Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.



2019-12-29 286 Обсуждений (0)
Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве. 0.00 из 5.00 0 оценок




Текущие конъюнктурные факторы (спад производства в 90-х гг.; приоритетное внимание удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта; вынужденные административные меры по защите собственного рынка)

Системные факторы (свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал).

Структурные факторы, затрудняющие интеграцию стран СНГ:

несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;

низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;

отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;

потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

Институциональные факторы: различия реформационной социально-экономической политики; механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, степени прямого государственного управления экономикой.

За полтора десятка лет органами СНГ было принято большое количество совместных решений. Большая часть из них осталась на бумаге из-за нежелания стран-членов идти на ограничение своего суверенитета. бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.

Главное препятствие для успешной интеграции - отсутствие ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса.

Тем не менее, несмотря на все трудности, сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран — членов СНГ.

 

 

19.СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.

В НАФТА процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление, но одновременно создает среду потенциальных конфликтов. Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству

70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА.

В ходе встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

20.АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) – международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

– поддержание экономического роста стран региона;

– укрепление взаимной торговли;

– ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков

Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в.

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития .

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

1) Сотрудничество только в экономической сфере.

2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

3) Отказ от принуждения, примат добровольности.

4) Приоритетное внимание к информационному обмену.

5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

Признавая особо важную роль малых и средних предприятий во всех национальных экономиках участники Форума приняли решение о создании специальной группы ДКС по малому и среднему бизнесу. Сферами ее деятельности являются: работа над расширением доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансовым ресурсам, информации и коммуникационным технологиям; укрепление взаимодействия МСП с представителями государственной администрации.

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

торговые тарифы; нетарифные меры регулирования взаимной торговли; международные услуги; международные инвестиции; стандартизация товаров и услуг; таможенные процедуры; права интеллектуальной собственности; конкурентная политика; распределение государственных заказов; правила, касающиеся происхождения товара; посредничество в спорах; мобильность бизнесменов; внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО; сбор и анализ информации.

 

Интеграционные объединения Африки.

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) учреждено в 1975 г. Членами ЭКОВАС являются: Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и Кет д'Ивуар.

Целями организации провозглашены:

развитие всестороннего экономического сотрудничества;

мобилизация природных ресурсов;

выравнивание уровней развития стран региона;

поэтапное создание в течение 15 лет африканского общего рынка;

проведение совместной экономической политики, координация планов развития государств-членов.

Экономическая интеграция в рамках ЭКОВАС развивается по следующим направлениям:

либерализация региональной торговли;

создание таможенного и валютного союза;

установление свободного режима передвижения граждан и имущества;

развитие и реализация совместных проектов в области энергетики, горнодобывающей промышленности и

дорожного строительства.

АФРИКА

В рамках ЭКОВАС создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития (ФККД) со штаб-квартирой в г. Ломо (Того). В функции ФККД входит, в частности, возмещение потерь от снижения пошлин в результате создания зоны свободной торговли; финансирование строительства совместных объектов и т.п.

Правовые основы функционирования ЭКОВАС представляет высший орган сообщества — ежегодная конференция глав государств и правительств. Постоянный административный орган — Исполнительный секретариат. Штаб-квартира — г. Логос (Нигерия).

Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в результате подписания соглашения об учреждении организации в 1964 г. в г. Браззавиль (Конго). Страны — члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея (с 1983г.).

В рамках блока на межстрановую торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов.

Целями ЮДЕАК провозглашены:

образование общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле;

согласование экономических программ;

унификация налоговых систем;

строительство совместных предприятий;

финансовая взаимопомощь и создание льготных таможенных условий для стран-членов, не имеющих выхода к морю (Чад, ЦАР).

В рамках ЮДЕАК функционируют такие финансовые организации, как Фонд солидарности. Банк развития (БДЕАС), Банк государств Центральной Африки (БЕАС).

Правовые основы деятельности осуществляет высший орган ЮДЕАК — Совет глав государств, который проводит ежегодные сессии. Председателем ЮДЕАК назначается президент одной из стран-участниц на год. Штаб-квартира ЮДЕАК находится в Банги (ЦАР).

В ЮДЕАК сохраняются многочисленные препятствия на пути межстранового движения товаров, капиталов и рабочей силы. К основным причинам, препятствующим расширению внутрирегиональной торговли, в первую очередь следует отнести:

общий низкий уровень развития ее участников;

однотипность их специализации в международном разделении труда;

отсутствие развитой транспортной сети в регионе.

