Обязательное образование
Образование является обязательным для всех учащихся до 16-летнего возраста (включительно) – статья 19 Закона об образовании Республики Литва. Состоит из четырех лет начальной школы, за которой следуютшесть лет основного образования (нижняя ступень среднего образования) – в общей сложности десять лет. Обязательное образование обеспечивают государственные, а также частные школы в случае принятия ими Генерального базового учебного плана. В дополнение к нему Министерство образования и науки предлагает 4 варианта обучающих планов, в которых учитывается специфика школы. Кроме того, Генеральный базовый учебный план допускает разработку рабочих учебных планов с внесением изменений от 20 до 30 %. Учебный план отражает не только область знаний, но область умений и способностей, область человеческих качеств и характера. Изменилось определение понятия образованный гражданин - это самомотивированный человек, обладающий способностями думать, решать проблемы, применять высокоорганизованные интеллектуальные умения для обработки информации и принимать компетентные решения. Учебные планы и стандарты создают баланс между качеством необходимых знаний и быстротой усвоения интеллектуальных, социальных и гражданских качеств. 1. Начальное образование Функционирование начального образования исходит из принципов “Главного базового учебного плана для начальной школы”. Учебный план включает 8 обязательных предметов: · Нравственное образование (по выбору родителей дети могут получать религиозное обучение согласно их вероисповеданию или уроки этики) · Литовский язык · Восприятие и понимание мира · Математика · Искусство · Музыка · Физическая культура · Один иностранный язык. В базовом учебном плане не расписано еженедельное количество уроков по каждому предмету, но эта цифра отражается в планах. В дополнение к обязательным определенные предметы являются факультативными. В зависимости от направления обучения школам разрешается вносить небольшие изменения в учебный план при условии обязательного сохранения: в 1-4 классах – один урок по нравственному образованию каждую неделю, 7-8 уроков литовского языка, 2 часа – восприятие и понимание мира, 4-5 часов – математика, 3 часа – искусство, труд, музыка и физическое образование, 2-3 урока иностранного языка. Ученики начальной школы не сдают экзамены. Применяется 10-бальная система оценки знаний. 2. Нижняя ступень среднего образования Учебный план нижней ступени среднего образования (основная ступень) устанавливает перечень обязательных и факультативных предметов. Общее количество уроков – от 27 до 31. В число обязательных входит 16 предметов: · Нравственное образование (религия или этика) · Литовский язык · 2 иностранных языка · Математика · Природа и человек · Биология · Физика · Химия · История · Граждановедение · География · Живопись · Музыка · Труд и физкультура. Эти предметы обязательны для всех учащихся, но на их изучение может быть отведено различное количество уроков. Генеральная концепция литовского образования выдвинула новые требования к профессии учителя: им разрешен выбор обучающих методов, рекомендованы активные формы обучения, в число которых входят дискуссии, работа в команде, моделирование “мозгового штурма”, проекты, экспериментирование, внешкольные задания, интегрированное обучение и различные виды индивидуальной работы. Верхняя ступень средней школы После завершения обязательной школы учащиеся могут продолжить обучение в одном из следующих учреждений: средняя школа, гимназия, профессиональная школа. Завершение структурных реформирований верхней ступени среднего образования планируется к 2010 году (продолжительность первой фазы: 1998-2005 гг.). Намечено упростить сложную систему верхней ступени среднего образования следующим образом: 1) современная академическая гимназия по профилированию гуманитарных, естественных, технических наук и искусства и 2) неакадемическая техническая гимназия, обучающая профессиональным навыкам и техническим предметам. Осуществляется постепенный переход: до 2005 года будет существовать “тройная” структура (средняя школа, гимназия, профессиональная школа) при поэтапном введении профильных учебных планов.
III СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ВАРИАНТ ВИДЕНИЯ Национальный стандарт среднего общего образования должен быть основным документом для организации образовательного процесса в школе как ориентир для всех его участников. Во введении должна быть обоснована необходимость перехода нынешней системы школьного образования на модель образования, ориентированного на результат. Вместе с тем должны быть раскрыты особенности новой модели образования. В разделе “Ценности и цели среднего общего образования” должны быть описаны общечеловеческие и национальные ценности, учитывающие, с одной стороны, казахстанский менталитет, национально-исторические и этнические традиции, с другой – достояния общей культуры, нацеливающие на духовное развитие личности. В этом же разделе должны быть представлены базовые компетенции как цели национального уровня. В разделе “Структура школы” предусматривается описание цели и задач начальной, основной и старшей ступеней школ. Раскрыты особенности старшей ступени школ, а также различных типов и видов общеобразовательных учреждений. В разделе “Социализация личности” предполагается обоснование сущности социализации как более емкого процесса, включающего в себя целенаправленную воспитательную деятельность педагогов, путем организации воспитательных мероприятий и учебных занятий, работы ученического самоуправления, детских общественных объединений, различных клубов, кружков. В разделе также должны быть описаны механизмы сотрудничества с родителями, представителями различных общественных организаций. Раздел “Ключевые компетенции” должен включать описание целей общих для всех образовательных областей. Они должны быть представлены в виде ожидаемых результатов в ключе навыков широкого спектра, т.е. компетенций. В разделе “Ожидаемые результаты по образовательным областям” должен быть представлен перечень образовательных областей с описанием основных разделов и подразделов. Здесь же представляются ожидаемые результаты по каждой образовательной области на 6-8 уровнях, предполагающие двухгодичный цикл учебных достижений учащихся, соответствующие 2-4-6-8-10-12 классам. Такого характера многоуровневая система целей в виде ожидаемых результатов становится основанием для разработки различных образовательных программ, учитывающих потребности различных групп учащихся. Раздел “Система оценивания учебных достижений учащихся” предполагает описание нового подхода к оценке учебных достижений ориентированного на отслеживание не предметных знаний и умений, а навыков широкого спектра. Должны быть детально описаны средства и механизмы осуществления текущего, рубежного и итогового оценивания результатов обучения учащихся. В разделе “Особенности организации учебного процесса” будут описаны основные методы, приемы и технологии организации учения как ведущей деятельности ученика и как ключевого процесса в школе. Главная особенность организации учебного процесса заключается в переносе акцентов с передачи учителем готовых знаний по предметам и усвоения их учащимися на развитие компетенций. В разделе “Организационно-нормативные условия проектирования образовательного процесса в школе” должны быть описаны нормативы учебной нагрузки по ступеням и образовательным областям, приемы и технология распределения учебного времени в рамках образовательной области для составления рабочего учебного плана на уровне школ. Также должны быть описаны правила построения индивидуальных учебных планов, учитывающих запросы и потребности отдельных учащихся. В целом структуру Национального стандарта среднего общего образования Республики Казахстан можно представить в следующей логике: Введение 1. Ценности и цели. 2. Структура школы. 3. Социализация личности. 4. Ключевые компетенции. 5. Ожидаемые результаты по образовательным областям. 6. Система оценивания учебных достижений учащихся. 7. Особенности организации учебного процесса. 8. Организационно-нормативные условия проектирования образовательного процесса в школе.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |