Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ



2019-12-29 128 Обсуждений (0)
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

 

Введение. 4

Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 7

1.1. Назначение финансового анализа. 7

1.2. Методы финансового анализа и его информационная база. 23

Глава 2. Финансовое состояние предприятия в 2004 – 2006 г.г. 31

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Продэкс». 31

2.2. Анализ финансовый деятельности ООО «Продэкс». 35

2.2.1. Анализ статей актива баланса. 35

2.2.2. Анализ статей пассива баланса. 38

2.2.3. Анализ ликвидности. 40

2.2.4. Анализ финансовой устойчивости. 43

2.2.5. Анализ рентабельности. 45

Глава 3. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия. 50

3.1. Снижение риска банкротства. 50

3.2. Проведение финансового оздоровления. 54

3.3. Оценка эффективности проекта. Анализ рисков и контроль мероприятий 60

Заключение. 67

Список литературы.. 72

Приложение 1. 74

Приложение 2. 76

 

Введение

 

Финансовое состояние является комплексным понятием и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности предприятия. Его определяют на конкретную дату.

Хорошее финансовое состояние – это устойчивая платежная готовность, достаточная обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективное их использование с хозяйственной целесообразностью, четкая организация расчетов, наличие устойчивой финансовой базы. Плохое финансовое состояние характеризуется неэффективным размещением средств, их иммобилизацией, неудовлетворительной платежной готовностью, просроченной задолженностью перед бюджетом, поставщиками и банком, недостаточно устойчивой потенциальной финансовой базой, связанной с неблагоприятными тенденциями в производстве.

Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами. Оценка финансового состояния предприятия – операция неоднозначная. Вместе с тем достоверная и объективная оценка финансового состояния предприятия нужна для принятия эффективных управленческих решений.

В нынешней, сложной экономической ситуации экономический анализ позволяет оценить не только свое положение на рынке, но и финансовое состояние конкурентов и партнеров, то позволяет не совершать многих ошибок при принятии различных управленческих решений.

Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы «освобождения от непомерных долгов» и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей.

В процессе финансового анализа изучают финансово - экономическое состояние предприятия и принимают решения по управлению капиталом, денежными потоками, доходами, расходами и прибылью.

Цель такого анализа — исследовать важнейшие аспекты денежного оборота и принять меры по укреплению финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта. Стабильное финансовое состояние предприятия означает своевременное выполнение обязательств перед его персоналом, партнерами и государством, что предполагает финансовую устойчивость, нормализацию платежеспособности, кредитоспособности и рентабельности активов, собственного капитала и продаж.

В процессе финансового анализа выбирают и оценивают критериальные показатели, используя их для принятия обоснованных финансовых и инвестиционных решений с учетом индивидуальных особенностей деятельности хозяйствующего субъекта. Параметры, полученные в результате аналитической работы, должны быть оценены с позиции их соответствия рекомендуемым (нормативным) значениям, а также условиям деятельности конкретного предприятия. Основным объектом изучения является бухгалтерская отчетность, а его инструментарием — система аналитических показателей (абсолютных и относительных), характеризующих текущую инвестиционную и финансовую деятельность хозяйствующего субъекта.

Показатели (финансовые коэффициенты), полученные в результате анализа текущей (операционной) деятельности, используют в целях финансового планирования, прогнозирования и контроля.

С помощью инвестиционного анализа выбирают и реализуют наиболее эффективные инвестиционные проекты, отвечающие критериям требуемой рентабельности, безопасности и экономичности (минимизации капитальных затрат). Портфельный анализ необходим для формирования оптимального портфеля финансовых активов, состоящего из совокупности ценных бумаг с заданными параметрами доходности, ликвидности и риска.

Изменение тех или иных факторов внутренней и внешней среды часто вызывает потребность в корректировке финансовой стратегии и тактики с учетом воздействия этих факторов на финансовое состояние предприятия. Поэтому возникает необходимость многовариантных подходов к оценке последствий возникновения тех или иных ситуаций в хозяйственной деятельности, что должно находить отражение в финансовом анализе.

Целью данной дипломной работы является:

- изучение теоретических основ финансового анализа;

- проведение финансового анализа предприятия по данным финансовой отчетности, на примере ООО «Продэкс»;

- разработка мер по улучшению финансового состояния предприятия.

Предметом рассмотрения представленной дипломной работы являются методы анализа финансового состояния предприятия и пути его улучшения на примере предприятия ООО «Продэкс».

Объектом исследования является – финансовое состояние предприятия ООО «Продэкс».