 

 

21.Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов”

Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства”

Для вступления в состав Европейского Союза необходимоналичие в стране достаточно высокого уровня экономического развития, сопоставимого со средними показателями ЕС, и осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привести внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза.

Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) - всего 15 стран.

Государствами-кандидатами, с которыми в настоящее время ведутся переговоры о вступлении в Союз, выступают Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония - всего 12 стран. Государством-кандидатом на вступление в Союз с рядом оговорок признана также Турция.

 с точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из трех компонентов (“опор”): Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой “опоры” подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза.

Три “опоры” Союза объединяет друг с другом, прежде всего, наличие единых целей и принципов, закрепленных непосредственно в Договоре о Европейском Союзе; единый состав государств-членов. Важным условием целостности Европейского Союза выступает наличие у этой организации единой системы руководящих органов - институтов Европейского Союза.

По характеру своей компетенции Европейский Союз выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет. Современный Европейский Союз - это государственно-подобное образование, постепенно эволюционирующее в сторону полноценной федерации. В то же время на современном этапе Европейский Союз еще сохраняет ряд общих черт с международной (межправительственной) организацией и конфедерацией государств.

Федерализация является главной тенденцией развития Европейских сообществ и Союза с момента их основания и по сей день. Наиболее принципиальными достижениями на этом пути являются:

*построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС;

*строительство экономического и валютного союза;

*создание Шенгенского пространства и введение единой визы для иностранцев на основании Шенгенских соглашений;

*разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и др.;

*формирование права Европейского Союза;

*введение института гражданства Союза как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с Европейским Союзом;

*принятие законодательства о европейском акционерном обществе- единой организационно-правовой форме юридических лиц, которая может использоваться для осуществления предпринимательской деятельности на всей территории Европейского Союза;

*разработка законодательства и принятие организационных мер в уголовно-правовой сфере: нормативные акты по борьбе с терроризмом, фальшивомонетничеством, отмыванием денег и другими формами “транснациональной” преступности; установление минимальных стандартов защиты прав лиц, потерпевших от преступлений; создание Европейского полицейского ведомства (Европол); подготовка к введению “европейского ордера на арест” и др.;

*превращение Европейского Союза в самостоятельного участника международных отношений, установление Союзом партнерских отношений с иностранными государствами, в том числе с Российской Федерацией.

В начале XXI века Европейский Союз вступил в новый этап преобразований, цель которых - сделать эту организацию более демократической и способной эффективно функционировать в условиях, когда в ее состав будут входить около тридцати государств-членов.

 

 

22.Международные экономические организации как субъекты МЭО появились в ответ на возникшую объективную необходи­мость межгосударственного регулирования МЭО после Второй мировой войны.

Межгосударственное регулирование международных отно­шений — это совокупность добровольно принимаемых на себя разными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

Главные предпосылки возникновения такой необходимости:

- либерализация международной торговли путем сниже­ния таможенных тарифов;

- крах мировой колониальной системы и обеспечение раз­вития освободившихся стран;

- сырьевые и энергетические кризисы 70—80-х годов, ос­ложняемые действиями стран — экспортеров нефти, структур­ные кризисы в РСРЭ;

- глобализация мировой экономики, усиление взаимосвя­зей и взаимозависимости стран, приспособление националь­ных экономических систем к происходящим изменениям в ми­ровом хозяйстве;

- усиление мощи транснациональных корпораций;

- интенсивное развитие процессов международной эконо­мической интеграции;

- распад мировой социалистической системы;

- интенсивное развитие экономических отношений между странами в условиях несогласованности национальных законо­дательств и различий в методах регулирования внешнеэконо­мических связей;

- обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации.

Международные экономические организации — это система образований различного вида, создаваемых на дого­ворной основе государственными или хозяйственными органа­ми заинтересованных стран для решения хозяйственных и по­литико-экономических вопросов или совместной производст­венно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, отраслях производства. Таким образом, МЭО служат инструментом объединения усилий и средством аккумуляции материальных, финансовых, информа­ционных, человеческих ресурсов в целях решения социаль­но-экономических проблем, в том числе и глобальных.

По характеру деятельности различают МЭО координирую­щие, оперативные и консультационные.

Координирующие МЭО — это организации, обладающие собственными полномочиями и финансовыми средствами, на основе которых координируют международное, региональное, национальное, финансовое и социально-экономическое раз­витие.

