будучи твердым приверженцем демократически-республиканского строя, Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов.

С точки зрения Бентама, демократизировать следует не только организацию непосредственно государственной власти – демократизации подлежит в целом вся политическая система общества. В этой связи он борется, в частности, за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление избирательного права также и женщинам. Он надеялся, что с помощью институтов демократии (в том числе таких, как свободная пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т.п.) можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной властей.

Назначение правительства, по Бентаму, гарантировать в первую очередь безопасность и собственность подданных государства, т.е. выполнять по преимуществу охранительные функции. Он полагает, что у правительства нет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека, и тем более нет права навязывать ему (индивиду) такое представление и во что бы то ни стало осчастливливать его. Очень занимал Бентама вопрос об объеме правительственной деятельности, ее направлениях и границах. По этому вопросу он высказывался неоднозначно. Однако в принципе он склонялся к тому, что во всяком случае прямое вмешательство государства в сферу экономики крайне нежелательно, так как может привести к весьма негативным результатам. Надо помнить, что Бентам был учеником и последователем А. Смита.

Труды Бентама значительно повлияли на развитие буржуазной политико-правовой идеологии. Его даже называли Ньютоном законодательства. Теория утилитаризма была далее развита его последователем Дж. Ст. Миллем, а ее методология и этика оказали большое воздействие на аналитическую школу Дж. Остина.

 

Заключение

В данном эссе была рассмотрена концепция утилитаризма И.Бентама. Суть его теории можно выразить в четырех постулатах: 1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; 2) полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений; 3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей; 4) максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Хоть Бентам входил в один ряд с английскими либералистами XIX в., однако его концепция заметно отличалась от существующих. Если другие либералисты говорили о свободе и самоутверждении индивида, автономии личности, то в центре внимания Бентама были интересы и безопасность личности. И.Бентам считал, что человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь.

В этом отношении интересна его правовая точка зрения, где Бентам настоятельно рекомендует ограничить законодательное регулирование в отношении «нравственных обязанностях» человека, которые заключаются в обязанностях по отношению к себе и составляют правила благоразумия. Бентам считает, что человек нарушая нравственные обязанности по отношению к себе, сам наносит себе вред. И поэтому попытка законодательным путем искоренить пьянство, разврат и расточительство ни к чему хорошему не приведет, как только к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности.

Однако его невмешательство законодательства в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими оправдывается только временем, в котором еще не существовало организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности.

Говоря об организации государственной власти, Бентам настаивал на демократических позициях, причем демократизации подлежала вся политическая система общества.

Заслуга Бентама состоит в его стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происшедшими в обществе социально-экономическими и политическими переменами. Он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам. Главная общая цель всей общественной системы, по Бентаму, наибольшее счастье наибольшего числа людей.

История политико-юридической мысли XIX-XX вв. свидетельствует о том, что ряд идей Бентама оказал ощутимое влияние на развитие правовой науки. Так, бентамовское соотнесение законодательства с социальными целями и балансом интересов послужило становлению социологической школы права. С другой стороны, бентамовский подход к вопросу о соотношении естественного права и закона по-своему предвосхищал юридико-позитивистскую школу права.

 

Список литературы

1. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. - 568 с.

2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. – 944 с.

3. Козырев Г.И. Введение в политологию. – М.: Академический проект, 2004. – 408с.

4. Лучков Н.А. Политология: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2006. – 360с.

5. Малинова О.Ю. Либерализм в политическом спектре России. - М.: ИНИОН РАН, 2007. - 198 с.

6. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем. - М.: Ин-т философии РАН 1996. - 298 с.

 


[1] История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. – С.467

 

[2] Малинова О.Ю. Либерализм в политическом спектре России. - М.: ИНИОН РАН, 2007. – С.15

[3] История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. – С.468

[4] Там же. – С.468

[5] История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. – С.35

[6] Там же.  – С.36



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Применение теории утилитаризма к вопросам государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение теории утилитаризма к вопросам государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)