При написании данной дипломной работы были обозначены следующие основные задачи:

- изучение теоретических основ анализа финансового состояния предприятия;

- диагностика финансового состояния ООО «Продэкс»  в 2004-2006г.г.;

- разработка мер по улучшению финансового состояния предприятия.

 

Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия

 

1.1. Назначение финансового анализа

 

Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент - это искусство управления финансами предприятий и корпораций, т. е. денежными отношениями, связанными с формированием и использованием их капитала, доходов и денежных потоков. Он осуществляется путем разработки рациональной финансовой стратегии и тактики с помощью диагностики внутренней и внешней экономической среды.

Финансовая стратегия — сложная многофакторная модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных целей в общей концепции развития предприятия.

Необходимость разработки финансовой стратегии обусловлена рядом обстоятельств:

- диверсификацией деятельности предприятия на товарном и финансовом рынках;

- потребностью в изыскании дополнительных источников финансирования;

- наличием единой конечной цели финансово-хозяйственной деятельности, которая состоит в оптимизации стоимости (цены) капитала компании;

- развитием мирового финансового рынка.

Финансовая стратегия определяет финансовые цели и способы их достижения с помощью проведения определенной кредитной, эмиссионной, дивидендной и инвестиционной политики.

Финансовая стратегия как система долгосрочных целей предприятия определяется его финансовой идеологией (например, стремлением максимизировать доходность хозяйственных операций и минимизировать коммерческие риски и др.).

Диагностика внутренней среды включает в себя разработку мер по эффективному управлению активами, собственным и заемным капиталом предприятия.

Анализ внешней среды осуществляют по следующим параметрам:

- изучение цен на товары и услуги;

- изучение ставок налогообложения и процентных ставок по банковским кредитам и депозитам, курса эмиссионных ценных бумаг;

- изучение деятельности конкурентов на товарном и финансовом рынках и др.

В результате проведенного анализа выявляют возможные альтернативные решения и осуществляют их оценку на предмет реализации.

Реальность принимаемых решений в значительной мере зависит от качества их аналитического обоснования. Введение с 01.01.2000 г. (с изменениями и дополнениями с 01.01.2004 г.) нового порядка учета доходов и расходов, а также прибыли предприятий, приближение форм бухгалтерской (финансовой) отчетности к требованиям международных стандартов вызывают необходимость использования методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Данная методика важна для обоснования выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости, доходности и деловой активности предприятия в условиях предпринимательского риска. Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является публичная бухгалтерская отчетность. Она базируется на обобщении данных регистров бухгалтерского учета

Субъектами анализа являются экономические службы, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации.

Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Например, собственникам важно установить эффективность использования активов собственного и заемного капитала предприятия, их способность генерировать максимальный объем дохода (прибыли) Акционеров (собственников) компании интересует также размер дивидендов, выплачиваемых из чистой прибыли.

Персонал заинтересован в информации о прибыльности и стабильности деятельности предприятия как работодателя с целью иметь гарантированную оплату труда и рабочее место. Банки-кредиторы заинтересованы в информации, позволяющей определить целесообразность предоставления кредитов, условия их выдачи, оценить риск по возврату кредитов и уплате процентов. Заимодавцев, предоставляющих долгосрочные ссуды клиентам, интересует ликвидность предприятия не только по краткосрочным обязательствам, но и его платежеспособность с позиции ее сохранения в будущем.

Инвесторов интересует вероятность доходности и риска, осуществляемых и прогнозируемых вложений капитала, способность предприятия формировать прибыль и выплачивать дивиденды.

Поставщики и подрядчики заинтересованы в том, чтобы предприятие в срок рассчитывалось по своим обязательствам за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные для него работы, т е. финансовая устойчивость как фактор стабильности партнера.

Покупателям и заказчикам необходима информация, подтверждающая надежность сложившихся деловых связей и определяющая перспективы их дальнейшего развития.

Налоговые органы пользуются данными бухгалтерской отчетности для реализации своего права, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств перед бюджетами всех уровней. Критериями для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных организаций являются финансовая устойчивость и ликвидность предприятия,

Внутренние пользователи (руководители и менеджеры среднего звена) на базе бухгалтерской отчетности осуществляют оценку показателей финансового состояния, устанавливают тенденции его развития, готовят информацию финансовой отчетности, обеспечивающую всех заинтересованных пользователей.

Бухгалтерская отчетность служит исходной базой для принятия управленческих решений по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия Финансовый директор в интересах владельцев (собственников) предприятия принимает решения по использованию различных ресурсов для получения экономической выгоды. В данном контексте все деловые решения можно отнести к трем основным сферам:

- инвестирование ресурсов;

- основная деятельность посредством использования этих ресурсов;

- приемлемое сочетание источников финансирования, обеспечивающее создание денежных фондов под эти ресурсы.

В долгосрочной перспективе успешное использование ресурсов (материальных и денежных) должно обеспечивать повышение финансового потенциала предприятия, включая его способность осуществлять дальнейшие инвестиции.

Следовательно, проведение комплексного финансового анализа входит в компетенцию высшего звена управления организацией, способного принимать решения по формированию и использованию финансовых ресурсов, а также влиять на движение капитала и денежных потоков.
Эффективность локальных управленческих решений по определению цены готового продукта, объема закупок материальных ресурсов пли поставок готовой продукции, замены оборудования и технологии оценивают с точки зрения конечного финансового результата.

С помощью финансового анализа принимают решения по:

- краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотного капитала);

- долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты, недвижимость, эмиссионные ценные бумаги и т.д.);

- стоимости (цене) и структуре капитала;

- эмиссии дополнительных пакетов акций;

- выплате дивидендов владельцам акций;

- мобилизации резервов экономического роста (за счет увеличения объема продаж и прибыли, снижения издержек производства и обращения, поглощения других компаний и т, д.).

Финансовая деятельность хозяйствующего субъекта отражает организацию денежных (финансовых) отношений, связанных с формированием и использованием его капитала, доходов и денежных фондов.

Капитал (пассивы баланса) служит источником образования активов (имущества) предприятия. Доходы выступают в форме выручки от продажи товаров (продукции, работ и услуг) и прочих операционных и внереализационных доходов.[1]

Денежные фонды представлены фондами потребления, накопления и резервными. Они являются объектами финансового анализа, планирования и контроля. В теоретическом аспекте денежный фонд — обособившаяся часть денежных средств предприятия, получившая целевое назначение и возможность относительно самостоятельного функционирования. Денежные фонды представляют собой только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия. Денежные средства представляют собой деньги (в наличной и безналичной формах), находящиеся в полном распоряжении хозяйствующих субъектов и используемые ими свободно, без всяких ограничений. Исключение составляют наличные деньги, имеющиеся в кассе организации, которые могут быть израсходованы в пределах лимита, установленного банком по согласованию с его клиентами.
Денежные потоки — целенаправленное движение денежных средств при осуществлении текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Объективная оценка финансового состояния предприятий невозможна без анализа денежных потоков. В настоящее время многие из них имеют недостаток собственных оборотных средств и связанный с этим дефицит денежной наличности. В то же время значительное количество предприятий работают с прибылью. Таким образом, одна из задач управления финансовой деятельности организации — выявить взаимосвязи между денежными потоками и прибылью, т. е. установить, получена ли прибыль в результате эффективного использования денежных средств или за счет иных факторов.[2]

Основная цель финансовой деятельности — авансирование капитала в производственно-торговый процесс для последующего его увеличения за счет полученной прибыли.

Прибыль выражает форму дохода предприятия, образованного за счет всех видов деятельности.

Как стоимостная категория она представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия. При прочих равных условиях прибыль является показателем, который наиболее полно характеризует результативность производства, объем и качество произведенной продукции (работ, услуг), состояние производительности труда и уровень себестоимости. Прибыль — один из основных финансовых показателей бизнес-плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляют финансирование мероприятий по производственному, научно-техническому и социальному развитию хозяйствующих субъектов любой формы собственности.
Необходимым условием нормальной финансовой деятельности служит сохранение достаточной платежеспособности, ликвидности и деловой активности в течение отчетного и прогнозного периодов. Составным элементом финансовой деятельности служит экономическое воздействие на контрагентов, которое гарантирует выполнение ими договорных обязательств перед предприятием.[3]

У любого хозяйствующего субъекта возникают разнообразные денежные отношения между:

- предприятием и занятыми на нем работниками; эти отношения выражаются в выплате персоналу доходов по ценным бумагам (процентов и дивидендов), в оказании работникам материальной помощи и платных услуг социального характера из фонда потребления, образуемого из чистой прибыли;

- предприятием и поставщиками по поводу оплаты материальных ценностей, оборудования и услуг;

- предприятием и потребителями его продукции по поводу образования выручки от реализации товаров, работ и услуг;

- предприятием и негосударственными финансовыми институтами (коммерческими банками, фондовыми биржами, инвестиционными фондами, страховыми компаниями и др.);

- предприятием и правообладателями в связи с выплатой вознаграждения по договору коммерческой концессии;

- предприятием и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;

- предприятием - лизингополучателем и лизингодателем по договору финансовой аренды (лизинга) в связи с выплатой обязательных лизинговых платежей;

- предприятием и налоговыми органами, пенсионными, страховыми и иными государственными внебюджетными фондами по поводу уплаты в бюджет налогов, сборов и страховых взносов (в форме единого социального налога);

- предприятием и финансовыми органами при получении ассигнований из бюджета на определенные цели (например, на финансирование капиталовложений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пр.);

- предприятием и Центральной компанией финансово-промышленной группы в связи с перераспределением доходов внутри группы — между участниками, а также:

- отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) хозяйствующего субъекта в связи с приостановлением его текущих платежей;

- отношения, возникающие при слиянии, поглощении и разделении предприятий;

- отношения между предприятием и другими товарищами по поводу вкладов в соответствии с договором простого товарищества и распределения прибыли, полученной в результате их совместной деятельности, и др.

Перечисленные виды денежных отношений правомерно рассматривать как финансовые отношения, составляющие экономическую сущность финансов предприятий. Материальной основой рассмотренной системы денежных отношений выступает процесс движения денег, который в ходе индивидуального кругооборота средств представляет собой денежный оборот предприятия.[4]

В процессе финансовой деятельности его руководство (в лице финансового директора) принимает решения, характеризующие следующие аспекты:

1. Управление денежными потоками:

- выбор наиболее рациональных способов формирования уставного капитала (в денежной и не денежной формах) и привлечение дополнительных средств в оборот предприятия;

- формирование организационной структуры управления, обеспечивающей оптимизацию денежных потоков;

- построение учетной политики;

- определение условий хозяйственных договоров, связанных со способами и сроками денежных расчетов, уплатой штрафных санкций;

- инкассация дебиторской задолженности;

- оптимизация налоговых платежей;

- внедрение системы финансового управления на базе бюджетирования доходов, расходов и капитала;

- учет и контроль денежных потоков.

В результате управления денежными потоками обеспечивается сбалансированность денежных и материально-вещественных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения уставной деятельности и выполнения всех обязательств предприятия.

2. Сбережение всех видов ресурсов (материальных и финансовых):

- формирование уставного капитала;

- привлечение дополнительных источников финансирования с фондового и кредитного рынков;

- аккумуляция денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- образование нераспределенной прибыли;

- привлечение специальных целевых средств;

- учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.

В результате ресурсосбережения происходит экономическое развитие предприятия и укрепление его финансового равновесия в интересах собственников (учредителей, акционеров).

3 Распределение и использование капитала, доходов и денежных фондов:

- оптимизация вложений капитала во внеоборотные и оборотные активы;

- обеспечение налоговых платежей в бюджетную систему государства;

- вложение свободных денежных средств в наиболее ликвидные активы;

- использование денежных доходов и фондов на цели развития;

- в направление денежных доходов и фондов на цели потребления;

- учет и контроль использования капитала, доходов и денежных фондов;

В результате обеспечиваются максимизация стоимости капитала предприятия и рост его инвестиционной привлекательности.

Эффективная финансовая деятельность предприятия должна базироваться на схеме представительных финансово - экономических показателей. От их правильного выбора зависит принятие управленческих решений, касающихся состава, структуры и стоимости активов, величины собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств, объема выручки и прибыли от продаж и способов их достижения.

Точность и полнота учета и анализа финансовых показателей позволяют оценить достигнутый и необходимый уровень финансовой устойчивости, платежеспособности и деловой активности, установить оптимальные размеры запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, целесообразность инвестиций в реальные и финансовые активы.
Размер получаемых предприятием денежных доходов определяет возможности его дальнейшего производственного и научно-технического развития. Величина доходов зависит от объема производства и продаж, уровня цен, соблюдения договорной дисциплины и рационального использования финансовых ресурсов.[5]

Прибыльная финансовая работа возникает при условии превышения денежных доходов над расходами. В результате возникает возможность осуществления необходимых инвестиций, прежде всего за счет собственных средств и формирования резервов на компенсацию убытков при возникновении рисковых ситуаций. На практике коммерческие риски сопутствуют всем видам деятельности предприятия.

Государство регламентирует только величину прибыли, подлежащую взносу в бюджетную систему, путем установления соответствующих налоговых ставок. Чистую прибыль, оставшуюся после налогообложения, предприятие использует самостоятельно без каких-либо правовых ограничений. Исключение составляют акционерные общества, где законодательно закреплена минимальная величина резервного капитала, формируемого из чистой прибыли. Он должен составлять не менее 5% от уставного капитала.

Если предприятие реализует инвестиционные проекты, то доходы и расходы по ним должны быть определены с учетом темпа инфляции, ставки дисконтирования, уровня риска и возможных ошибок в проектных расчетах. В любом случае, уровень рентабельности проектов должен быть выше цены капитала (собственного или заемного), привлекаемого для их финансирования.

В той или иной ситуации предприятие должно постоянно следить за своим положением на товарном и финансовом рынках и обеспечивать конкурентоспособность товаров (продукции, работ, услуг).

Финансовый анализ отражает процесс изучения финансового состояния и ключевых результатов деятельности предприятия с целью выявления и мобилизации резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения устойчивого экономического роста.

В современных условиях объективно возрастает значение финансового анализа в оценке производственной и коммерческой деятельности предприятий, и прежде всего в формировании и использовании их капитала, доходов и денежных фондов предприятия в управлении денежными потоками, в сбережении всех видов ресурсов.

Результаты такого анализа необходимы руководству предприятия для принятия обоснованных финансовых и инвестиционных решений, а также собственникам (акционерам, учредителям), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам и другим лицам, заинтересованным в успешной работе предприятия

Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в составе и структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.

Локальные цели финансового анализа:

- определение финансово-экономического состояния предприятия;

- выявление изменений финансового состояния в пространственно-временном разрезе;

- определение основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

- прогноз основных тенденций финансового состояния.

Следовательно, определение цели — приоритетная стадия финансового анализа.

Правильно поставленная цель избавляет аналитиков от излишних аналитических процедур. Установив цель, аналитик должен выбрать главные пути ее достижения. Если ставится цель: достижение приемлемой финансовой устойчивости и платежеспособности, то необходимо вычислить соответствующие аналитические коэффициенты, характеризующие финансовую независимость предприятия от внешних источников финансирования, эффективность использования собственных оборотных средств, устойчивый экономический рост.

Для оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта целесообразно определить ликвидность его баланса в прогнозном периоде. В этих целях устанавливают источники погашения кредитов и составляют бюджеты движения денежных средств по балансовому листу на ближайшие кварталы. Отдельные банки осуществляют оценку кредитоспособности заемщиков по соответствующему классу, а также требуют от клиентов представления прогноза движения денежных средств на весь период кредитования.

При оценке инвестиционной привлекательности предприятия — эмитента ценных бумаг целесообразно проведение комплексного финансового анализа по всем параметрам его деятельности: финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности, деловой и рыночной активности.

Выбор цели определяет инструментарий и методику проведения финансового анализа.

Финансового директора интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и прогноз на более отдаленную перспективу.

Альтернативность целей финансового анализа определяет не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации (например, вложение капитала инвесторов в крупномасштабный проект, приобретение крупного пакета акций компании-эмитента, слияние или поглощение данного предприятия и т. д.).[6]

Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач:

- предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

- характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;

- оценка финансовой устойчивости и платежеспособности;

- определение показателей оборачиваемости активов и собственного капитала;

- характеристика источников средств: собственных и заемных;

- оценка движения денежных средств во временном и пространственном аспектах (по предприятию в целом н его подразделениям, филиалам);

- анализ прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- принятие на основе финансового анализа управленческих решений;

- использование результатов аналитической работы для планирования и прогнозирования основных параметров производственной и коммерческой деятельности (объема производства и продаж, издержек, прибыли, инвестиций и др.).

Перечисленные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических, информационных и методических возможностей его осуществления.

Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.

Чтобы принимать решения в сфере производства и сбыта продукции, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима систематическая деловая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.
На практике необходимо правильно читать информацию об исходных показателях, опираясь на цели и задачи анализа и управления. Основной принцип изучения аналитических показателей — дедуктивный метод, т. е. переход от общего к частному, но он должен использоваться многократно. В ходе такого анализа воспроизводятся историческая и логическая последовательность экономических факторов и событий, направленность и сила их воздействия на результаты хозяйственной деятельности предприятий.

Финансовый анализ является прерогативой высшего управленческого звена предприятия, способного влиять на формирование и использование финансовых ресурсов и на потоки денежных средств. Результативность частных управленческих решений, связанных с определением цен на продукцию, размера партии закупок сырья и материалов, величины сбытового запаса, заменой оборудования или технологии, должна быть оценена с позиции общего успеха предприятия и его экономического роста.

Ключевыми функциями финансового анализа являются:

- объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов деловой и рыночной активности хозяйствующего субъекта;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния и прогноз на будущее; в подготовка и обоснование управленческих решений в области финансовой и инвестиционной деятельности;

- поиск и мобилизация резервов улучшения финансовой деятельности предприятия.

Указанные функции выражают основное содержание финансового анализа как неотъемлемой части общей системы финансового управления организацией. Она представляет собой процесс упорядоченных действий по формированию рациональной структуры управления, созданию единого информационного поля и постановке технологии учета, анализа, планирования и контроля движения денежных средств и финансовых результатов. Следует иметь в виду, что все процедуры построения общей управляющей системы должны быть подчинены идее их рационального влияния на увеличение стоимости предприятия или доходности его хозяйственных операций с минимальным уровнем коммерческого риска.[7]

Для разработки системы финансового управления на предприятии практический интерес представляет классификация финансового анализа по видам (Рис. 1., Приложение 1).

В рамках принятой предприятием финансовой стратегии применяют все направления финансового анализа: внешний, внутренний, инвестиционный и портфельный, а также анализ приносящей доход недвижимости. При этом используют все стадии аналитического цикла: ретроспективный (исторический), текущий, оперативный и перспективный анализ.

В процессе построения системы бюджетного управления используют аналитическую информацию по структурным подразделениям (филиалам), по центрам финансовой ответственности (доходам, расходам, прибыли и инвестициям), по видам бизнеса (производство товаров, торговля, посредничество и пр.), а также по направлениям деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая).

Тематику финансового анализа определяет руководство предприятия (в лице финансового директора, заместителя генерального директора по экономике и финансам), исходя из целей финансово-хозяйственной деятельности и потребности в аналитической информации.

Полный анализ осуществляют по результатам хозяйственной деятельности предприятия за год, при оценке несостоятельности (банкротства) организации, при слиянии и поглощении компании и в других случаях, определяемых руководством.

Локальный анализ проводят при оценке эффективности системы бюджетирования и контроля в разрезе центров финансовой ответственности (центров финансового учета), при ликвидации нерентабельных подразделений и филиалов предприятия.

Методы финансового анализа выбираются аналитиками предприятия, исходя из поставленных руководством целей и задач.

При использовании различных видов анализа необходимо учитывать разнообразные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования и контроля, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных вариантов учета активов (имущества) и обязательств (учетная политика), уровень диверсификации хозяйственной деятельности, статичность используемых для изучения хозяйственных операций показателей и др.

 

1.2. Методы финансового анализа и его информационная база

 

Важная роль в финансово - хозяйственной деятельности предприятий принадлежит методам экономической диагностики. Финансовый метод можно определить как способ воздействия денежных отношений на хозяйственный процесс.

Финансовые методы действуют в двух основных направлениях:

1. По линии управления движением финансовых ресурсов;

2. По линии коммерческих (рыночных) отношений, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных ресурсов.

Рыночное содержание в финансовые методы вкладывают не случайно. Это обусловлено тем, что содержание финансов в сфере производства и обращения товаров тесно связано с коммерческим расчетом. Последний отражает способ ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Целью коммерческого расчета является извлечение приемлемой прибыли при минимальных затратах всех видов ресурсов (материальных, трудовых и денежных) в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями.

Реализация данной цели требует соизмерения вложенного капитала с финансовыми результатами производственно-торговой деятельности.

Возможные критерии такого соизмерения:

1. Максимум дохода или прибыли на рубль вложенного капитала;

2. Минимум денежных расходов и финансовых потерь;

3. Минимизация риска хозяйственных операций и др.

К финансовым методам можно отнести:

- планирование (оперативное и текущее);

- прогнозирование важнейших финансовых показателей (объема продаж,

- прибыли, доходности и др.);

- инвестирование капитала;

- самофинансирование;

- материальное стимулирование и ответственность;

- систему безналичных денежных расчетов;

- страхование имущества и самострахование (образование финансовых резервов);

- залоговые операции;

- трансфертные операции;

- операции по доверительному управлению имуществом;

- финансовую аренду (лизинг);

- факторинг;

- форфейтинг;

- операции с производственными финансовыми инструментами на срочном рынке и т. д.[8]

Например, кредитование — это фи



2019-12-29 128 Обсуждений (0)
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)