Оперативные МЭО существуют в виде различных форумов, где высказывается точка зрения (требование) правительств стран мира и вырабатываются подходы и рекомендации по проведению экономической политики в отдельных странах и регионах.

Консультативные МЭО занимаются исследовательской ра­ботой, на основе сбора и анализа статистической информации предоставляют отчеты и прогнозы развития стран, регионов и всей мировой экономики в целом.

По форме МЭО могут быть неправительственными и меж­правительственными, по периоду деятельности — временными и постоянными, по масштабу деятельности — региональными и всемирными, по характеру рассматриваемых проблем — глобаль­ными, универсальными, специализированными.

Включает: ООН, многосторонние торгово-экономические организации ( ВТО/ГАТТ, ЮНКТАД, МТО, МТП), международные валютно-финансовые и кредитные организации (МВФ, Группа Всемирного банка), специальные экономические и научно-технические организации (ЮНИДО, ФАО, ВОИС, МОТ). 

 

23.Финансовые ресурсы мира (мировые финансы) – это совокупность финансовых ресурсов всех стран, юридических и физических лиц, международных организаций и международных финансовых центров мира.

Финансовые ресурсы неравномерно распределены между странами, поэтому находятся в движении, перераспределяясь между различными участниками международных экономических отношений. Это движение финансовых активов принимает форму международной миграции капитала – предпринимательского, ссудного, частного или официального. Последний предоставляется за рубеж государствами или международными организациями, часто – на льготных условиях в виде официальной помощи развитию. Но основная масса финансовых активов покупается и продается на мировом финансовом рынке (мировых рынках капитала). Часть из них попадает в золотовалютные резервы, часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи. Другая часть финансовых ресурсов занята в обслуживании платежей, возникающих в ходе международной торговли товарами и услугами, передачи знаний (технологии) и международной миграции рабочей силы. Это движение финансовых активов в мире принимает форму международных валютно-расчетных отношений. Еще одна часть финансовых ресурсов попадает в золотовалютные резервы и используется для тезаврации.

Финансовая помощь – это предоставление богатыми странами материальной, денежной, технической помощи более бедным странам обычно на безвозмездной основе. Финансовая помощь включает в себя межгосударственные кредиты и гарантии, а также кредиты и гарантии международных организаций. Для сопоставления условий предоставления различных кредитов и займов используется интегральный показатель, так называемый «грант-элемент». В нем сравниваются условия отдельного кредита по трем параметрам: срок кредита, льготный период и процентная ставка. Он показывает, какую часть платежа в счет погашения долга недополучает кредитор в условиях предоставления кредита на более льготных условиях, чем коммерческие. К финансовой помощи принято относить те займы, кредиты, в которых грант-элемент составляет не менее 25%. Безвозвратные займы называют грантами.

Мировой финансовый рынок – это совокупность финансово-кредитных организаций, перераспределяющих финансовые активы между субъектами финансовых отношений.

Главными агентами мирового финансового рынка являются транснациональные компании, транснациональные банки, финансовые институты, такие как, пенсионные фонды и страховые компании.

Частные лица, компании, организации и правительства, как правило, развитых стран владеют основной частью золотовалютных резервов мира; именно их финансовые средства обращаются на мировом финансовом рынке и в основном служат главными источниками финансовой помощи в мире.

В структуре мирового финансового рынка можно выделить валютный рынок, рынок деривативов, рынок страховых услуг, рынок акций и кредитный рынок. [2]

Золотовалютные резервы подразделяются на официальные и частные. В России международные резервы представляют собой высококачественные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервы складываются из активов в иностранной валюте (в основном доллары и евро), монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов. Структура золотовалютных резервов у всех стран разная. Доля золота в золотовалютных резервах России в апреле 2009 года составила 4%. Лидируют по запасам золота США (около 74% золотовалютных резервов в золотовалютных резервах), Германия (около 58% золотовалютных резервов в золотовалютных резервах). В апреле 2009 года золотовалютные резервы России составляли 383,9 млрд.долл., в августе 2009 года 596, 6 млрд.долл.

Наиболее активно перелив финансовых ресурсов осуществляется в мировых финансовых центрах. К ним относят те места в мире, где торговля финансовыми активами между резидентами разных стран имеет особенно большие масштабы. Это прежде всего Нью-Йорк и Чикаго – в Америке; Лондон, Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева и Люксембург – в Европе; Токио, Сингапур, Гонконг и Бахрейн – в Азии.

 


 

 



2019-12-29 286 Обсуждений (0)
Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)