Периодизация древнегреческой культуры .
Введение.
Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Достижения культуры Древней Греции в разных ее сферах со всеми противоречиями, одаренность, избыток творческих сил эллинов не перестают удивлять и очаровывать человечество. К. Маркс, сравнивая "греческое чудо" с детством человеческого духа, его пробуждением, вопрошает: "Почему историческое детство человечества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для вас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46. С. 48). Истоки античной культуры, в которой воплощаются ее особенности и ценности, уходят к началу I тысячелетия до н.э., когда формируется древнегреческая мифология, религиозно-мифологические представления.
Периодизация древнегреческой культуры . Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом: I. Греки или эллины (как они себя называли, связывая свое происхождение с мифическим первопредком по имени Эллин, давшим начало всем греческим племенам: ионийцам, дорийцам, эолийцам, фригийцам и пр.) не были первыми обитателями побережий Эгейского моря. Догреческим населением были племена пелазгов (или пеласгов), карийцев, лелегов. Они создали высокоразвитую культуру, о чем свидетельствуют археологические исследования. II. В период XI-IXвв. наступает глубокий упадок во всех сферах жизнедеятельности, который явился логическим завершением страшной катастрофы, пережитой крито-микенской цивилизацией на рубеже ХIII-ХII вв. до н.э. Греция была отброшена далеко назад. III. Античная цивилизация включает в себя три этапа: 2. Классический период (V-IV вв. до н.э.) - время расцвета демократии, прежде всего Афинской, пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры во всех ее сферах. 3. Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) - противоречивая эпоха. Это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической самостоятельности, но и великих культурных достижений. В эллинистических государствах изменилось положение индивида. Человек уже не самодействующий инициативный субъект, не гражданин суверенного полиса, а объект управления. По словам философа Антисфена из Афин, человек должен искать смысл жизни в себе самом и не быть мерой всех вещей (Древние цивилизации. - М., 1989). С одной стороны, в эллинистическом мире развиваются некоторые общие культурные элементы, что обусловлено распространением греческой культуры на громадной территории после великих завоеваний Александра Македонского. С другой стороны, под воздействием местных древних культур, бытующих среди народных масс, складываются специфические черты, направления в каждой отдельной стране, испытавшей в той или иной мере влияние эллинистической культуры. Таким образом, эллинистическая культура явилась синтезом местных и эллинских традиций, в той или иной мере воздействовавших друг на друга. Разрушаются прежние формы в повседневной жизни, традиции государственности. В то же время явный подъем переживают некоторые отрасли ремесла, совершенствуется техника. Восстанавливались и возводились заново города с правильной планировкой, великолепными общественными постройками, парками, бассейнами. Но развитие техники было направлено преимущественно на производство предметов роскоши для привилегированных слоев, жилища широких масс простолюдинов и предметы их обихода оставались на крайне низком уровне. Каждый из указанных выше периодов оставил свой след в разных сферах античной культуры. Религия, мифология . Греческие религиозно-мифологические представления не есть нечто застывшее, неизменное. Мифология древних эллинов возникла на базе их стремления понять начала мироздания, объяснить появление жизни на земле, определить, почему идет дождь, дует ветер, в чем причины стихийных бедствий, каково место человека в окружающем мире и т.д. Она явилась шагом вперед в познании окружающего мира, самого себя, социальной организации, этапом в запечатлении знаний в чувственно-конкретных образах, осмыслении опыта, накопленного многими поколениями. Здесь художественный, мифологический, религиозный компоненты представлены в единстве. Мифологическое сознание создало целостный образ мира, где все имело свое значение, место и объяснение. Древний человек мог объяснить мир и все в нем происходящее, только обращаясь к сверхъестественным силам, и все природное и человеческое получало свою сверхъестественную ипостась, олицетворялось божественными существами. Это привело к формированию религиозно-мифологической картины мира. Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов. За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни. Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки воспринимали богов как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе. Религия закрепляла и освящала классовую структуру общества, разделяющую господина и раба, богатого землевладельца и рядового гражданина. В религиозно-мифологических построениях уже заключены мировоззренческие проблемы - вопрос о началах мироздания, о происхождении мира, о его космическом родоначальнике (родоначальниках), об отношении мироздания и человека, выступающего в мифологии как отношение человека и богов, олицетворяющих явления природы. У Гесиода начинает просматриваться увядание мифологического образа. Систематизация, рационализация привела к тому, что боги сводятся к той или иной функции, их места четко определены на теогонической шкале. Это своего рода предчувствие философии.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |