Регламентация аудиторской деятельности в РФ
Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от30.12.2008. №307-ФЗ. В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России. I уровень - это закон об аудиторской деятельности, который определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как государственный контроль исторически превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать , что становление аудита в России состоялось. II уровень - распоряжение президента, постановления правительства РФ, такие как: №80 от 06/02/2002 по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ; постановления правительства РФ от 29/03/2002 №190 о лицензировании аудиторской деятельности; приказ Минфина РФ от 20.05.2010 №46н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . III уровень – система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная федеральными правилами – стандартами аудиторской деятельности. Основное значение стандартов – установление нормативного аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. IV уровень – методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им. V уровень – документы, необходимые для регламентации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита – общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Аудит товарных операций на предприятиях оптовой торговли осуществляется на базе приведенных ниже нормативных документов: Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Гражданский Кодекс Российской Федерации. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от22.05.03 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. №94н. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н. Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н. Положение по бухгалтерскому чету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5.
1.3. Цели и задачи аудита движения денежных средств в кассе
Основная цель аудиторской проверки — формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств действующим в Российской Федерации нормативным документам. Для достижения данной цели необходимо установить законность, достоверность и целесообразность совершения операций с денежными средствами на предприятии, правильность их отражения в учете и отчетности. В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи: - ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе; - изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций; - проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм целевого использования, полученных из банка по чекам денежных средств (в том числе валютных) и другие; - установление количества открытых в банках рублевых и валютных счетов, определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия (в том числе валютных), правильности их отражения в учете; - проверка состояния платежно-расчетной дисциплины.
Аудит операций с денежными средствами осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных и законодательных документов: - Кодекса РФ об административных нарушениях; - Федерального закона от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ»;[3] - Федерального закона от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;[4] - Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993г. № 40;[5] - Положения о безналичных расчетах в РФ, утвержденного письмом ЦБ РФ от 3 октября 2002г. № 2-П; [5] - Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"; [1] Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. [8] При аудите кассовых операций проверяют счета (субсчета): 50«Касса»; 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета»; 55 «Специальные счета в банках»; 57 «Переводы в пути».
Глава 2.Планирование аудита движения денежных средств в кассе 2.1. Ознакомление с деятельностью аудируемого лица ООО «Мотор».
Полное фирменное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Мотор», место нахождения: г. Мурманск, ул. С. Перовской, 6. Предприятие имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Основной целью деятельности общества является получение прибыли. Основной вид деятельности – строительно-монтажные и ремонтные работы. ООО «Мотор» имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные банковские счета. Участники Общества несут ответственность в доле своих вкладов. Общество может создавать самостоятельно и совместно с другими фирмами дочерние структуры и филиалы. Основу планирования деятельности общества составляют решения Генерального директора, а также хозяйственные договоры, заключенных с потребителями, покупателями, поставщиками. Выполнение работ и оказание услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно. Уставный капитал Общества составляет 65000 рублей. Увеличение уставного капитала производится путем дополнительных взносов учредителями в соответствии с законодательством. Решение об изменении уставного капитала принимается общим собранием Общества. Общее собрание участников является высшим органом управления ООО «Мотор», оно принимает решения по следующим вопросам: - изменение устава, размера уставного капитала; - образование исполнительных органов и прекращение их полномочий; - утверждение годовых отчетов, бухгалтерского баланса и распределение прибыли; - реорганизация и ликвидация Общества; - назначение Генерального директора, прекращение его полномочий; - прием в состав Общества новых участников, приобретение долей и др. Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства. Общество может пользоваться привлеченными средствами: кредитами, займами, а также средствами от выпуска облигаций. Прибыль организации подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Чистая прибыль поступает в полное распоряжение Общества и распределяется по его рассмотрению. Она может направляться на создание резервного капитала, и покрытию убытка, на увеличение уставного капитала. ООО «Мотор» осуществляет учет результатов работ, контроль за ходом производства, ведет оперативный, бухгалтерский, статистический и налоговый учет. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности должно соответствовать законодательству в области бухгалтерского учета в РФ: ФЗ « О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, бухгалтерским стандартам. Ответственность за состояние бухгалтерского учета в Обществе возложена на главного бухгалтера. Годовая бухгалтерская отчетность составляется главным бухгалтером, документооборот – Генеральным директором Общества.
ООО «Мотор» является подрядной организацией, т.е. выполняет работы по договору подряда, заключаемому с заказчиком. Подрядчик обязан иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством. ООО «Мотор» имеет лицензию на осуществление строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. К дополнительным видам деятельности относится оптовая торговля электротехнической продукцией (кабельная продукция, низковольтная аппаратура, контрольно-измерительные приборы, силовое оборудование, светотехническая продукция).
2.2Изучение и оценка и внутреннего контроля движения денежных средств в кассе.
Система внутреннего контроля — это политика и процедуры разработанные чтобы: - защитить активы, - обеспечить соответствие с финансовой политикой компании, - обеспечить достоверность данных, отраженных на бухгалтерских счетах. Жесткая система внутреннего контроля над денежными средствами и ликвидными активами увеличивает вероятность того, что произведенные оценки денежных средств и их эквивалентов являются точной и надежной информацией для пользователей финансовых отчетов. Охрана денежных средств является наиболее важным вопросом на многих предприятиях. Денежные средства легко скрыть и перевезти, на них нет знаков принадлежности, и они являются конвертируемыми. Риск кражи напрямую связан с тем, что отдельные лица имеют доступ к системе учета и могут получить разрешение на охрану денежных средств. Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Целью данного исследования является провести аудиторскую проверку движения денежных средств в кассе и дать заключение по итогам данной проверки. Перед началом аудита необходимо провести оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ООО «Мотор». Оценка системы внутреннего контроля производится аудитором на стадии планирования аудиторских процедур (предварительная оценка) и подтверждается или корректируется при их проведении. Оценивая систему внутреннего контроля движения денежных средств в кассе, аудитору следует выяснит, кто несет ответственность за них. Особое внимание необходимо обратить на то, кто должен санкционировать операции по движению денежных средств в кассе и кто в действительности санкционирует эти операции. Если операции с денежными средствами санкционируют не те лица, которые на это уполномочены, или такие операции вообще не санкционируются (либо санкционируются задним числом), это свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля. Кроме того, для эффективного функционирования системы внутреннего контроля функции учета операций с денежными средствами должны быть отделены от санкционирования этих операций. Аудитору необходимо выяснить, каким образом организована передача информации о денежных средствах в бухгалтерию организации. Аудитору надлежит сверить данные о движении денежных средств в бухгалтерском учете и отчетности с данными кассы. Выявление фактов несвоевременной передачи информации или передачи неточной информации, несовпадения данных бухгалтерского учета с данными отдела ценных бумаг свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля и требует увеличения объема проводимых аудиторских процедур. При проверке операций по учету денежных средств аудитору целесообразно использовать тест внутреннего контроля, что позволяет оценить его надежность и скорректировать программу проведения проверки. (табл.2.1). Таблица 2.1 – Тест внутреннего контроля учета движения денежных средств в кассе
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |